Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55732

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Жамсаранова Цыбжит Кимовна

Урок литературы "Холокост. Живем, чтобы помнить. Помним, чтобы жить".

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка Харпичан Солнечного муниципального района Хабаровского краяУроки Холокоста. Живём, чтобы помнить. Помним, чтобы жить.(урок литературы на основе творчества советского поэта Мусы Джалиля)Номинация конкурса «Методическая разработка занятия» Автор: Жамсаранова Цыбжит Кимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Харпичанп. Харпичан2018Пояснительная запискаЦель: создать условия для построения ценностных ориентаций учащихся в вопросах формирования толерантного отношения к людям разных национальностей, а также негативного отношения к нацизму и фашизму.Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Мусы Джалиля; организовать работу детей по осознанию понятия «холокост»; продолжить формирование умений анализировать художественное произведение, выделять главное, осознанно строить речевое высказывание, выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.Развивающие: продолжить развитие критического мышления, устной и письменной речи; развивать коммуникативные навыки работы в группах.Воспитательные: сформировать у учащихся чувство сострадания к жертвам нацизма, сочувствия и желания помогать людям, осуждения зла и насилия. Содействовать воспитанию в детях чувства интереса и уважения к творчеству Мусы Джалиля, повлиять на становление нравственных и патриотических качеств личности учащихся.Методы: частично-поисковый, проблемный, иллюстративный, словесное рисование, исследовательский метод, кейс-метод.Возраст детей: 15-16 лет.Материалы, оборудование, оформление: - фотостенд, рассказывающий о жизни и деятельности Мусы Джалиля; - выставка книг с поэтическими произведениями М.Джалиля и книги Стивена Кинга «Способный ученик»;- фрагмент из художественного фильма «Мальчик в полосатой пижаме» (режиссёр: Марк Херман);- песня «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева;- пHYPERLINK "http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643787/pril.ppt"резентация;- В.А. Моцарт «Реквием»;- кейс с материалами для урока.Ход занятияОрганизационный момент1.Вводно-мотивационный этап- Мотивация к учебной деятельности.(На столах учащихся лежат кейсы с материалами для урока).Слово учителя. Вьюжной февральской ночью 1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости принесли с собой подарки, а родители матери принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста – чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Прочитав молитву, мулла взял в руки малыша и сказал: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса в честь пророка Моисея, мудрейшего из мудрых».Сегодня, 15 февраля, мы отмечаем день рождения великого советского поэта Мусы Джалиля, который принял героическую смерть в фашистских застенках, но до последней минуты своей жизни оставался верным Родине. Смерть не сломила его, он обрёл бессмертие.Имя этого поэта известно всему миру. Оно стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине. Сила духа Мусы Джалиля не в том, что он не знал страха смерти, а в том, что умел преодолевать этот страх и спокойно смотреть смерти в лицо.В фашистском плену он стал свидетелем всех преступлений нацистов. На его глазах совершалось варварское уничтожение миллионов людей. Так и называется одно из его стихотворений, «Варварство». Это произведение стало карающим документом обвинения, и в то же время стало историческим памятником, чтобы люди помнили и никогда не забывали всех ужасов войны. Помнили, чтобы уже не повторять горьких ошибок прошлого. Ученик читает стихотворение «Варварство».Звучит песня «Бухенвальдский набат».Учитель. Скажите, какова главная мысль данного стихотворения? (Ответы детей).2. Операционно-содержательный этап: Учитель. Уроки прошлого забываются слишком быстро. Человеческая память коротка. Но о трагедиях прошлого необходимо помнить, чтобы настоящее не напомнило нам о них трагедиями сегодняшнего дня.Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Он  установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим в Польше.Ребята, скажите, что вы знаете про Холокост? Найдите в Интернете толкование этого слова. (Ответы детей).Толкование слова «Холоко́ст» в разных словарях трактуется примерно одинаково. Оно происходит от английского слова holocaust — «всесожжение». Это систематическое преследование и истребление немецкими фашистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.Учитель: Скажите, пожалуйста, кто из писателей в своём творчестве поднимает проблему Холокоста? Приведите примеры. (Ответы детей).Давайте прослушаем сообщение. Сообщение №1 (выступает ученик).Учитель: Спасибо. Если есть вопросы, можно задавать. (Вопросы-ответы по содержанию сообщения).Учитель. В апреле 1942 года, когда на Волховском фронте шли ожесточенные бои, когда 2-я Ударная армия под командованием генерала Власова, оказавшегося изменником Родины, терпела неудачу за неудачей. Во второй половине мая фашистам удалось окружить Вторую Ударную армию, она оказалась «в мешке». Связи с «большой землей» почти не было. Несмотря на это, солдаты и командиры продолжали упорное сопротивление. Кровопролитные бои шли повсюду, некуда было эвакуировать раненых. Случилось непоправимое и с Джалилем: с боевого задания он не вернулся в редакцию газеты. Произошло это под Мясным Бором, в июне 1942. Это была местность, которую впоследствии назовут Долиной Смерти.