Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55342

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Чумакова Татьяна Анатольевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «От зёрнышка до хлебов Удмуртии»

скачать документ

Вернуться назад

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «От зёрнышка до хлебов Удмуртии» (для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262» (МБДОУ № 262) г. ИжевскЧумакова Татьяна АнатольевнаВоспитательЗадачи деятельности: Коррекционно-образовательные задачи: Формировать представления детей о долгом пути зёрнышка от поля до стола, о процессе выращивания хлеба донести до их сознания, что хлеб-это итог большой работы многих людей.Ввести обобщающее понятие «Хлебобулочные изделия», «Макаронные изделия», «Специи», «Зерновые культуры».Словообразование родственных слов от слова «Хлеб», употребление относительных прилагательных, синонимов.Активизировать словарь по теме «Хлеб», закрепить знания народных пословиц и поговорок.Коррекционно-развивающие задачи:Развитие связной речи, речевой активности детей.Развивать познавательные психические процессы: логическое мышление, внимание, слуховую и зрительную память, воображениеРазвивать мелкую моторику, координацию движений.Коррекционно-воспитательные задачи:Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобаВоспитывать интерес к непосредственно-образовательной деятельности.Учить детей внимательно слушать ответы товарищей, дополнять их.Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками Предварительная работа:Подготовительный этап:Беседа «Национальная кухня Удмуртии»Беседа «Откуда хлеб пришёл», «О пользе хлеба».Беседа «Правила пользования хлебом».Экскурсия на хлебозавод №3, в хлебный магазин.Лепка из солёного теста ёлочной игрушки и булочки «Улитки».«Печенье для мамы» ко дню мам.Изготовление совместно с детьми макета «Хлебное поле».Рассматривание картин художников (Шишкин «Рожь», А.Г. Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето», Пластов А.А. «Жатва», И.И. Машков «Снедь московская. Хлеба», Т.Н. Яблонская «Хлеб».Посев с детьми ржи и пшеницы.Создание дидактических игр «Что сначала, что потом», «Собери картинку»,Чтение художественной литературы о хлебе.Использование фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалочки, легенды, подвижные игры).Создание коллекций образцов зерновых культур.Создание книги сказок о хлебе.Коллекция круп для каш.Создание коллекции специй для выпечки хлебобулочных изделий.Создание методической папки с загадками и стихамиПодборка и создание презентаций по теме «Хлеб».Подборка и разработка конспектов НОДРассказ воспитателя, учителя-логопедаРассматривание иллюстрацийРабота с познавательной литературойЛогические рассуждения. Интересные факты о хлебе.СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.Совместные рисунки детей и родителей по пословицам, поговоркам о хлебе.Составление детьми и родителями сказок о хлебе.Конкурс для родителей «Моя мама-кулинар».Планируемые результаты: В ходе реализации проекта в группе будет пополнена развивающая предметно-пространственная среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми. В результате проектной деятельности дети приобретут новый, полезный для них опыт.Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба из истории прошлого Удмуртии и в современное время. Приобщение детей к исследовательской деятельности.Формирование любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.Способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Организующий момент:Создание педагогом условий для проведения деятельности:Изготовление дидактического пособия, подбор методических материалов и оборудования (мультимедийное оборудование, картинки, для проведения эксперимента - мука, вода, дрожжи, выставка хлебобулочных изделий, пословицы в рисунках детей).Взаимодействие взрослых с детьми в процессе деятельности:Организация деятельности:Методы и приемы, способствующие усвоению детьми способов деятельности:- словесные (рассказ воспитателя и логопеда, объяснение, положительная оценка, вопросно-ответная деятельность, фольклор);- наглядные (показ способов действия, выставка хлебобулочных изделий, слайды, картинки).- практические методы (исследовательская деятельность).Вовлечение детей в деятельность: мотивация и целеполагание (настрой детей на деятельность) Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что у человека есть 2 матери?(родная мать и мать-земля)- Почему люди называют землю кормилицей?