Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55728

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Сибирцева Марина константиновна

Как воспитать в ребёнке уважение к старшему поколению?

скачать документ

Вернуться назад
Как воспитать в ребёнке уважение к старшему поколению?
С каждым годом родителям все труднее и труднее найти взаимопонимание с подрастающими детьми. Часто родители жалуются, что дети абсолютно их не слушаются, не реагируют на замечания, игнорируют просьбы. А об уважении к родителям и говорить не приходится. Как же надо воспитывать своих детей, чтобы они выросли любящими, внимательными и заботливыми.
Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим «Десять Нельзя»:
* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда ты прекрасно знаешь об этом старшие не могут позволить себе отдыха;
* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз спроси так, чтобы не обидеть;
* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе, лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;
* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;
* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам твое слово, твоя улыбка, твое обращение бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;
* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.
Осуществление «Десяти Нельзя» требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслуживает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Полезно с детьми обсудить каждое правило.
Слово «дисциплина» ребенок должен знать с первого дня рождения. Если не знать, то чувствовать. Дисциплинировать – не значит держать ребенка в «ежевых рукавицах». Ваш ребенок должен усвоить, что жизнь – это определенный порядок. А усвоить это правило ребенок сможет лишь в том случае, если вы лично будете неукоснительно ему следовать. Вы – его кумир. Вы – образец для подражания. Ведь дети очень наблюдательны и буквально копируют своих родителей. Так что, если вы сами не будете дисциплинированными, то вряд ли у вас получится приучить к дисциплине своего ребенка. Совершенствуйтесь, развивайтесь, совершайте добрые дела. Итак, первое правило: станьте для своего маленького человечка примером для подражания во всем. Будете сами дисциплинированными, и дети вас не подведут. Не менее важным, чем дисциплина, является общение.  По мере роста и развития общение с родителями становится для ребенка все важнее и важнее. И если вы хотите, чтобы в подростковом возрасте ребенок советовался с вами, делился своими переживаниями и радостями, уделяйте как можно больше времени ежедневному общению с ним. Придется терпеливо отвечать на бесконечные вопросы в возрасте 2-5 лет. Придется читать вместе книги, смотреть мультфильмы, а потом делиться впечатлениями. Придется вспомнить детство и вместе с ребенком играть в те игры, которые ему нравятся. А потом учить уроки и так далее, и так далее. Итак, второе правило: общение. Помните, общаясь, вы закладываете основные черты характера своего ребенка. И чем больше любви вы подарите ему при общении, тем больше получите от него не только в данный момент, но и в дальнейшем. Проявляйте свою любовь открыто. Ребенок должен не только чувствовать вашу любовь, он должен постоянно слышать, что вы его любите. Чем большим вниманием и любовью вы окружите ребенка, тем послушнее он будет, ведь именно через вашу внимательность и любовь ребенок воспринимает заботу о себе. И позже сам будет с любовью и уважением заботиться о вас. Но ни в коем случае не думайте, что игрушками или дорогими вещами можно заменить общение, оправдываясь нехваткой времени. Такая «родительская любовь» вряд ли превратится в уважение к вам. Дети очень тонко чувствуют – искренняя любовь это, или покупная, и компенсировать настоящую любовь родителей невозможно ничем. Никогда не кричите на ребенка. Старайтесь не ругать его, если он что-то сделал не так. Дети еще не умеют обдумывать свои поступки и их последствия, поэтому вы должны помнить, что опыт и умение приходят со временем. Кто ничего не делает, тот и не ошибается. Дети могут долго не уметь оценивать возможные последствия своих действий. Будьте терпеливы, объясняйте, что произойдет после того или иного действия. Разумный контроль – тоже один из помощников в деле воспитания детей в уважении родителей. Контролируйте ребенка ненавязчиво. Желательно, чтобы он не замечал, что вы его контролируете. Если вы сумели установить доверительные отношения, то проблем с контролем у вас не должно возникнуть. Ребенок сам будет с вами делиться всем, что происходит в его жизни. Не надейтесь на школу: основная функция школы – учить. Основная функция родителей – воспитывать.  