Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55727

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Корнышева Галина Владимировна

Педагогическая помощь особым младшим школьникам.

скачать документ

Вернуться назад

Педагогическая помощь особым младшим школьникам. Корнышева Галина Владимировна, преподаватель педагогики,Филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске - Зарайский педагогический колледжОдной из традиционных форм обмена первичным опытом студентов в Зарайском педколледже являются учебно- практические конференции. Одна из них проводилась старшекурсниками для студентов 2 курса по теме «Педагогическая помощь особым младшим школьникам в процессе педагогической практики»Успех проведения данной конференции зависел от тщательной подготовки к ней. В течение продолжительного времени студентами 3 «Б» курса с помощью разных диагностических методик были выявлены проблемные дети в каждой возрастной группе базовой начальной школы-детского сада № 14 г. Зарайска, дана им психологическая характеристика, получены советы опытных учителей-практиков по работе с данными детьми, подобран интересный коррекционно-развивающий материал, подготовлены презентации. Все полученные результаты были проанализированы, обобщены и представлены на учебно- практической конференции. С её материалами мне хотелось бы вас познакомить.Практически в каждом классе встречаются леворукие дети. Для их выявления практиканты использовали систему тестов ,разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским, направленных на выявление ведущей руки. Полученные данные были уточнены в беседе с педагогом- психологом и учителями начальных классов. Оказалось, что в каждом классе начальной школы – детского сада №14г. Зарайска можно встретить от 1 до 3 детей, которые активно предпочитают при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку. Проведенные педагогическое наблюдение и беседы со взрослыми, работающими с данными детьми, показали, что:• интеллектуальное развитие леворуких детей ничем не отличается от интеллектуального развития праворуких детей, причем в ходе исследования многие левши показывали более высокий результат;• в стрессовых ситуациях леворукие дети проявляют большую деликатность и менее подвержены негативному влиянию стресса, у них лучше получается сохранять самообладание и спокойствие, при этом не теряя оптимистичный настрой. А это очень актуально сегодня;• в затруднительных ситуациях левши быстрее находят путь решения проблемы, чем праворукие дети. Поэтому в работе с ними важно показать, что они такие же как все.Каким же советам следуют учителя- практики?Вот какая памятка для работы с леворукими детьми была предложена опытными учителями- практиками.Никогда не заострять внимание класса на леворукости ученика.При письме левурокий ребёнок сам выбирает удобную посадку, но: свет при письме должен падать справа; ребёнок должен сидеть с левой стороны от соседа;спина должна быть прямой.Следует быть снисходительным к качеству его письма.Целесообразно использовать специальные прописи для леворуких детей.На уроках физкультуры, физминутках необходимо задействовать обе руки.Помнить: леворукость – индивидуальная особенность человека. Приёмы ,используемые учителями- практиками данной ОО в работе с леворукими детьми.В 4 классе Якушкиной Л.В. обучаются леворукие дети.Учительница старается посадить каждого леворукого ребёнка за парту так, чтобы доска располагалась с правой стороны, на первый вариант.Рекомендует повернуть тетрадь так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном влево, а верхний левый угол располагался напротив груди.Необходимо давать такому ребёнку упражнения на развитие пальчиков рук.В ходе индивидуальной беседы убедить родителей в том, что не следует переучивать этих детей.Порекомендовать родителям купить для облегчения учения ребёнка специальные школьные принадлежности: ножницы, ручки, карандаши.Придерживаясь этих рекомендаций, можно помочь маленькому левше найти достойное место в праворуком мире, который не желает признавать его своеобразный, особый путь развития, ведь все предметы, которыми пользуются наши дети, изобретены для правшей. Из беседы с воспитателем первоклассников Дрёминой Н.Н. практиканты выяснили, что год от года увеличивается количество инфантильных первоклассников, у которых в поведении сохраняются черты, присущие более раннему возрасту.При этом инфантильные дети обладают нормальным и ускоренным физическим и умственным развитием и в этом плане ничем не отличаются от других детей. Наталья Николаевна сообщила , что чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание биологических причин:наследственность;травмы;детские инфекции и т .д.Вполне могут повлиять и неверные родительские усилия:гиперопека;деспотическое воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами.У инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью остаётся игра. Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и незаметно для себя начинают играть. Подобное поведение расценивается порой учителем, как нарушение дисциплины.Ребёнок не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищённости, требует повышенного внимания и постоянной заботы о себе, у него пониженная самокритичность.Он нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с ассоциативными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.Инфантильный ребёнок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребёнку душевную боль. Практиканты спросили Наталию Николаевну: « Что бы она могла посоветовать родителям инфантильного ребёнка?»И получили такие рекомедации для родителей.Воздействие родителей на инфантильного ребёнка следует реализовывать через игру. С ним нужно играть в ролевые игры, причём в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя. В такой игре будет закрепляться ответственное поведение героя, а эгоизм, непродуманность поступков будут выступать как неприемлемое поведение. Следует избегать отрицательного внимания – окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребёнок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.Всячески стоит поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьёй или разными членами семьи.И на последок Наталия Николаевна посоветовала всем взрослым:«Не проглядите ребёнка с такой особенностью, помогите ему повзрослеть!»Большое количество детей, вызывающих беспокойство учителей, как показал опрос, -это гиперактивные дети. Такие дети постоянно находятся в движении, независимо от того, чем они занимаются. Они импульсивны, действуют, не задумываясь о последствиях. На уроках выделяются своей непосредственностью и повышенной отвлекаемостью, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий, не доводят дело до конца, мешают другим. Этим детям трудно адаптироваться в школе, у них обычно проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Надежда Владимировна Швыркова, учительница 3 класса, рекомендует:- посадить такого ребёнка за первую парту , напротив доски, так как он всегда должен быть в поле зрения учителя;-необходимо давать ему посильный объём работы на уроке и проверять её выполнение;-следует в перемену направить его энергию на полезное дело (полить цветы, навести порядок в раздевалке, раздать тетради и т.д.);-стараться не ругать такого ребёнка за плохое поведение, а терпеливо объяснять ему, почему нельзя так себя вести, находить нужные слова поддержки.В ходе наблюдения и тестирования практиканты обратили внимание на робких,застенчивых детей. При первом знакомстве со 2 классом их внимание привлёк В. В течениеурока ребенок не проявлял активности, голова его была чаще направлена вниз, а плечиопущены, он избегал смотреть в глаза. При ответе затруднялся в подборе слов, да и говорилочень тихо. Такой ученик, на первый взгляд, не мешает учителю и кажется, что нетнеобходимости с ним работать специально, но это обманчивое мнение. На самом делезастенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей иполучать поддержку. Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас ипрямому издевательству со стороны задир. Из-за этого посещение школы для ребенкапревращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, частоболеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. У застенчивого ребёнка низкая самооценка, которая мешает раскрытию и реализации еголичности .Что же может предложить педагог- психолог в плане её повышения?Для повышения самооценки нужны: Похвала. Говорить комплименты и хвалить ребенка нужно те только за что-то, но и просто так. Успех. Необходимо ставить перед ребенком задачи, которые он может решить.Поведение. Старайтесь изменить не самого ребенка, а его поведение. Оно может быть неадекватным из-за высокого уровня тревожности.Понижение тревожности. Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление. Навыки общения. Обучая этим навыкам, объясните ребенку, что для того, чтобы быть интересным ровесникам, нужно читать, интересоваться явлениями и событиями. Непозволительность насмешек. А вот какие приёмы в работе с застенчивыми детьми использует учительница 4 класса Якушкина Л.В.:- при рассаживании детей в классе следует обратить внимание на дружеские предпочтения такого ребёнка;-чаще спрашивать такого ребёнка в привычной, спокойной для него обстановке, не прерывать его, дать высказаться до конца;-учить детей быть толерантным по отношению к этому ребёнку (поговорить с классом об этом, когда ребёнка нет);-привлекать ребёнка к работе в группе. Групповой метод позволяет смоделировать разные ситуации, связанные с установлением контакта с другими детьми, получить положительный опыт общения и повысить самооценку;- чаще, чем других, хвалить за малейший успех такого ребёнка.