(она кормит людей и животных, она добрая, щедрая к людям, честно работающим на ней)Хлеб удивительный и главный продукт нашего питания, он нужен каждому человеку. Недаром говорят: «Хлеб - всему голова».В старину люди очень бережно и свято относились к хлебу, он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Нельзя его было выбрасывать, а если уронил хлеб, его обязательно нужно было поднять и поцеловать. И говорили о нем люди как о живом существе: «Хлеб-кормилец, хлеб-батюшка». Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ с уважением, так и к труду тех, кто создавал его.Ребята, хотите узнать как раньше, в старину выращивали хлеб на полях?Тогда сейчас мы с вами отправимся в гости к герою удмуртских сказок Лопшо-Педуню, к хорошему и веселому человеку. Для путешествия нам с вами будет нужно только хорошее настроение. А для хорошего настроения, что нам нужно?Игра «Хорошее настроение». Дети стоят в кругу и по очереди берут за руку товарища-соседа и называют слово: друзья, солнышко, быть здоровым, хорошая погода, игра, любимая игрушка, родители, чтоб тебя любили, шоколадка, подарок, выспаться.Вос-ль; Я очень рада, что у вас сейчас хорошее настроение (подходим к мольберту с картинками о хлебопашестве в старину, детей встречает Лопшо-Педунь).Лопшо-Педунь: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вам очень интересно узнать, как раньше выращивали хлеб, тогда отправляемся в путешествие по истории хлебопашества нашего удмуртского края.В старину поле распахивали сохой или плугом для того, чтобы земля «ожила». Невскопанная земля мертва, потому что в ней нет воздуха, а без воздуха растения не могут жить, расти (показ картинки).После того как поле вспахано, надо его «причесать», т. е. разбить, размельчить земляные камни. Делали это при помощи деревянной бороны. Иногда вместо бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. Земля становилась рыхлой готовой для сева (показ картинки)От сева зависел урожай, жизнь крестьянина. Люди бережно хранили семена ржи и пшеницы в сухом месте до посева.День сева был торжественным и праздничным днём. Лукошко с семенами вешали на груди и разбрасывали семена рукой, равномерно. С того момента как зерно попало в землю, оно стремится выбраться наружу.- Что помогает зернышкам расти? (солнце и дождь)Спелость хлеба проверяли на зуб: вышелушивали из сорванного колоска зёрнышки - и в рот: если зёрнышки хрустят, значит поспели.«Рожь поспела - берись за дело». Убирали зерновые косами и серпами. Скошенные колосья связывали в снопы (показ картинки)Подсушенные колосья молотили цепами, чтобы извлечь из них зёрна, просеивали их, очищая от шелухи, складывали их в мешки и убирали в сараи для хранения - зерноамбары (показ картинки)Мешки на телегах везли на мельницу, где молотили зерно. Сначала лопасти мельницы приводили в движение при помощи животных-лошадей, затем появились мельницы, работающие от ветра, а дальше водяные мельницы, которые строились на берегу рек. Их лопасти вращались при помощи текущей воды (показ картинки).Из муки крестьяне сами пекли себе хлеб в печках. Хлеб был кормильцем всего народа, главным лакомством на столе. Встретить гостя с хлебом–солью означало проявить уважение и почёт гостю. В особо торжественных случаях пекли каравай, он считался символом счастья и достатка.Я предлагаю вам поиграть в удмуртскую игру «Сукыри нянь» (Каравай).Дети идут по кругу, взявшись за руки. В кругу против хода детей идет Лопшо-Педунь, он говорит:Шёл павлин горою,Все люди за мною.Дети отвечают:«Одного у нас нет (Лопшо-Педуня)У его маменьки печка истопленная,Блины испечённые,Каравай состряпанный.Этакий низенький,Этакий высокий,Этакий широкий»(в это время Лопшо-Педунь пытается подлезть под руками детей и выбежать из круга.)(Лопшо-Педунь уходит)Вос-ль: Ребята, интересно было узнать историю хлебопашества в Удмуртии? Раньше так выращивали хлеб не только в нашем крае, но и по всей Руси. Очень трудно было людям вручную выращивать хлеб. Сейчас в наше современное время учёные-инженеры, рабочие создали разные машины, которые помогают колхозникам выращивать и убирать хлеб на полях (на мольберте современная техника)Давайте мы с вами вспомним путешествие зёрнышка до хлеба уже в наше современное время.Учитель-логопед: Ребята, кто скажет, как люди готовят землю к севу зерновых?(ответы детей)- Кто ухаживает за зерновыми культурами на поле? (ответы детей)- Какие сельхозмашины помогают в уборке зерновых культур? (ответы детей)- Куда отвозят собранное зерно? (ответы детей)- Я вам сейчас предлагаю разделить колосья и выполнить задание: прочитайте слово и разделите изделия из муки на макаронные, кондитерские и хлебобулочные изделия.