Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55442

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Исакаева Людмила Николаевна

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для воспитателейТема: «Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками»Автор: Исакаева Людмила Николаевна, воспитатель МБДОУ №60 г.АльметьевскаЦель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Задачи: познакомить педагогов с эффективными методами использования кинезиологических упражнений в жизни ребенка. Актуальность: родителей и педагогов волнует вопрос – как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Ход мероприятия:В последнее время ощутимо растет количество детей с нарушениями в развитии, как в психическом, так и в физическом. И мы с вами, дорогие друзья постоянно находимся в поиске способов коррекции этих нарушений, приемов работы по профилактике и укреплению здоровья наших подопечных.В начале учебного года мы столкнулись с проблемой, что у детей нашей группы не очень развита артикуляция звуков, дети плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, у них возникают трудности при пользовании ножницами и карандашами. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.Чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему мы попробовали методику кинезиологических упражнений.Сегодня я предлагаю вам вспомнить о науке, к которой обращалась даже древнеегипетская царица Клеопатра, которая, как вы знаете, большое внимание уделяла своему здоровью и всестороннему развитию.Это кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Специальные упражнения на основе кинезиологии позволяют нам развивать мышление ребенка при помощи движений, а также способствовать развитию нервной системы и речи.Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука»Перед собой мы поставили следующие цели:Развитие межполушарного взаимодействия мозга;Синхронизация работы полушарий мозга;Развитие мелкой моторики;Развитие творческих способностей;Развитие всех психических процессов;Профилактика дислексии, дисграфии.В данной методике способности человека развиваются через активизацию коры больших полушарий мозга. Разрешите вам напомнить, и это доказано учеными-физиологами, что правое полушарие гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие, а левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации. Постановку целей и построения программ.Я предлагаю вам прямо сейчас определить какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова). Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Оценка результатов: Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно: 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя». То такой вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. У Вас преобладает 2 сигнальная система. Логическое мышление. У Вас мыслительный тип. Доминирование левого полушария. Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно: 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть». У Вас предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. У Вас преобладает 1 сигнальная система. Образное мышление. У Вас художественный тип. Доминирование правого полушария. Если Вы разложили карточки по 3 варианту, то есть одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. У Вас смешанный тип. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и массаж. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной. Упражнение – Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Ищет птичка и в траве, и на ветке, и в листве, И среди больших лугов - мух, червей, слепней, жуков. Упражнение – Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь). Упражнение Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. Вертишейки, вертихвостки не хотят носить обноски – Им бы праздничные блестки да высокие прически! Упражнение Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». “Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. “Сорви яблоки”Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.Упражнение «Свеча»- А теперь, давайте присядем и представим, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (упражнение повторить 3 раза).- А теперь, представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха (упражнение повторить 3 раза).“Ныряльщик”Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.Массаж Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно читая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. “Перекрестные шаги”. Самое главное здесь – максимальное задействование всего тела. Можете делать упражнения вместе с ребенком. Показывайте, как правильно сделать то или иное упражнение. 10-12 пар шагов. Шаги в медленном темпе. Коснитесь левым локтем правого колена, а теперь правым локтем левого колена. Похожий вариант, только лёжа. «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.«Лодочка». Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе. Зеркальное отражение Упражнение выполняется в парах. Встаньте лицом друг к другу. Один выполняет движения руками и ногами, другой должен их зеркально отобразить.Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя. Упражнение «Оладушки». Попеременно менять положение ладоней, правая вниз ладошкой, левая вверх, и наоборот.Игра-упражнение «Веревочка». На полу по кругу раскрадывается веревка. Части участникам предлагается с открытыми глазами пройти по этой веревке, ступая след в след. Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения. Во второй части упражнения исполнителям предлагается проделать то же самое, что и в первой части, только с закрытыми глазами. (Скорость и правильность выполнения этого задания у всех участников будет различной, возможно кто-то откажется от выполнения). Уникальность данных упражнений в том, что их можно использовать во всех видах деятельности, в том числе и на прогулке, так как не нужна специальная к ним подготовка и наглядный материал.Для проведения кинезиологических упражнений, коррекционных игр и массажа можно использовать обыкновенные пуговицы. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать, передвигать и перебирать пуговицы. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость и произвольность психических процессов, аудиальный, визуальный и кинестетические каналы восприятия.Желательно, чтобы каждый ребенок почувствовал и осознал происходящие с ним изменения. Оптимально проводить занятия с не большой подгруппой детей или индивидуально, в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, под спокойную музыку. С каждым днем задания могут усложняться, объем заданий увеличиваться, а темп выполнения – наращиваться. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Регулярные занятия с пластилином (глиной), обрывание кусочков от листа бумаги для всевозможных аппликаций, нанизывание деревянных бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры «шнуровки» укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.. Дошкольникам старшего возраста можно предложить нетрадиционные игры с использованием различных предметов: «Перебери крупу», «Шаловливый клубок», «Составление фигурок из счетных палочек «Плетение кос», «Прищепки – кусачки». Спасибо, уважаемые коллеги!Литература1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 20002. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое сопровождение обучения. М, 2003.3. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000.4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000.5 Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Лаврентьевой. М, 1996.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X