Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55727

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Александрова Елена Юрьевна

«Познавательная деятельность как основа формирования научных знаний в условиях детского клуба».

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования«Центр детского творчества» г. ОренбургаОтдел «Социально – клубных форм работы»«Познавательная деятельность как основа формирования научных знаний в условиях детского клуба».Подготовила:Александрова Е. Ю.,педагог– организаторвысшей квалификационной категории МАУДО ЦДТг. Оренбурга, д/к «Спартак»ОренбургНоябрь, 2021г.Содержание1.Пояснительная записка.«Познавательная деятельность как основа формирования научных знаний в условиях детского клуба».2. Научное познание – особый вид познавательной деятельности.3. Детское экспериментирование - один из методов познания и формирования научных знаний.4. Изобретение, как один из лучших способов познания нового.5. Поощрение – один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности, как основы формирования научных знаний у детей в условиях детского клуба.6.Заключение.7.Литература.8.Интернет - ресурсы.«Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете». Конфуций1. "Познавательная деятельность как основа формирования научных знаний в условиях детского клуба".Познавательная деятельность учащихся является основой процесса для получения каких –либо научных знаний в условиях детского клуба. Поэтому правильная ее организация оказывает непосредственное влияние на результат работы педагога и его учащихся. Учебно-познавательная деятельность - это познание, которое расширяет ребёнок или подросток, специально, с целью овладения богатствами научных знаний, накопленной человечеством.2. Научное познание – особый вид познавательной деятельности.Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.Основными особенностями научного познания являются следующие:– объективность добываемого знания;– развитость понятийного аппарата (категориальность);– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;– проверяемость;– высокий уровень обобщения знаний;– универсальность;– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире – будь то деятельность, или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности. Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм. Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания. Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества. Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в период взросления, но и в течение всей жизни.Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности в сфере формирования научных знаний, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современных детских клубов.Эффективность работы клубов в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащегося, готовит его к творческой познавательной деятельности.«Что представляет собой познавательная деятельность ребёнка, посещающего детский клуб и является ли она основой формирования научных знаний?»;В жизнедеятельности ребёнка познание выступает как особая и самостоятельная задача. В клубе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в клубе на занятиях в творческих объединениях, и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие, являющееся основой для получения научных знаний.Формируя систему научных представлений ребёнка, от года в год, мы усложняем используемые детские эксперименты, варьируем формы организации деятельности с детьми по познавательно – исследовательскому развитию, выстраивая определённую систему работы.На наш взгляд, система работы в данном направлении становится основой развития интеллекта и творчества ребёнка, базой его представлений об окружающем мире, о жизни, в целом.Чтобы подача научных знаний была легка и понятна для ребёнка, мы постоянно изыскиваем новые способы и средства, повышающие познавательную активность учащихся детского клуба.ИКТ и игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование, прочно входят в систему нашей работы.Раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в овладении выбранной профессии в будущем, вот на что направлено современное дополнительное образование сегодня.3. Детское экспериментирование являетсяодним из методов познания и формирования научных знаний. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности детей и подростков, в которой проявляется их собственная активность, направленная на получение каких - либо новых сведений по интересующему вопросу (напр., по окружающему миру).Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественной познавательной деятельности детей. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе, мы обучаем и воспитываем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая то, что педагог – организатор не контролирует деятельность детей, а консультирует её. И именно в экспериментальной деятельности ребёнок познаёт окружающий мир.Познавательная деятельность ребенка – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях, она направлена на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности.Осуществляя познавательную деятельность и стремясь к гармоничному ее развитию, за основу должен быть взят принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развить в ребенке так необходимые творческие умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его. Например, исследовательская деятельность, которую часто, в своей работе используют педагоги – организаторы.