Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55421

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Евдакова Наталья Борисовна

"Развитие мелкой моторики и речи младших дошкольников на музыкальных занятиях посредством дидактических игр"

скачать документ

Вернуться назад

МАДОУ №6 детский сад "Золушка"фестиваль педагогических идей 2019г"Развитие мелкой моторики и речи младших дошкольников на музыкальных занятиях посредством дидактических игр"(авторские разработки)музыкальный руководитель Евдакова Н.Б.Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада, что вас заинтересовала моя тема. Сегодня мы поговорим о детях младшего дошкольного возраста. И о той проблеме, которая возникает на музыкальных занятиях в группах раннего возраста.Слайд№1 Моя тема:"Развитие мелкой моторики и речи младших дошкольников на музыкальных занятиях посредством дидактических игр"Слайд№2Цель: передать опыт применения дидактических упражнений, используемых на музыкальных занятиях для развития речи детей раннего возраста. Задачи: Вызвать интерес педагогов к представленному опыту. Создать условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность по освоению методических приемов для развития речи и мелкой моторики у младших дошкольников на музыкальных занятиях.Оборудование: медиа проектор, шары для сухого бассейна, ДМИ (бубны, погремушки, барабаны, бубенцы, трещотки)Слайд№3"Проблема, актуальность".Актуальность данной темы обусловлена необходимостью ранней коррекции и профилактики, имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, музыки и движенияВ младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие речи, значительно пополняется словарный запас, но наблюдается такая тенденция, что проблемы с речью становятся не редкостью. Многие дети очень плохо говорят или вообще не разговаривают, а значит - не поют.Чем это можно объяснить?Не секрет, что многие родители мало общаются с детьми, не занимаются с ними дома, мало играют,мало читают им книжки, не разучивают стишки, детские песенки.Слайд№4"Речь и движение"Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, именно поэтому осознанная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигает достаточной точности.Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.Поэтому очень важно начиная с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику.Развитие моторики на музыкальных занятиях происходит во время музыкально-ритмических упражнений, игры на музыкальных инструментах, во время подвижных игр ("Птичка", "Котята"),т.е в структуру музыкальных занятий вводятся элементы логоритмики.поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому осознанная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. В старшей логопедической группе занятия логоритмики проходят регулярно 1 раз в неделю.Слайд№5Использую в работес детьми раннего - младшего возраста, у которых речь еще не совсем сформирована;с детьми, имеющих ТНР, ЗПР, ДЦПЯ имела опыт работы в детском реабилитационном центре, где находились на обслуживании дети с ТНР, ЗПР и дети, у которых были серьезные нарушения координации движений (ДЦП) и вот тогда-то и пришла мне идея создать этот комплекс упражнений. Эти простые , доступные упражнения с не менее простыми предметами, были у детей самыми любимыми.И, вот когда мы набрали 4 группы малышей, где больший процент молчаливых, я вновь вспомнила об этих упражнениях. И я с удовольствием делюсь этим материалом с вами.слайд№6 Практическая часть, переченьс детьми раннего - младшего возраста, у которых речь еще не совсем сформирована;с детьми, имеющих ТНР, ЗПР, ДЦПслайд№7 -Дидактический материалАвторские разработкиКомплекс упражнений для развития мелкой моторики и речи для детей с ТНР, ЗПР, ДЦП и младшего дошкольного возраста (2-4 года)1.Упр. "Солнышко встает" (муз.и сл. Е. Макшанцевой) Мяч держим в одной руке на коленях, затем медленно поднимаем обе руки вверх"Вот как солнышко встает, выше, выше, выше...."Медленно опускаем руки вниз "к ночи солнышко зайдет , ниже, ниже, ниже.."Перекладываем мяч в другую руку и повторяем эти же движения вверх-вниз еще раз.На припев - перекладываем мяч из руки в руку:"Хорошо, хорошо, солнышко смеется, а под солнышком всем весело живется"Когда движения усвоены, можно предложить детям помогать мне петь эту песенку , продолжая делать упражнение. Всем известно, что движения и речь, очень трудно сочетать без какого-либо опыта. А у малышей еще нет певческого навыка, также , как и движения в сочетании с текстом.Поэтому это упражнение имеет два этапа: вначале они выполняют упражнение молча под мое пение, а затем постепенно я должна их активизировать на движения с пением.Когда это упражнение будет усвоено, оно принесет малышам удовольствие. Они охотно выполняют те движения, которые хорошо им знакомы.