Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54967

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Михайлова Ольга Николаевна

«Игра как особое пространство развития ребенка»

скачать документ

Вернуться назад

Доклад «Игра как особое пространство развития ребенка» Автор: Михайлова Ольга Николаевна.Основное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Такой деятельностью в этом возрасте выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Именно в игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Неповторимая специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру и не ставят в ней каких – то иных целей, чем играть. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие полезное и увлекательное, сплачивает и объединяет, доставляет радость.Менджерицкая Д. В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, который придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память, открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. Кроме того, в игре ребенок учится пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.Впервые предпринял попытку систематического изучения игры немецкий психолог К. Гросс в конце XIX в. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности, в этом есть основное значение детской игры.К. Бюлер в качестве главной мотивации игры рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса.Г. Спенсер говорит о том, что игра является средством избавления от нереализованной энергии.С. Холл «Теория рекапитуляции». Игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую.А, например, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.В нашей стране теорию детской игры разрабатывали педагоги и психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др. Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.Д. Б. Эльконин : «Игра – это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».С. Л. Рубинштейн: игра «является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности». Ее мотивы заключены не в «…вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности».Л. Ф. Обухова: «Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования».Н. К. Крупская: «Игра для дошкольников – способ познания окружающего; игра для них – учёба, игра для них – труд.».Д. В. Менджерицкая: «Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта».В. А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».Итак, игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом ее процессе.Игра в содержании ФГОС ДО.ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательных документов РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, и потому принят к обязательному исполнению.Общие положения ФГОС в главе первой, говорят о том, что одним из основных принципов Стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.Также в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему указывается, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)В пункте 2.7. обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы:• в раннем возрасте (1 год - 3 года) - это игры с составными и динамическими игрушками;• для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…»В третьей главе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.2.5. перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых:• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …• поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой и других видах деятельности• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …»Обозначены и требования к развивающей предметно-пространственной среде, глава 4 пункт 3.3.4. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);• наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;Что же касается результатов, то в 5 главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» даются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, пункт 4.6.:• … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …;• … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; …• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. …Используемая литература:1. Краснощекова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2013.2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1982.3. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования« (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).4. Интернет – ресурсы:https://ru.wikipedia.org/ Игра

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X