Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55348

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Борисенко Нина Петровна

Методические рекомендации для развития дикционной культуры.

скачать документ

Вернуться назад
Методические рекомендации для развития дикционной культуры.

Вступление.

«Произношение на сцене искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности». (К.С. Станиславский) 

«Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву». (К.С. Станиславский) 

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.
При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. На занятиях по развитию речи можно помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых разминок на уроках хорошую помощь преподавателю могут оказать скороговорки.

Содержание
Что за зверь – скороговорка?
В чем поможет скороговорка
Знакомство со звуками
Подготовим язычок к скороговорке
Изучаем скороговорки
4 совета для работы со скороговорками

Что за зверь – скороговорка?

  "Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
Несколько иначе это понятие объясняется в Толковом словаре В. И. Даля: "Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья, например:
В один, Клим, клин колоти.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
копна под попом, поп под колпаком".
Приведённые определения дают полное представление об этом элементе фольклора. Итак, скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Скороговорки могут с успехом использоваться не только в работе логопеда, но и на занятиях по развитию дикции и исправлению речи младших школьников на уроках «Художественного слова». Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.
Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.
Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.
Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки, содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:
«Дровоколорубы
Рубили дубы.
Стволы белодубовые,
Гладкотесовыструганные.»
Или
«Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»
Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.
Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу.  Но и те и другие являются хорошим материалом для развития речи на занятиях по развитию речи в 1-ом классе.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.
Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:
тренирует четкость дикции при произношении звуков;
решает проблемы косноязычия;
учит грамотно использовать слова;
увеличивает словарный запас;
развивает фонематический слух, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.
Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.
Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.
Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей тренировкой внимания, где нужно будет воспринимать много информации на слух.
Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.
Знакомство со звуками


Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем звукам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.
Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».
Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.
Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:
воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.
Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:
«ш» для «щ»;
«т» и «с» для «ц»;
«т» для «ч».
Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» достаточно проблематичный для большинства дошкольников, а иногда и в более позднем возрасте.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Делаем с ним гимнастику для язычка, произнесим изучаемый звук.
При постановке звуков «ш» и «ж» проследим, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажем ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросим прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
При изучении звука «щ» важно, чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
Когда будем ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».
Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.


Изучаем скороговорки


Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:
Подбираем скороговорки, подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для младших детей лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не нужно брать сразу много, для детей хватит 2–4.
Медленно расскажем скороговорку ребенку и разберём с ним её смысл. Она должна быть понятна.
Научим для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлёра – пусть они чётко шёпотом подсказывают педагогу и друг другу текст.
Постепенно начинаем произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
Когда ребенок сможет произносить текст быстро и чётко, чтобы разнообразить занятие, внесём в неё игровой элемент – попросим рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом заменим их на новые.

4 совета для работы со скороговорками

«Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе». (К.С. Станиславский) 

Прежде чем изучать скороговорку с ребенком, необходимо научиться самим правильно её произносить. Ведь для первоклассников восприятие скороговорки происходит на слух, и мы должны правильно преподнести им информацию, иначе не сможем достичь развития.
Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Мы бросаем друг другу мяч – говорим скороговорку и передаём мяч ребенку, теперь повторяет он.
Можно повторять скороговорки и дома, вместе с родителями и друзьями.
Повторять скороговорки нужно ежедневно. Не пропускать дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса, что пригодится и в школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.
Рисунок 40ђ Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X