Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Леонтьева Наталия Петровна

К вопросу формирования навыков составления учебного конспекта

скачать документ

Вернуться назад
К вопросу формирования навыков составления учебного конспекта
(из опыта работы)
Леонтьева Наталья Петровна
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Минусинский сельскохозяйственный колледж
(КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»)

Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью
Лев Николаевич Толстой

Одной из главных форм познавательной деятельности является самостоятельная работа студентов с текстом. Прежде всего, составление учебного конспекта. Как правило, первокурсники не имеют достаточных навыков по его составлению. Многие из них просто переписывают текст. Поэтому, первоначально, мы работаем с помощью шаблона конспекта. Источником учебной информации может быть обучающая презентация или учебник. Презентации я составляю сама, взяв за основу тот же учебник. Наличие дополнительного иллюстративного материала помогает студенту представить в наглядных образах то, что он изучает. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».
Рассмотрим все выше сказанное на примере практического занятия по теме «Родовое общество и зарождение цивилизаций» (90мин.). Студенты должны усвоить сущность и значение процессов, происходивших в родовом обществе, оказавших колоссальное влияние на всю последующую историю человечества.

Технологическая карта занятия

Тема

Родовое общество и зарождение цивилизаций


Тип занятия
Практическое занятие, изучение нового материала


Методическая цель
Показать возможности комплексного использования опорного конспекта и ИКТ для осуществления требований ФГОС к процессу обучения студентов в системе СПО


Цели (учебные)
1.Образовательные
2.Воспитательные.
3. Развивающие
1. Студенты, в ходе самостоятельной работы с презентацией, должны изучить характеристику родового общества, сделать вывод о значении неолитической революции в истории человеческого общества.
2. Способствовать формированию интереса к истории человечества.
3. Способствовать формированию личностных, метапредметных, предметных компетенций. Развивать навыки информационно-деятельностной активности, работы с источником по отбору нужной информации, ее анализа в соответствии с поставленными вопросами

Учебная задача
Работая с презентацией составить характеристику родового общества, выявить характерные черты и последствия неолитической революции, суметь ответить на главный вопрос занятия
В целом занятие посвящено анализу изменений, которые претерпело человеческое общество в эпоху существования родового строя. Очень важно чтобы студенты поняли сущность и значение «неолитической революции» в историческом процессе.


Главный вопрос темы
Какую роль в истории человечества сыграло родовое общество и неолитическая революция?


Формы, приемы, методы
Фронтальный опрос, составление конспекта, решение проблемных вопросов, сравнительный анализ, дискуссия

Предполагаемые результаты

Знать: характеристику родового общества: этапы развития, экономические, общественные отношения, организацию власти, черты и значение неолитической революции, сущность основных понятий
Уметь: сравнивать различные этапы развития родового общества, выявлять их сходство и различия; определять значение тех или иных достижений для прогрессивного развития; определять значение определенной эпохи в историческом процессе; основные понятия и даты.

Компетенции, УУД
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии
Технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, ИКТ

Оборудование и материалы

Компьютерный класс, обучающая презентация, шаблоны конспектов.

Основные понятия

Исторический процесс, периодизация исторического процесса, антропогенез, родовое общество, неолитическая революция, военная демократия, протогосударство

Основные события и даты
2,5 млн. лет назад – 4 тыс. до н.э. – история родового общества
6-4 тыс. до н.э. – время неолитической революции