Педагог –организатор должен уметь правильно строить свои отношения с детьми и подростками, сделать их соучастниками исследовательской деятельности по какому-либо вопросу. Для формирования творческой личности ребёнка, необходимо использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у них кругозор, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к мероприятию/занятию, педагог продумывает, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности своих подопечных он будет добиваться на данном мероприятии , какие для этого он использует методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в исследовательской деятельности будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее, и развивающее значение самого процесса.Ребенок должен ощущать радость общения с педагогом, только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим. Очень важно, чтобы ребенок, общаясь с педагогом в процессе познавательной деятельности, не только использовал, но и осознавал приемы учебной работы, то есть необходимо обеспечить полное понимание учащимися того, какие интеллектуальные действия они выполняют и зачем они это делают. (Конкурсы, игры, тематические викторины...)При планировании познавательной научной деятельности детей необходимо четко определить за счет каких видов работы будет обеспечена интенсивность мышления и, что не менее важно, в какой форме учащиеся будут ориентированы на выполнение той или иной поставленной задачи. В связи с особенностью детей младшего школьного возраста, проявляющейся, в частности, в неустойчивости внимания, необходимости его переключения важно использование разнообразных видов работы с раздаточным материалом, демонстрационных пособий, включение в познавательную игру. Существенным компонентом познавательной деятельности в этом возрасте, всё ещё является игра. Игровая форма деятельности детей в клубе должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющим собой учебную задачу и предполагающим ее решение. Мероприятия (особенно с детьми 7-10лет) должны быть с определенным игровым сюжетом. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности. Здесь необходимо придумывать что -то новое, то, что ребёнка заинтересует.Систематичность мероприятий с единым игровым сюжетом предполагает: а) проведение циклов мероприятий назаданную тему по одному направлению (например, в течении нескольких мероприятий по экологии или ЗОЖ, можно начинать так: «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес»); б) проведение интегрированных мероприятий (музыкально - литературная гостиная связаны общей темой высказываний). По мере того, как у ребенка растет стаж посещения детского клуба, у него возникает желание самому поучаствовать в рождении игры или мероприятии.4. Изобретение, как один из лучших способов познания нового.Известно, что один из лучших способов узнать новое – изобрести, поэтому логическим продолжением предлагаемых педагогом сюжетов мероприятий становится придумывание и проведение мероприятий самими учащимися. Например, так в д/к "Спартак" ребята сами, зачастую, ведут мероприятия: "Изюминка" (межклубный шахматно - шашечный турнир), "Мамины глаза" - праздник, посвященный Дню матери и 8 марта, и др. Своеобразная игра стала стимулом как для сильных, так и для менее подготовленных учащихся. Интерес к творчеству, естественно не ограничивается рамками мероприятий в клубе. Познавательная потребность, как основа формирования научных знаний, побуждает детей и подростков охотно выполнять творческие задания. Это и использование ИКТ, например, выполнение презентаций на заданную тематику, исследовательская деятельность.Педагог – организатор часто использует в своей работе дидактические интерактивные игры, с помощью которых происходит так же, формирование научных знаний у детей и предростков в условиях детского клуба.Зачастую, ребята, совместно с родителями, вовлекаются в межклубные, городские и областные конкурсы, фестивали и мероприятия, где знакомятся с чем - то новым, осваивают и постигают ранее неизведанное, за счёт чего так же, происходит формирование научных знаний.Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желание их проверить и обсудить. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества, в содружестве с которыми, рука об руку идёт формирование научных знаний.5. Поощрение – один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста.Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение.Так как тема звучит:"Познавательная деятельность как основа формирования научных знаний в условиях детского клуба", хочется это выделить, т.к. с помощью поощрений ребёнка, мы толкаем его на более широкие научные открытия лично для него самого.В первые годы посещения клуба у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д. Поощрение должно идти от более простого к более сложному.В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, что напрямую ведёт к формированию научных знаний.6.Заключение.Именно в экспериментальной деятельности, при условии формирования научных знаний, ребёнок развивается, познаёт окружающий мир. Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д.Изучение педагогической литературы показало, что проблема формирования и развития познавательной деятельности актуальна и практически значима.В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами были выделены наиболее эффективные формы, методы и приёмы формирования познавательной деятельности учащихся, которые позволили нам получить хорошие результаты при проведении мероприятий в клубах.