- Я вам предлагаю поиграть в игру «Объясни слово»Хлебопашец- хлеборезка- хлебороб- хлебница- хлебцы- хлебопекарь- хлебозавод- нахлебник-- На какое слово похожи эти слова? (Хлеб)Вос-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Зёрнышко» (пальчиковая игра)Зерно в землю упадет и росточком прорастетСолнце будет его жарить, дождь сто раз его польётА потом под снегом мёрзнуть, и под ветром устоятьОчень трудно хлеб даётся, должен ты об этом знать.Логопед: А сейчас я вам предлагаю викторину «О чём бы ты хотел спросить?»(дети друг другу передают колосок и задают вопросы)Вопросы:1. В чем польза хлеба? (дает силу, здоровье, улучшает аппетит память, много витаминов)2. Как люди узнают, что хлеб на поле созрел? (рвут колосок и пробуют зёрнышки: если зёрнышки хрустят - значит поспели)3. Что необходимо для хорошего роста и развития зерновых культур? (тепло, свет, вода и питательные вещества)4. Чем отличаются хлебобулочные изделия от макаронных? (хлебобулочные изделия уже готовы к употреблению в пищу сразу, как изготовлены, а макаронные изделия нужно отваривать)5. Какие каши готовят из пшеницы? (манная, пшеничная)6. Какую кашу готовят из овса? (овсяную, геркулесовую)7. Какую кашу готовят из ячменя? (ячневая каша, перловка)8. Какую кашу готовят из просо? (пшенная каша)9. Что готовят из ржи? (солод, муку)10.Что значит беречь хлеб? (бери хлеба столько сколько съешь, не оставляй недоеденных кусков, подними брошенный кусок - отдай птицам, но не оставляй на земле, чтобы не затоптали человеческий труд)Вос-ль: Как много людей работает, чтобы зерно стало хлебом и попало на стол к каждому человеку.На хлебозаводе мы с вами видели, как пекари выпекают хлебобулочные изделия.- Что нужно для того, чтобы испечь хлеб? (тесто)- Да, но чтобы это тесто поставить, какие нужны продукты?(мука, вода, соль, сахар, дрожжи)- Как у пекарей получаются пышные булочки, хлеб? Что помогают тесту подняться? Хотите узнать?Тогда я вам предлагаю немного поэкспериментировать.(подходим к столу, на нём: мука в пиале, вода, дрожжи, ложка и на каждого ребенка фартук)- Наденьте фартуки. У вас на столе у каждого есть мука, вода, дрожжи)Налейте в муку воду и перемешайте ложкой. Обратите внимание на ваше тесто, в нём есть какие-то изменения? - Теперь попробуем добавить дрожжи, и всё перемешаем. Посмотрите, что происходит с нашим тестом. - Почему в тесте появились пузырьки?- В чём особенность дрожжей, что тесто запузырилось?Да, в дрожжах есть грибки - наши невидимые «помощники», они разрыхляют тесто, а узнаем мы это по пузырькам. Тесто пузырится, поднимается. Вот поэтому у пекарей получаются пышные и воздушные булочки и хлеб.Какие хлебобулочные изделия выпекают из такого теста, мы сейчас посмотрим на выставке (дети подходят к столу, где лежат разные виды хлебобулочных изделий).Учитель-логопед:- Какие хлебобулочные изделия на выставке вы знаете? (ответы детей)- Сейчас в наше время пекари используют при выпечке хлебов, булочек разные специи и начинки (лимонная кислота, кориандр, мускат, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, кунжут, корица, мак, ванилин, различные джемы, повидла, изюм)Вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления.- Я предлагаю вам продегустировать зерновой хлеб. Что значит «продегустировать?» (дети пробуют нарезанный заранее хлеб)- Какой по вкусу хлеб? по запаху? на ощупь? (вкусный, аппетитный, свежий, ароматный, душистый, пахучий, лакомый, мягкий, шершавый.)- Дети, каждое блюдо требует своего хлеба, недаром говорят: «Всякому хлебу - свой час»- Кто из вас знает пословицы? В чем смысл пословицы, о чем в ней говорится? (2 детей объясняют свои пословицы по рисунку)-Дети, вы знаете загадки о хлебе, кто хочет загадать их гостям?(2 детей загадывают)- Отгадать легко и быстроМягкий, пышный и душистый.Он и черный, он и белыйА бывает загорелый.- Он на солнышке стоитИ усами шевелит.Разомнешь его в ладони-Золотым зерном набит..Вос-ль: У Ирины Токмаковой есть замечательное стихотворение «Хлеб».Вос-ль и учитель-логопед:Хлеб не падает нам с неба,Появляется не вдруг.Чтобы вырос колос хлебаНужен труд десятков рук.- Вот какой трудный путь проходит зёрнышко до хлеба. Берегите дети хлеб. В нём вся сила.Рефлексия:Лопшо-Педунь вносит каравай с солью на расшитом полотенце.- Ребята, я вам дарю удмуртский каравай – Сукыри-нянь.Я очень надеюсь, что всё, что вы узнали в нашем путешествии «От зёрнышка до хлеба» заставит вас Ничего дороже нет на свете,Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.Берегите хлеб!Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X