Ученик читает стихотворение М.Джалиля «О героизме».Учитель. Какую особенность стихотворения вы увидели? Как вы думаете, почему поэт избрал такую композицию? (Ответы детей).В данном стихотворении М.Джалиль обращается к современникам с призывом встать на защиту Родины. Обращается ко всем и к каждому индивидуально. Этот же призыв мы слышим в словах: «Что, скажи, ты сделал на войне? Встал ли ты за Родину свою в час, когда пылал великий бой?».Сообщение №2 (выступает ученик).Сообщение №3(выступает ученик).Учитель: Спасибо за содержательные сообщения. Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте их. (Вопросы детей. Ответы на них).Знание уроков Холокоста необходимо нам, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Да, в 1945 году немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. Чудовищные последствия Второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных Наций. Важнейшей частью мандата Организации, закрепленного в ее Уставе, является защита прав всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии. Выступая на церемонии открытия Музея истории Холокоста в Яд Вашеме (Израиль) в марте 2005 года, Генеральный секретарь Кофи Аннан напомнил, что священный долг Организации Объединенных Наций — искоренять ненависть и нетерпимость. Если ООН не будет вести непримиримую борьбу против антисемитизма и других форм расизма, она будет недостойна своей истории и поставит под угрозу свое будущее.Учитель: На нашей выставке, помимо стихотворений Мусы Джалиля, есть книга замечательного американского писателя Стивена Кинга «Способный ученик». Вы читали эту книгу. Также я вас просила дома просмотреть фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Хочу задать традиционный вопрос: каковы впечатления от этого произведения и фильма? (ответы детей). Скажите, вы ожидали такого конца? Почему? (ответы детей). Вам жалко мальчика Бруно в фильме? А мальчика Тодда? Почему? (ответы детей). Какой вывод из этого фильма и произведения вы хотели бы сделать? (ответы детей).Учитель: Ну что же! Что касается этих творений - они вызвали в вас самые разнообразные ощущения, эмоции, чувства. Вас бросало в жар от ненависти и жалости, от сострадания и вспышек злобы на главных героев. Да, действительно, история, происходящая во время Второй мировой войны и показанная сквозь глаза невинного и ничего не подозревающего о происходящих событиях восьмилетнего сына коменданта концентрационного лагеря, ужасающа своей правдивостью. Я сегодня увидела, что наш урок равнодушным не оставил никого. 3. Рефлексивно-оценочный этапУчитель:- В чем вы видите уникальность художественного наследия М. Джалиля?- Что вы можете сказать об авторах произведений, которые мы сегодня анализировали?Для рефлексии:Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?Как работал я, класс в целом?Учитель. Я бы хотела добавить, что на ЕГЭ биография М. Джалиля, его стихи послужат прекрасным аргументом в сочинении. Как вы думаете, к каким проблемам мы можем использовать эти аргументы? (Проблема мужества, патриотизма, нравственного выбора, чести и достоинства, проблема любви к Родине, любви к друзьям, семье, детям, проблема дружбы, стойкости, взаимоотношения отцов и детей, ненависти к фашизму, проблема исторической памяти, непримиримости к насилию и т.д.)Муса Джалиль и другие писатели пытаются достучаться до каждого человека нашей планеты, что такое не должно повториться. Не должно быть второго Холокоста! Дай бог, чтобы над нами всегда было мирное небо!Звучит «Реквием» В.А. Моцарта.Учитель: Ребята, откройте, пожалуйста, тетради. Напишите мини-сочинение «Не допустим второго Холокоста!» Название можете поменять. (Дети пишут сочинение и сдают учителю).На этом урок окончен. Всем спасибо! Берегите себя и своих близких! До свидания!Домашнее задание (по выбору):Подобрать аргументы к различным проблемам для написания сочинений ЕГЭ. Проанализировать стихотворение М.Джалиля про патриотизм, гражданственность.Использованные источники1. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.2. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.3. Уроки холокоста // Наша власть: дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.4. www.holofond.ru/5. www.yadvashem.org/6. Дети, гетто, лагерь смерти http://www.youtube.com/watch?v=35km0fOazI47. Мальчик в полосатой пижаме. http://film4you.su/video/1412.html8. Мы помним http://www.youtube.com/watch?v=lOz6TY_0OME9.https://www.google.ru/10. https://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=1000514311. http://www.aif.ru/society/law/holokost_predystoriya_hronika_pamyat12. http://lit.peoples.ru/poetry/musa_jalil/13. http://obrazovaka.ru/alpha/j/dzhalil-musa-jalil-musa14. http://www.aif.ru/culture/person/tetrad_iz_moabita_posledniy_podvig_musy_15. https://www.kinopoisk.ru/film/sposobnyy-uchenik-1997-3501/16. https://ru.wikiquote.org/wiki17. http://film4you.su/video/1412.html

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X