Это упражнение развивает: внимание;координацию движений;музыкальный слух;эмоциональное восприятие (весело-грустно);певческие способностислайд №82. Упражнение "Колобок"М.рук.: Испекла бабка колобок, да положила на окошко студиться. А колобок полежал , полежал на окошке , да и спрыгнул (в это время мой мяч спрыгивает ко мне на колени, детские глазки внимательно следят за "колобком"). Очень уж скучно ему стало. Да и покатился колобок в лес, припевая на ходу "ля-ля-ля". (у каждого в руках мяч, катаем его в ладошках все вместе под музыку и поем "ля-ля-ля").М.рук.: (музыка останавливается на любом ребенке)Встретил колобок кого? Зайчика! Что Зайчик ему сказал? ("Я тебя съем"). Если дети затрудняютсяответить, сама продолжаю сказку, и он под музыку катится дальше. Итолько в конце сказки Лиса его непременно съест, поэтому здесь мяч плотно закрываем ладошками ( «Ам! и съела»).Это упражнение развивает:развивает моторику;внимание ;речь;певческий навык; активизирует работу пальцев при обхвате мяча слайд №93. Упр. "Колобок спрятался" - у каждого ребенка в руках мяч Рассказываю сказку про колобка, но сегодня он пойдет гулять и вернется домойТак же он катится под музыку (катаем в ладошках под пение детей "Ля-ля-ля"), с остановкой музыки, дети прячут "колобка" в ладошках, а я его ищу с помощью кукол Би-Ба-Бо (заяц, волк, медведь, лиса). Но найти его не могут, что вызывает у детей восторг.Это упражнение: развивает внимание, воображение; вызывает эмоциональный интерес; дает нагрузку на кисть руки, регулируя мышечные усилия; активизирует работу пальцев при обхвате мяча (хорошо спрятать колобка, чтобы никто его не нашел) слайд№104 .Упр. ."Колючий ежик" М.Р. :«Ребята, сегодня наш колобок превратился в колючего ежа, если мы его долго будем держать в руках , он уколет наши ручки иголками. Надо скорее его передать другому и потом отпустить его в лес»Передача мяча под музыку, как можно быстрее - «ежик колючий» Если музыка останавливается , ребенок поднимает руку вверх и произносит «Я»Это упражнение развивает:фантазию; внимание;координацию движения; развивает чувство ответственности, товарищества слайд№115 упр. Игра на бубнах. "Солнышко и дождик"Всем известная подвижная игра с зонтом "Солнышко и дождик". Именно эту игру я взяла для игры шумового оркестра. На веселую часть дети хлопают ладошкой по бубну (на проигрыш подпевают "ля-ля-ля"), а на грустную, где идет дождь , поднимают над головой и делают движение "фонарика" со словами "кап-кап-кап"Дети подпевают "ля-ля-ля" на проигрыш Почему я взяла эту игру, потому, что она им очень знакома и понятна . Контраст "веселого солнышка", сменяется грустной , "дождливой" мелодией. Это упражнение развивает:чувство ритма;музыкальный слух;формирует навыки дозированного напряжения и расслабления кистей рук. слайд № 12Результативность:Активизация речевого аппарата;Развитие речи;Певческий навык в сочетании с движением;Развитие мелкой и крупной моторики;слайд№13 Практическое задание:Используя представленный мной материал, попробуйте разработать и показать дидактическую игру, направленную на развитие мелкой моторики и речи младших дошкольников на музыкальных занятиях слайд№14РефлексияБыл ли этот материал вам интересен? Что вызывает сомнения или возражения?Захотелось ли предложенный опыт использовать в своей практике?слайд №15 Спасибо!Заключениемоторику. Этому способствуют пальчиковые игры. О пальчиковыхиграх можно говорить как о великолепии универсальной дидактической и развивающей технологии: во время таких игр нервные окончания рук ребёнка воздействуют наегомозг и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры способствуют также развитию внимания, памяти и мышления малыша. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается внимательностьи способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем - при письме, игре на музыкальныхинструментах. Разучивание одновременно с пальчиковыми играми забавныхстишков, прибауток, развивает детскую память и речь. Технология проведенияпальчиковых игрПедагогвыразительнов медленном темпе читает текст (это может быть сказка или стихотворение), синхронновыполняя движения в соответствии с текстом. Затем эти слова накладываются на мелодию. Педагог поёт и показывает движения, а дети повторяют за ним. 6. Игра на бубнах. "Солнышко и дождик"Вместо заключенияДля достижения положительной динамики занятия должны проходить регулярно. В большинстве случаев дети с удовольствием занимаются, так как весь процесс проходит в понятной и интересной для ребёнка игровой форме. Существуют разные пособия и методики, которые помогают организовать сюжетно-игровые занятия, вызывающие положительные эмоции у детей. Применять их можно как в домашних условиях, так и в детских дошкольных учреждениях.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X