Среди детей младшего школьного возраста увеличилось количество жестоких и даже агрессивных детей . Эти дети не пройдут, а обязательно толкнут, заденут, ударят, сломают что - нибудь. Их действия и поступки чаще всего разрушительного характера. -Почему так ведут себя эти дети? - данный вопрос мы задали Татьяне Николаевне, и вот что ответила на него педагог- психолог.Подобное поведение может возникнуть в ответ на психотравмирующую ситуацию, которая может возникнуть в семье ребенка. Дело в том, что в нашей стране немало деградирующих семей - это с одной стороны, а с другой - многие родители вынуждены работать на двух работах - дети остаются без присмотра, испытывают дефицит общения с близкими взрослыми. И в том, и в другом случаях дети переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их основные потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. В результате у них нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность - сначала на родителей, потом на окружающих.Иногда агрессия возникает у детей после просмотра мультфильмов, боевиков, где есть элементы насилия. Не надо доказывать, что такому ребенку сложно жить среди сверстников, у него постоянно конфликты с детьми, трудность в общении с учителями.- Татьяна Николаевна, что происходит с ребёнком в этом случае?- был наш следующий вопрос.- У ребёнка выявляются многие симптомы неблагополучия, которые проявляются в эмоциональном, поведенческом и физическом плане. Рассмотрим их.Симптомы неблагополучияЭмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными. Поведенческие: легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры. Физические:страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением. - Как же налаживать контакт и строить общение с таким ребёнком?Ниже представлены рекомендации, данные педагогом- психологом.Рекомендации к общениюСпокойное отношение в случае незначительной агрессии.полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). 2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");констатирующий вопрос ("ты злишься?");раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). 3. Контроль над собственными негативными эмоциями.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. 4. Снижение напряжения ситуациине повышать голос, не менять тон на угрожающий;не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");не кричать;не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;не использовать физическую силу;не втягивать в конфликт посторонних людей;не настаивать на своей правоте;не читать нотации, проповеди; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. 6. Сохранение положительной репутации ребенкапублично минимизировать вину ребенка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведенияпауза, дающая возможность ребенку успокоиться;внушение спокойствия невербальными средствами;прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;использование юмора;признание чувств ребенка. 8. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением. 9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу.Бить подушку или боксерскую грушу.Топать ногами.Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.Втирать пластилин в картонку или бумагу.Посчитать до десяти.Самое конструктивное - спортивные игры, бег.Вода хорошо снимает агрессию.Многие из них учительница 4 класса Якушкина Л.В. берёт на вооружение. Она убеждает детей в том, что дисциплина в классе для всех и требует её соблюдения от каждого ученика.Не обращает внимания на проявление лёгкой агрессии, если это не вредит здоровью окружающих и самому ребёнку.Направляет энергию ребёнка в нужное русло: раздать тетради, книги, помыть доску, занять лепкой или рисованием.Занять тем, что любит делать ребёнок.На проявление агрессии устанавливается жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением»Беседа с родителями по этой проблеме.При правильной организации жизни ребенка в школе и в семье детская агрессивность сглаживается и исчезает.Из обратной связи, организованной на заключительном этапе конференции, было выявлено, что её материалы своевременны, важны и полезны студентам, только что пришедшим на педагогическую практику, в плане изучения данной категории детей, проектирования и осуществления успешной работы с ними в учебном процессе и во внеурочной деятельности.Студенты 2 «б» курса поблагодарили организатора, учителей начальных классов и ведущих учебно-практической конференции за ценные советы и рекомендации, которые помогут им на педагогической практике и будут полезными в дальнейшей профессиональной деятельности.Основная литература.Гафнатулина Н.Х.Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки/ Ростов н/Д: Феникс,2009.-283с.Коррекционная педагогика в начальном обучении: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М,2001.-320с.Строганова Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно- методическое пособие.- М.,2007.-112с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X