Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Абитова Лилия Рифатовна

Словесная игра- главный помощник в развитии речевой активности у детей

скачать документ

Вернуться назад

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Доказано, что ранний и дошкольный возраст- период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии может иметь неблагоприятные последствия.С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.Речь-это не прирожденный дар. Ребенок перенимает её у взрослых. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Японская печатная машинка»Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон). «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:         - Кто сидел на моем стуле?         - Кто ел из моей чашки?         - Кто спал в моей постели?         - Кто же был в нашем доме? И т.п. «Испорченный телефон»Цель: развивать у детей слуховое внимание.Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул. Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) «Переезжаем на новую квартиру»Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.Игровой материал:1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.2.Коробочки для складывания картинок.Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».         Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.         К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.         Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.«Вершки-корешки»Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.Игровое действие. Разыгрывание фантов.Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».«Фрукты – овощи»Цель игры: дифференциация сходных понятий.Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.«Новоселье»  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».  Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.Лото «В мире растений»Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.«Летает, а не птица» Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.          ***                                                                   ***В тёмной темнице                          Красные лапкиКрасны девицы.                             Щиплют за пяткиБез нитки, без спицы                      (Гусь)Вяжут вязеницы.   (Пчёлы в улье)         ***                                                        ***Явился в жёлтой шубке                    Чёрный, проворный,Прощайте, две скорлупки.                Кричит «крак»,         (Цыплёнок)                                Червякам враг.                                                                  (Грач)         ***                                                       ***Летела птица,                                    Не зверь, не птица,Не перната, не крылата,                    А нос, как спица.Носик долгий,                                          (Комар)Голос тонкий.                                                 ***Кто её убьёт,                                    Спал цветок и вдруг проснулся:Человечью кровь                             Больше спать не захотел.Прольёт.                                           Шевельнулся, встрепенулся,  (Комар)                                           Взвился вверх и улетел.                                                                  (Бабочка)         ***                                                            ***Много мастеров                                Верещанья, белобока.                                Срубили избу без углов.                  А зовут её …. (сорока).      (Муравьи)                                         ***                                                   ***Маленький мальчишка                     Жу-жу, жу-жу,В сером ярмячишке                          Я на ветке сижу,По дворам шныряет,                         Букву Ж все твержу,Крохи собирает,                                Зная твердо букву эту,В поле ночует,                                   Я жужжу весной и летом.Коноплю ворует.                                     (Жук)    (Воробей)         ***                                                                         ***На полянке возле ёлок,                                     На шесте дворец,Дом построен из иголок.                                  Во дворце певец,За травой не виден он,                                      А зовут его… (скворец).А жильцов в нём миллион.  (Муравейник.)                  Игры для развития грамматического строя речи «Размытое письмо»   Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.   Материал. Игрушечный мишка.   Организация. Воспитатель:         - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».         Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.«Живые слова» Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.        Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).         Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)«Дополни предложение»  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.  Игровые действия. Бросание и ловля мяча.  Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.«Придумай предложение»  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.  Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.  Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:         - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.   Игры для развития связной речи«Кто больше заметит небылиц?» Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:         - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.         Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.         После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.         Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.«Где начало рассказа?» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.«Найди картинке место»   Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.   Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания «Исправь ошибку»   Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.   Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.«Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. Следующие дидактические игры для развития речи,могут использовать и родители в повседневном общении с детьми ."Только весёлые слова".Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.)."Автобиография".Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка).Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" (Пятачок)."Волшебная цепочка".Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д."Слова мячики".Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением."Антонимы в сказках и фильмах".Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.Примеры заданий:"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");"Если вдруг"Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.Например, Если вдруг на Земле исчезнут:Все пуговицы;Все ножницы;Все спички;Все учебники или книги и т. д.Что произойдёт?Чем это можно заменить?Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:Живая вода;Цветик-семи цветик;Сапоги-скороходы;Ковёр-самолёт и т. д."Подбери слово".Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый)."Кто что умеет делать".Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.)."Антонимы для загадок".Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".Обитает в воде (значит, на суше);Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);Хвост очень длинный (значит, короткий);Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);Очень любит солёное (значит, сладкое).Кто это?"Весёлые рифмы".Играющие должны подбирать к словам рифмы.Свечка -  печка;Трубы - губы;Ракетка - пипетка;Слон - поклон;Сапоги - пироги и т. д.«Кто самый внимательный».Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.«Весёлый счет».Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.«Рыба, птица, зверь».На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.«Отгадай предмет по паре других».Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.«Я дарю тебе словечко».Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.«Живое предложение».Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.«Задом наперед».Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.«Интеллектуальный теннис».Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.«Угощение».Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.«Один-два».Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д. ЗаключениеДидактические игры по развитию речи как форма обучения детей выполняют две функции : учебную (познавательную) и игровую (занимательную).Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.Используя  рекомендации известных педагогов О.С. Ушаковой,Г.А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью. Список использованных источников:1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X