Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Репкина Марина Александровна

Музыка как важнейший компонент в создании хореографических постановок.

скачать документ

Вернуться назад

Музыка как важнейший компонент в создании хореографических постановок. Хореография - искусство пространственно временное, поэтому композиционно-ритмопластическое построение его двух планово: первый план пространственный, второй - временной. Разделение это чисто условно, но, тем не менее, необходимо для понимания хореографических и музыкальных категорий, для разделения и слияния их. Без музыки искусство танца не существует и, насколько известно в истории хореографии, представлено не было, хотя возможность такого существования не исключена. Сейчас есть попытки создания хореографического спектакля на определённые шумы или как её называют «конкретную музыку». Во всяком случае, хореография сосуществует вместе с определённым звуковым сопровождением, имеющим свою метро - ритмическую формацию.Может ли вообще существовать хореография без музыки?В принципе да... Но выиграет ли она от этого? - Вряд ли. Во всяком случае, хореография всегда будет подчиняться первоэлементам музыкального искусства: метру, ритму, темпу. Ритм - происходит от греческого «ритмос» - соразмерность, стройность. Ритм - это свойство повторяющихся в чередовании, чувственно воспринимаемых элементов (звуковых, речевых, изобразительных, механических). Главное в ритме это повторность во временной категории. Объективно существующий в природе, ритм может организовываться как эстетическая категория. В этом случае он подчиняется законам связывающих его с тем или иным видом искусства. Ритм в хореографии это закономерное чередование движений человеческого тела, один из основных выразительных элементов танца. Выразительность хореографии находится в зависимости от ритмических соотношений отдельных движений. Ритмическая организация появляется как в ближайшем соотношении внутри отдельного па, так и в более отдалённом / фраза, комбинация или в целой хореографической форме. Отсюда возникают закономерности построения фраз, предложений, периодов и т. д. Основой ритмоорганизации служит соразмерность временных ритмических долей целая, половинная, четвертная, восьмая ит.д., которые разделяются на ударные и не ударные в музыке они опорные и не опорные. Чередование и соотношение ударных и не ударных организуют «метр» - двухдольный, трёхдольный, четырёхдольный и т. д. В ритме выражаются соотношения отдельных звуков в хореографии движений во времени, и метр служит мерилом этих соотношений, создавая систему или норму отсчёта ритмических движений. Метр основан на циклическом чередовании временных долей, которые объединяются в группы такты, а эти, в свою очередь, во фразы, предложения, периоды. Метр бывает регулярным с одинаковыми тактами и не регулярным, например, в фольклорной музыке. По принципу объединения долей в такты, метры бывают простые двух, трёхдольные и сложные четырёх, девяти, двенадцати - дольные. При относительной простоте метра ритмический рисунок движений может быть весьма сложным и многообразным. Несовпадение ритмических и метрических акцентов приводит к образованию «синкопы», что имеет значение при составлении хореографической фразы. Метрическая организация не лишает ритма свободы и самостоятельности, а единство ритма и метра подчёркивается в хореографии понятием «метроритма». При сочинении хореографического материала нужно руководствоваться разнообразием и единством ритмов в музыке. Но хореографическое развитие часто требует хореографического разнообразия вплоть до ритмического контраста. Неотъемлемой частью движения музыки во времени, а вслед за ней и хореографии, является «темп» - степень скорости и быстроты. Темп обусловлен характером и содержанием произведения. Темп в хореографии может иногда не соответствовать темпу в музыке и, более того, быть контрастным, что является дополнительным средством выразительности эмоциональной экспрессии. Но не во всех случаях и не при частом его повторении. Итак, не беря во внимание частные отклонения и исключения из правил, можно сказать, что хореография целиком накладывается на темпо - метро - ритмическую структуру музыки и в ней существует. Но это, так сказать, схематическое, каркасное наложение хореографии на музыку. И музыка, и хореография имеют ещё тему, систему образов, всевозможные формы, в которые вмещаются эти образы и герои с их взаимодействием, пластикой, мелодией, кульминацией и отступлениями. И, наконец, музыка, и хореография имеют свою драматургию, вмещающую многое из того, что только что было перечислено. Музыка и хореография, говоря об одном и том же, по-разному воздействуют на зрителя. Первая - через органы слуха, вторая - посредством зрительных органов. Хореография во взаимодействии с музыкой зрелище более эмоциональное, нежели только музыка, если, конечно, иметь в виду идеальное взаимодействие этих двух капризных муз, что в истории хореографии встречалось очень редко. Небольшой иллюстрацией полного слияния и взаимодействия музыки и хореографии может служить миниатюра Сен Санса «Лебедь», поставленная М. Фокиным в гениальном озарении и всего за несколько минут. Идеального же взаимодействия хореографии и музыки в крупном сочинении трудно найти, не исключая такой вершины в творчестве композитора и хореографа как «Спящая красавица» Чайковского - Петипа. Сейчас мы не затрагиваем вопрос сочинения одновременно музыки и хореографии или прочтения уже готовой музыки в хореографии, что, кстати, было у Фокина в его миниатюре «Умирающий лебедь». В разное время соотношение и взаимодействие музыки и хореографии было различным, зависящим, главным образом, от эстетики и мировоззрения хореографа. Исторически и схематически это движение от полного отсутствия взаимодействия музыки и хореографии до идеального слияния их. Другое дело, что только понимание этого не гарантирует уже решение вопроса. Ф.В.Лопухов рассматривает соотношение музыки и танца в четырёх аспектах цитируется по книге Ф. Лопухова «Пути балетмейстера», Берлин 1925г.1. Около музыки - первичное соединение с музыкой, характерно тем, что танцевальное движение в тактовом отношении не всегда совпадает с музыкой что встречается даже у Петипа: трёхдольную коду первого акта сопровождают танцы двухдольного размера.2. На музыку - эпоха Петипа здесь уже сближение в смысле тональности, размера и других точек соприкосновения.3. Под музыку- с момента прихода в балет Чайковского - 1889г. «Спящая красавица», и здесь подчинение хореографии музыке, хотя, благодаря этому и состоялось понимание такой несправедливости.4. В музыку - полное слияние музыкальных и хореографических форм, разработок, тем и т. д. не впадая, однако, в вытанцовывание музыки. Очень важно при постановке танцев «в музыку» точное совпадение подъёмов звукового - эмоционального с танцевально - эмоциональным, помимо совпадения кривой линии звукового движения с движением линии танцевальной. Характерно, что в разделении Ф. Лопуховым связи музыки и хореографии на четыре вида имеют место исторические вехи в первых трёх. Сочинение же «в музыку» - это идеал, которого ещё нет в природе и к которому сам Лопухов хотел приблизиться. Отсюда уже и теоретические предпосылки, и обращение к симфонии.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X