Таким образом, если будут соблюдаться определенные условия и использоваться следующие методы и приёмы обучения, такие как: нестандартные формы обучения, игровые и ИКТ - технологии, организация самостоятельной работы на принципах дифференциации и индивидуализации обучения, дифференциация объема домашних заданий в дистанционном формате, включение элементов соревнования, создание ситуации успеха, то уровень сформированности познавательной деятельности учащихся значительно повысится.7.Библиографический список используемой литературы.Абрамов, Ю.Г. Психология среды: источники и направление развития. / Ю.Г. Абрамов// Вопросы психологии. – 1995. Т. 2. — С. 130-137.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях / Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д: РГПИ, 1991. – 30 с.Вахрушева Л.Н. Методы выявления познавательных интересов // Начальная школа. – 2012. - № 9. – С. 12.Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. – 442 с.Волков, К.Н. Психология о педагогических проблемах / К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.Гебель, В. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию / В. Гебель, М. Глеклер; перевод с нем. под ред. Н.Федоровой. — М.: Энигма, 1996. — 592 с.Гезелл, А. Умственное развитие ребенка / А. Гезелл. — М., 1989.Гурина И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №3. – С. 47-55.Гусарова Н.В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников[Интернет-ресурс] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/414625/Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Запорожец, А.В. и современная наука о детях. Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца (13-15 декабря 1995) — М.: Центр «Дошкольное детство». – 1995. — 172 с.Запорожец, А.В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович// Вопросы психологии. Т. 6.– 1974. –- С. 59-73.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.Клименко Л.В. Элементы развивающего обучения в начальной школе // Познай себя - 2005 № 3 с.14-18Коломенских, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 223 с.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие (ГРИФ) / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2009. – 384 с.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карнеенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.Куприянова М.А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2009. - N 5. - С. 35-36.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1975. — 548 с.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. / А.Н. Лисина, М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина// Вопросы психологии. — 1978. — № 5. — С. 73-75.Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. – М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 сЛюблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А. Люблинская. – Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1965.Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение ситуаций / А.М. Матюшкин. – М.: КДУ, 2009. – 190 с.Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 448 с.Меньшикова Е.А.Рефлексивный компонент активной познавательной позиции младших школьников// Начальная школа. – 2018. - № 2.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – Изд. 4-е, стереот. – М.: Академия, 1999. – 640 с.Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. — М.: Институт практической психологии, 1999. — 640 с.Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2002. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.Непомнящая, Н.И. Роль дошкольного возраста в психическом развитии ребенка / Н.И. Непомнящая// Дошкольное воспитание. — № 7. – С. 42-45.Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / Н.И. Непомнящая// Вопросы психологии. – 1980. — №1. – С. 20-30.Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. — СПб.: Питер, 2002. — 640 с.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989.Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М., 1990. – 381 с.Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2010. - 210 с.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.Пастернак Н.А. Личностный результат образования выпускника начальной школы // Начальная школа. – 2016. - № 2. – С. 42.//Инновации в образовании. - 2008. - N 2. - С. 91-103.Поморцева З.Д. Познавательные способности и особенности их формирования в младшемшкольном возрасте [Интернет-ресурс] – Режим доступа:https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11776Психология: учебник / Под. ред. А.А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ, 2001. — 584 с.РыдзеО.А.Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития// Начальная школа. – 2017. - № 9.Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 172 с.Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С. 6.Шершунова В.И. Формирование познавательной деятельности у младших школьников [Интернет-ресурс] – http://edushk.ru/filosofiya/11015/index.htmlЩукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.  -  5сЩукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.  – 109с.  8.Интернет - ресурсы:https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-3554597.htmlhttps://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-nauchnyh-znanii-u-detei-v-proces-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti.htmlhttps://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-v-protsesse-formirovaniya-nauchnogo-mirovozzreniya-studentovhttps://nauka.club/obshchestvoznanie/poznavatelnaya-deyatelnost.html

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X