Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54967

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Лебедева Анна Александровна

Выбор образовательных технологий в дошкольном образовании с целью обеспечения преемственности со школой

скачать документ

Вернуться назад

Выбор образовательных технологий в дошкольном образовании с целью обеспечения преемственности со школой.Лебедева Анна АлександровнаМуниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 27 "Росинка" (МБДОУ  " Детский сад № 27 "Росинка"), город Междуреченск, Кемеровская областьвоспитательПередо мной, как воспитателем подготовительной к школе группы сегодня особенно остро стоит вопрос: « Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования. Непрерывность обеспечивается преемственными связями на всех этапах, в том числе через технологическую преемственность, которая понимается как единство технологических подходов, приемов и методов воспитания и обучения.Один из самых эффективных путей развития интеллектуального творческого потенциала личности детей является исследовательская деятельность.Для исследовательской деятельности используется доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношенийпутешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем вовсе виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания- не те что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоения знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Существуют разные формы работы с детьми: и групповые и индивидуальные. Для развития у детей способности сомневаться, критически мыслить, предпочтения отдаем групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога с ребенка с взрослыми другими детьми в группе. Показатели такого диалога- простота общения, демократичность отношений.Как в подготовительной к школе группе, так и в первом классе дети очень любят участвовать в проведении опытов. Задача педагога: поддержать этот интерес, создать ситуацию, когда ребенок может предполагать, размышлять, анализировать.Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответсвующих опытов дети могут поразмышлять над этим вопросом. Или опыт по теме органы чувств дети пробовали на язык сладкое (сахар), кислое (лимон), соленое (соль). Узнавали предметы на ощупь т.д. Изучаем объем, переливая воду разных емкостей.Продуманная система знаний и вопросов, эксперименты побуждают детей быть наблюдательным, внимательными ко всему происходящему; дети с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут вместе дополнительные сведения, тем самым учатся работать с разными источниками знаний.В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)Не менее эффективным средством развития детей, являются игровые технологии.По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». Игры с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные игры -двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).Игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология культурно - досуговой работы ( игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).С помощью игровых технологий у детей развиваются все психические процессы: восприятия, внимания ( к примеру, игра « Найти ошибку», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях ( рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить), память ( игры типа «Запомни узор» и «Нарисуй, как было»). Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально - волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно - профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в свой процесс.Наряду с игровыми, исследовательскими технологиями, в детском саду активно используется наблюдение, как - ведущий метод познания. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы. Например (строение, окрас, запах, и прочее), но и их связь со средой.Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.Наблюдение важно еще тем, что он лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей и прочее). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Воспитатели используют следующие приемы: вопросы репродуктивного характера /кто, что это: Смотрите, что происходит! Посмотрите м.б. вы догадались что это?/ поискового /как ты думаешь?/, обобщающего /почему: Зимой темно, а весной в то же время светло? Листья появляются весной, а не зимой/; сравнение, обследование, поисковые, игровые, трудовые действия, показ образа действия, указания, объяснения. Можно сказать, что формирование у дошкольников начало экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром с помощью наблюдения развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.Использование данных образовательных технологий позволяет нам развивать у дошкольников:- любознательность (как основу познавательной активности будущего ученика обеспечивающей его интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка);- развивать способности детей (как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе в учебной);- формировать творческое воображение (как направление интеллектуального и личного развития ребенка);- развивать коммуникативность ( умение общаться со взрослыми сверстниками).Список используемой литературы:Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007.Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005.Материалы интернет ресурсов.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X