Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55418

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Пикалева Ирина Станиславовна

Организационные аспекты неформального экологического образования

скачать документ

Вернуться назад

Организационные аспекты неформального экологического образованияПикалева Ирина СтаниславовнаГБОУСОШ 213 Санкт-ПетербургаУчитель биологии Человек сталкивается с экологическими вопросами во всех сферах жизнедеятельности, а именно, в производстве товаров, природопользовании, добывающей промышленности, в медицине. Даже в самых простых ситуациях не обойтись без экологии – использование бумаги, батареек, эксплуатация мобильных телефонов, утилизация мусора. Велика вероятность того, что большинство людей даже не догадываются, о том, что существует особый экологический этикет поведения. Экологическому воспитанию уделяется очень небольшое внимание, несмотря на то, что это прямой проекцией отражается на качестве жизни наших детей, внуков. Очень важно начинать прививать человеку экологическую грамотность с детства, выработать «привычку» заботиться об окружающем мире. Но, к сожалению, не во всех школах есть такой предмет, как экология. На уроках биологии лишь частично затрагиваются вопросы экологии. Поэтому проблема неформального экологического образования актуальна и свежа в наше время. Тем не менее, в настоящие дни существует практика внедрения экологических вопросов в работу различных неформальных образований. В качестве примера можно привести Алтайский край, где были организованы учреждения дополнительного образования, специализирующиеся на экологии − заочная экологическая школа и учебные экологические лагеря. Они отвечают за проведение массовых экологических мероприятий, природоохранную деятельность школьников, организацию экологических троп, экологических праздников, игр. Таким образом, сфера экологического образования в Алтайском крае ориентирована на взаимодействие общества и природы.На современном этапе экологическое образование приобретает мировоззренческую значимость и становится интегративным фактором обучения, воспитания и развития личности. Гуманистическая ценность экологии как науки и явления культуры является условием для формирования экологической культуры школьников. Экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и, вместе с тем, совершенствование внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Вопросами экологического образования в Санкт-Петербурге занимаются Алексеев Сергей Владимирович, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПбАППО, президент ФЭО, д.п.н., профессор, и Груздева Наталья Владимировна, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПбАППО, к.п.н., доцент.Целями экологического образования и воспитания являются:Становление экологической культуры личности.Становление экологического мышления, включающего способность глобально видеть и понимать взаимосвязь между обществом и природой.Воспитание культуры чувств: сопереживания, чувство гражданской ответственности и др.Развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в заботе о сохранении естественного природного окружения, в ответственности за здоровье людей, в активной сознательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, в предупреждении негативных последствий взаимодействия человека с природой.Создание форм и методов экологического образования в неформальных образованиях экологической направленности.«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он - хозяин её», - говорил И.С.Тургенев.Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность в условиях любой производственной деятельности принимать решения, сообразные с принципами природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние своего региона, города, микрорайона.Работа неформальных объединений экологической направленности способна успешно решать вопросы экологического воспитания школьников. Основание тому - ее специфические особенности: не связанность рамками обязательной программы, возможность удовлетворять разнообразные интересы учащихся, есть реальная возможность учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, динамичность характера работы, общественно полезная направленность деятельности, возможность исключить монологовые формы проведения внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, есть условия для свободного мыслетворчества, имеется возможность интеграции ценностных, нормативных, нравственно-эстетических аспектов на основе деятельностного подхода.В школе 213 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга создано уникальное неформальное детское объединение – экологический клуб, которое объединяет единомышленников разных возрастов и классов (с 5 по 11 кл.) для совместной деятельности. Созданию экологического клуба в 213 школе предшествовало введение программы изучения русского языка в 1985 году в Букингемской школе друзей города Лахаско США. В 1990 году ученики этой школы получили приглашение от Квакерского Совета русско-американского экологического проекта принять участие в программе «Поделимся нашими жизнями». Это программа обмена между школой 213 города Ленинграда и школой друзей из города Лахаско. Следующий визит состоялся в 1991 году, в год переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Во время этих встреч ребята делились своими мыслями, чувствами о природе, о будущем нашей Земли. Были написаны письма президентам России и США о желании ребят работать вместе для спасения и сохранения мира. С начала до настоящего времени программа была экономически независимой. Все необходимые денежные средства были собраны участием детей в сборе макулатуры, во внешкольных ярмарках, или пожертвованием частных лиц. Постоянными партнерами по международному сотрудничеству являются школы США, Эквадора, Индии, Австралии, Финляндии, Франции. Наша программа создана для развития у детей умения общаться, взаимодействовать в группах не только с ребятами своей страны, но и других стран, развивать внимание, память; работать с одаренными, заинтересованными в естественнонаучной деятельности учащимися; проведение исследовательских работ. В работе экоклуба учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников, его деятельность направлена на приобщение школьников к экологическим знаниям, потому что их понимание является актуальной проблемой современности. Работа экологического клуба вносит большой вклад в поддержание школьных традиций. Эффективность воспитательной деятельности зависит от опоры педагогов на организацию детей, ученическое сообщество, которое берет на себя функцию регулирования общественной жизни школьников. Участвуя в работе клуба ребенок, приобретает необходимый опыт, навыки для реализации своих идей. Экологический клуб объединяет единомышленников разных возрастов и классов для совместной деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учеников. