Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55267

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Антропова Юлия Владимировна

Активизация познавательной деятельности в музыкальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Активизация познавательной деятельности в музыкальной школе Автор: Антропова Юлия Владимировна, преподавательМБУ ДО г.о.Самара «ДМШ № 12» О глубине человеческого разума свидетельствуют многочисленные источники. Человек могуч и силен, так как в своей творческой деятельности опирается на многовековой опыт предыдущих поколений. Большая заслуга в приобретении знаний ложится на школу. Педагоги стараются научить учащихся видеть, слышать, наблюдать, мыслить, рассуждать, анализировать, осознавать, стремятся выработать у детей специфическое мышление, научить приводить правильные аргументы, развивать разумную мыслительную деятельность, чтобы все это вместе взятое способствовало формированию познавательной деятельности у нового поколения россиян, россиян XXI века. С.Л. Рубинштейн писал: «Реальное человеческое сознание не может быть обособлено от деятельности, в которой оно и проявляется, и формируется, так же как исходящая из мотивов и направляющаяся на осознанную цель реальная человеческая деятельность, но не может быть обособлена от психики, от сознания».[1, c.186] Деятельность – это занятие, труд.[2, c.158] Различают пять видов деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественно-творческую. Преобразовательная деятельность приводит к изменению, трансформации объекта. В процессе познавательной деятельности человек получает знания об объектах – информацию об их качествах, объективных связях, отношениях, законах реального мира. Ценностно-ориентационная деятельность предполагает придание объекту определенной ценности. В этом случае человек приобретает информацию о значении этого объекта для него самого или для других людей. Общение человека с другими людьми предстает как вид коммуникативной деятельности, опосредствующий другие, но ими же порождаемый. Перечисленные виды деятельности взаимосвязаны. В результате их органического слияния возникает новая деятельность - художественная, которая воплощается в искусстве. «Познавательная деятельность – это деятельность, дающая знания об окружающем мире, формирующая умение организовывать, направлять действия на решение определенных познавательных задач, развивающая способность мыслить, прививающая навыки умственной работы».[3, c.43] Какова же структура познавательной деятельности? Главными ее компонентами являются цель и мотив, без которых деятельность невозможна. «Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить». «Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию».[2, с.332] Действие всегда целенаправленно. С первых дней пребывания ребенка в школе необходимо учить его осознавать цель, которую он должен достичь. Цель действия неразрывно связана с мотивом. Мотив побуждает человека ставить и достигать различные цели, выполнять соответствующие действия. Мотив позволяет ответить на вопросы: почему мы выполняем те или иные действия? Почему совершаем те или иные поступки? Мотивация выполняет несколько функций: 1) побуждает поведение, 2) направляет и организует его, 3) придает ему личностный смысл и значимость. Эти функции мотивации реализуются целым рядом побуждений, имеющие три разновидности. Социальные: а) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избежание неприятностей и т.д.); б) позиционные; в) коллективистские; г) индивидуалистические. Познавательные: а) широко учебные (направленность на процесс учения, его содержание, результат); б) учебно-познавательные (направленность на способы учебных действий); в) самообразовательные (направленность на овладение обобщенными способами учебной деятельности); Творческие или социально-познавательные: направленность на овладение в ходе учения способами действий, которые могут использоваться для преобразования окружающей действительности, собственной деятельности. Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью - учение служит ученику средством достижения других целей. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. Получение знаний выступает здесь не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося, т.к. цель учебной деятельности – получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика:а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности; б) служить средством достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является другая цель. Познавательная деятельность имеет три уровня активности в учебной деятельности: репродуктивный, т.е. деятельность является подражанием, происходит обучение приемам логического мышления; поисково-исполнительный – принятие задачи и поиск решения; творческий – творческое использование приемов логического мышления познавательной деятельности. Таким образом, активизация познавательной деятельности происходит при следующем: - если обучающийся осознает цель своего пребывания в образовательной школе, в детской музыкальной школе;- если обучение ученика мотивированно не только приобретением знаний для расширения представлений о мире, но и пониманием того, что эти знания необходимы для дальнейшей взрослой жизни в обществе, для того, чтобы творчески раскрыться ему самому как личности (познавательная, социальная, творческая мотивации); - если в познавательной деятельности имеется три уровня: репродуктивный, поисково-исполнительный и творческий.Список используемой литературы:1. Антропова, Ю.В. Познавательная деятельность и проблема ее активизации. // Качество современного образования в условиях реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Медведевой, Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – С. 63-65.2.Антропова, Ю.В. Развитие ассоциативного мышления у детей, обучающихся музыке. // Современные образовательные технологии и методики: Сборник научных статей по материалам областной научно-практической конференции. – Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2013. – С. 8-10.3. Антропова, Ю.В. Здоровьесбережение на уроках музыки. // Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – С.137.4. Антропова, Ю.В. Особенности проявления музыкальной одаренности. // Механизмы обеспечения качества подготовки кадров в рамках образовательных стандартов нового поколения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.Г. Наумлюка, Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – С. 370.7. 5.Антропова, Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе в младшем хоре. // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой / – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – С. 99-100.6. Антропова, Ю.В. Здоровьесбережение на уроках музыки. // Территория здорового образа жизни. // Международная научно-практическая Интернет-конференция. - Декабрь 2013. school24engels.ucoz.ru/konfiren/Antropova.doc7. Антропова, Ю.В. Влияние музыки и звуков на организм человека. // Интернет-ресурс: http://900igr.net/prezentacija/muzyka/vlijanie-muzyki-i-zvukov-na organizm-cheloveka 131115.html8.Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 280 с. 9.Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М., 1968. - 880 с.10.Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. 1979. - 250 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X