Проявляйте интерес к тому, чем увлекается ваш ребенок. Постарайтесь вникнуть в его увлечение и понять, что так привлекает ребенка в этом. Так намного проще достичь взаимопонимания с ребенком и его уважения. Если ребенок будет вам доверять – будет и уважительное отношение.   Любя своего ребенка и пытаясь воспитать в нем уважительное отношение к вам, не бойтесь отказывать. Если у вас прочно установлены доверие и взаимопонимание, если ребенок знает и чувствует, что вы искренне его любите, он ваш отказ воспримет правильно и с должным пониманием. Уважать он вас меньше не станет, тем более, если свой отказ вы основательно аргументируете. И последнее: уважайте ребенка. Пусть он видит в вас друга. Помните, что он, в первую очередь, – личность, и только потом – ваш ребенок . Дети это наше будущее, надежда и опора в старости. Но для того, чтобы дети были надеждой и опорой в пожилые годы, их нужно готовить к этому с самых ранних лет. На сегодняшний день в составе каждой семьи имеются представители старшего поколения, и проблема воспитания уважительного отношения к бабушкам и дедушкам стоит очень остро. Этот вопрос молодые отцы и матери ни в коем случае не должны отпускать на самотек. С момента, когда дети будут осознавать свои поступки, им нужно разъяснять роль старшего поколения в обеспечении нормальных условий сегодняшней жизни. На примере жизни своих отцов и матерей рассказывать ребенку о славном прошлом родителей. Ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка подвергать критике прошедшую жизнь родителей. Если родители живут отдельно, надо ввести в обязанность старших детей еженедельно посещать бабушек и дедушек, с целью оказания им какой-либо практической помощи по домашним делам. Они должны ходить в магазин, выносить мусор и так далее. Традицией в семье должно быть совместное празднование дней рождений, юбилеев совместной жизни старшего поколения. Личный пример отцов и матерей в уважении своих престарелых родителей, должен быть основой для воспитания здорового, уважительного отношения подрастающего поколения к бабушкам и дедушкам. Не может быть речи об уважении детей к старшему поколению, если со стороны родителей они видят грубость, в отношении своих престарелых родителей. И наоборот, там где папа и мама проявляют заботу о старшем поколении, там всегда будут положительные результаты в воспитании у детей уважительного отношения к своим бабушкам и дедушкам.Приведу в пример притчу “Об уважении к старшему поколению”.
Женился один молодой джигит. Привел жену в свой дом, и стали они жить. И с ними жил его старый отец. Со временем, сын стал тяготиться тем, что “у него на шее сидел” старый отец. Но виду старался не подавать. Однако отец его понял, отчего невесел сын его. И сказал ему: “Сынок, я стал стар, и не хочу мешать вам молодым жить. Пойди свяжи из коры деревьев большую корзину, отнеси меня в ней на высокую скалу и сбрось. Все равно я стар уже, и скоро время мое умирать”.
Молча, сын пошел и связал большую корзину, положил в нее своего отца и отнес на вершину скалы.. Но перед тем как сбросить отца, тот сказал ему: - Сынок, ты меня выбрось, а корзинку себе оставь. - Зачем? – удивился сын. - В ней ТВОЙ сын выбросит тебя, когда ты состаришься.
Каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Бабушки и дедушки – хранители семейного очага. Они передают своим детям, внукам жизненный опыт и мудрость многих и многих лет, объединяя десятилетия истории семьи в одну непрерывную цепь. Проявляйте к ним максимум внимания и уважения, не оставляйте их без помощи. Ведь старому человеку и нужны – то всего любовь, забота, слово доброе. Старость нужно уважать! Как гласит народная пословица: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков».
Список использованной лимтературы:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2002. - 685 с.
2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 2007. - 490 с.
3. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. - С. 10-15.
4. Афанасьева Т.М. Семья. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2007.-285с.
5. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 14 - 41.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. - 240 с.
7. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. - 450 с.
8. Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2003. - 320 с.
9. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1991. - №4. - С. 17 - 29.
10. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. -- М.: Феникс, 2004. - 485 с.
11. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. -- М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. - 992 с.
дђ Заголовок 3

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X