Текст, выделенный курсивом, составляется самостоятельно студентами

Опорный конспект
Тема: Родовое общество и зарождение цивилизаций.
Вопросы:
1. Источники изучение и археологическая периодизация истории родового общества.
2. Проблема антропогенеза.
3. Образ жизни людей палеолита и мезолита.
4. Сущность и значение неолитической революции
5. Эпоха энеолита и переход от родового общества к цивилизациям.
Вопрос 1.
Исторический процесс делится на историю родового общества и на историю цивилизаций.
Археологическая периодизация делит исторический процесс на эпохи: каменную, бронзовую, железную. Каменная эпоха делится на периоды: палеолит (древнекаменный),2,5 млн лет назад – 9 тыс. до н.э.; мезолит (среднекаменный), 8-7 тыс. до н.э.; неолит (новокаменный), 6-4 тыс. до н.э.; энеолит (меднокаменный), начало 3 тыс. до н.э.
Вопрос 2.
Антропогенез - процесс становления биологического вида Человека разумного
Теории: мифологическая теория, религиозная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса, теория палеовизита.
Факторы: природные (изменение климата, усиление радиации); биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор); социальные (общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь и мышление).
Процесс антропогенеза (самостоятельно, учебник, с.14-15)
Вопрос 3.
Первый человеческий коллектив – родовая община. Родовая община – коллектив родственников, которые жили и трудились сообща, имели общее имущество. Она делится на раннюю и позднюю.
Время существования – ранняя родовая община – палеолит и мезолит, поздняя – неолит.
Черты ранней родовой общины:
1. Кровное родство.
2. Общая (коллективная) собственность.
3. Полное экономическое и социальное равенство.
4. Матриархальная семья.
Виды хозяйственной деятельности - охота, рыболовство, собирательство.
Тип хозяйства – присваивающий.
Образ жизни – кочевой и полукочевой.
Орудия труда - каменные, костяные (рубила, скребки, ножи, копья и т.д.)
Достижения человека мезолита – микролитические орудия труда, лук, лодки, приручена собак.а
Руководили родовой общиной - старейшина, жрец, вождь.
Поздняя родовая община, черты те же, но появляются – племена.
Особенности родоплеменной власти:
1. Власть исходила от собрания всех взрослых членов коллектива.
2.Старейшины, военные вожди и жрецы избирались собранием и осуществляли свои функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием.
3. Власть основывалась на личном авторитете
4. Специального аппарата, который бы занимался только управлением, не было
Вопрос 4.
! Неолитическая революция – переход от присваивающего типа хозяйства к производящему типу хозяйства.
Виды хозяйственной деятельности – земледелие, скотоводство, ремесла.
! Характерные черты неолитической революции:
1. Появление новых способов обработки камня – сверление, пиление, шлифовка.
2. Возникновение производства керамики, ткачества.
3.Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
4. Переход от кочевого образа жизни к оседлому образу жизни.
Социальные последствия неолитической революции:
1. Взрастают количество и плотность населения в поселках, усиливаются миграционные процессы, родовая община сменяется соседской общиной.
2. Появляются долговременные поселки (протогорода).
3. Совершенствуются орудия труда, зарождаются ремесла и торговля.
4. Появляется прибавочный продукт, как следствие: зарождается имущественное и социальное неравенство.
5.Прибавочный продукт позволяет содержать администрацию: вождей, воинов, жрецов.
Вопрос 5.
Энеолит – переходный период от эпохи камня к эпохе металла.
Достижения - начало обработки металла, гончарный круг, ткацкий станок.
Основные виды хозяйственной деятельности - плужное земледелие, скотоводство, ремесла.
Ремесла - гончарное, ткацкое, кожевенное.
Первое общественное разделение труда – отделение земледелия от скотоводства.
Второе общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия.
Возникает натуральный обмен
Соседская община - это объединение семей, живущих на одной территории, раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.
Черты соседской общины:
1.Общность территории.
2. Семейно-общинная собственность.
3. Социальное неравенство.
4. Патриархальная семья.
Изменения в сфере власти и управления:
1. Война становится главным промыслом.
2. Ведущую роль в управлении племенем начинает играть военный вождь, который забирает себе большую часть добычи.
3. Вокруг военного вождя формируются военные отряды.
4. Для успешной обороны племена начинают объединяться, возникают союзы племен.
5. Управление становится профессиональным видом деятельности. Вожди стремятся передавать власть по наследству.
Родовое самоуправление сменяется военной демократией – вид общественного устройства, при котором зарождается племенная знать, разрушаются родовые отношения, и начинается переход к государственной форме власти
В процессе составления конспекта происходит обсуждение проблемных вопросов, преподаватель оказывает консультативную помощь отдельным студентам. Презентация находится на сайте колледжа.


















HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER144




Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X