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило обострение противоречий во взаимоотношениях общества и природы. Экологическая ситуация в современном мире стала столь тревожной, что требует существенных социальных и экономических преобразований, объединения усилий всего человечества в разрешении глобальных экологических проблем и их предотвращении. Приобщение школьников к экологическим знаниям и их понимание является актуальной проблемой современности. Цель программы − развитие экологической культуры у социально – активной личности, обладающей умениями видеть экологические проблемы и принимать активное участие в их решении.Задачи:Обучающие познакомить участников клуба с его образованием и традициями;научить работать в группах разного возраста;помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие тайн природы;расширять знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, охране;научить ребят делать краткие сообщения в начальной школе, правилам написания реферативных работ, их защите на «Купчинских чтениях»;совершенствовать навыки творческого поиска и исследовательской компетентности учащихся;работать по новым методикам на международном уровне.Развивающиеразвивать умения общаться и взаимодействовать в группах;развивать внимание и память;развивать умственные и творческие способности учащихся, исследовательские способности;использовать современные технические средства (компьютер, электронную почту).Воспитательныеспособствовать воспитанию экологической грамотности;предоставить возможность сотрудничества с ребятами других стран.Условия реализации программы:Срок реализации – 3 года.Прием в клуб осуществляется по принципу добровольности и заинтересованности, на основании заявления.Возраст – от 10 до 16лет.Режим занятий 2 раза в неделю по одному часу.Наполняемость – 15 человек на первый год обучения, не менее 12 человек на второй год обучения, не менее 10 человек на третий год обучения.Формы организации занятий:групповые;индивидуальные.Формы проведения занятий: лекции, беседы, презентации, игры, общение с зарубежными партнерами, организация выставок, репетиции, экскурсии.Методы проведения занятий:словесные групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях, массовых мероприятиях в школе, работа с учебной и художественной литературой;наглядные работа с использованием компьютерных программ, видеоматериалов, дополнительной литературы, ресурсов интернета, работа с наглядными пособиями и наглядными материалами;практические практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе, подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов, презентаций. Основными делами клуба являются проведение дней экологии и биологии в школе (поделки, букеты, выставки овощей, «Дары осени», плакаты и фотовыставки), «Дня Земли в школе и в районе»; участие в районном экологическом проекте, в городском проекте Водоканала (посещение музея воды, детского экологического центра Водоканала, проведение интерактивных игр); осуществление международного экологического проекта JEM - объединенная экологическая миссия (проблемы климата, воздуха, воды, почвы, энергосбережения); постановка экологических сказок два раза в год; выступление агитбригады «Здоровый образ жизни»; проведение викторин и игр экологического плана, совместных конференций с участием учащихся города и других стран («Экологические проблемы Балтийско-Ладожского региона», «Мой легкий, воздушный Петербург...»), телемостов, участие в районном конкурсе экологических газет. Экологический клуб тесно связан с родителями учащихся, с учителями естественно-научного цикла. Он осуществляет взаимосвязь с международными организациями, партнерами из ГУАПа, РГПУ им. А. И. Герцена, проводит исследовательские работы, участвует в проекте экологической школы «Зеленый флаг», в международном проекте «B3: Bellona Barents Baltic», в международном конкурсе «Экологическая культура. Мир и согласие». Клуб связан с садово-парковым хозяйством Фрунзенского района, проводит операции «Чистый двор», разбивает клумбы, сажает деревья на школьной территории, участвует в межрегиональных и районных конкурсах экологических газет, а также эколого-туристических слетах «Осенние тропинки». Члены клуба проводят физкультминутки по здоровьесберегающим технологиям. Формами подведения итогов деятельности клуба являются общешкольные внеклассные мероприятия: выступления, спектакли, статьи в школьной газете, компьютерные презентации, интерактивные игры, встречи с зарубежными сверстниками и учителями.Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.Нравственно-духовные параметры заключаются в формировании осознанного отношения к базовым ценностям: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, ведение здорового образа жизни, трудолюбие, альтруизм, любознательность, активная жизненная позиция.Количественные параметры программы:Количество проектов реализуемых в рамках программы.Количество учащихся, задействованных в мероприятиях.Количество мероприятий программы.Количество учащихся владеющих информацией по вопросам экологии и здорового образа жизни.Важное значение имеют подведение итогов года, награждение грамотами активных членов клуба. Критерием для оценки результатов является активность участия в мероприятиях клуба.Таким образом, работа школы дает возможность с максимальной эффективностью реализовать главную цель – сформировать экологическую ответственность у школьников, научить их предвидеть последствия своей деятельности и показать, что обязанностью каждого человека является сохранение окружающей его среды, а значит и своего здоровья. Список использованных источниковАлексеев А.И. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1984.- 196 с.Алексеев, С.В., Груздева Н.В., Симонова JI.B. Экологическое образование в базовой школе Текст./ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, JI.B. Симонова.- СПб.: Специальная литература, 1999. -88 с. Алексеев, С.В., Изучаем экологию — экспериментально Текст: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды/ С.В. Алексеева, A.M. Беккер. СПб, 1993.-64 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X