Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55444

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Квасникова Наталья Пантелеймоновна

"Развитие музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность "

скачать документ

Вернуться назад
Н. П. Квасникова,
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад Комбинированного вида №1
«Золотой ключик», г. Коряжма


Развитие музыкально - ритмических движений у детей
дошкольного возраста через игровую деятельность

Воспитывать чувство прекрасного – серьёзная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального облика, обогащает его духовный мир, повышает его культуру. В танце воспитывается добро, любовь, самоотверженность, героизм, единство душевной и телесной красоты.
Чтобы танец мог выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Во время музыкальной деятельности  происходит непосредственное и всестороннее развитие ребёнка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение животных, растений подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В музыкальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы.
Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Детскими психологами установлено, что ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребёнка в процессе его развития. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у детей в опоре на практические действия.
Двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности. Через музыкальную ритмику ребёнок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребят дошкольного возраста это очень важно. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребёнка в дальнейшем. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить её в телесных ощущениях, связать со своим опытом и тем самым присвоить её, сделать личностным достоянием.
Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых жестов различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции. Умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.
Сочетание моторных функций с умением слушать музыку, различать такие понятия  как ритм, темп, такт становится серьёзной преградой в процессе танцевального творчества. Многократное повторение типовых движений может быть отвергнуто ребёнком в силу его психических особенностей, неустойчивости внимания, отсутствия интереса или мотивации своих действий.
Современные исследования показали положительный результат применения игровых форм обучения в развитии двигательных навыков у детей. Сравнение результатов уровня общего развития детей показало, что дети, занимающиеся хореографией с использованием игровых форм обучения, значительно лучше усваивают предлагаемый материал педагогами.
Разнообразие современной, классической и народной музыки даёт возможность привносить в однообразный процесс повторения элемент новизны. Процесс игры под яркую музыку облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, оставляет у ребёнка желание к повторению, а также вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, занятия ритмикой можно выстраивать в форме различных музыкальных игр, где весь материал преподносится детям через музыкальный образ, характер музыки или содержание музыкального произведения. Движения, органически связанные с характером и содержанием танца, способствуют целостному восприятию музыкального произведения.
Музыкальные игры и игровые упражнения различной направленности являются эффективным средством комплексного совершенствования танцевальных и двигательных качеств, музыкальных и физических способностей. Речь идёт не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать её органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. Музыкальные игры и игровые упражнения помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребёнка, чувство ритма, гармонический слух, ощущение музыкальной формы пьесы, музыкальную и двигательную память. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Музыкальные двигательные игры и игровые упражнения помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкального впечатления.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ребёнку, даже тому, который не имеет достаточных знаний. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребёнку преодолеть стеснительность, мешающую свободно двигаться. Незаметно усваивается танцевальный материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Чтобы танцевальная деятельность с использованием игровых технологий проходила успешно, педагогу необходимо:
- учитывать возрастные особенности, физические возможности и музыкальные способности детей;
- обладать всеми необходимыми знаниями и умениями;
- заинтересовать и создать условия для творческой работы;
- правильно объяснить и организовать игру;
- создавать положительный настрой.
Цель использования игровых технологий в развитии музыкально – ритмических движений: Комплексное совершенствование танцевальных качеств.
Различные музыкальные игры помогают добиться выполнения многих педагогических задач:
- Учить выполнять элементарные танцевальные движения;
- Развивать двигательные качества и умения;
- Учить согласовывать движения с текстом песен, характером, динамикой и ритмом музыки;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Учить мимикой, жестом и пластикой выражать различные эмоциональные состояния.
- Побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх;
- Развивать мелкую моторику, мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности. 
Применение музыкальных игр на занятии даёт мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и помогает научить дошкольников владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, научить пространственной ориентировке, закрепить основные виды движений, способствовать освоению элементов плясок, танцев, углубить навыки общения, развить самостоятельность и творчество.
Поэтому в своей работе использую музыкальные двигательные игры различной направленности:
1. Игры – приветствия.
Эти игры могут использоваться в качестве распевания, перед пением, или в начале занятия, как приветствие, когда дети только вошли в зал.
Цель таких игр – снять психологическую закрепощённость, создать положительный эмоциональный заряд, побуждать к творчеству. Учить детей координировать речь и движение, развивать метроритм, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.
2. Коммуникативные игры – танцы.
Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Поскольку подобные игры построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, то они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует нормализации социального микроклимата в детской группе.
В зависимости от возраста детей такие игры обычно включаются в начале музыкального занятия, так как они чаще всего являются и «играми – приветствиями», я включаю такие игры, как «Раз, два, три – здравствуй говори!», «Хлоп тебе», «Ку – чи – чи», «Ищи дружочка», «Сороконожка», «Погуляю пойду» и т.д.
Например, коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй, друг!» (на мотив песни «Капель» В. Алексеева)
Вступление: Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
Куплет: Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
3. Координационные игры.
Такие игры, как правило, учат детей координировать речь и движение.
В таких играх, как «Вперёд четыре шага», «Пяточка – носочек», «Весёлые мартышки», «Трататушки» и «Девочки и мальчики», дети в игровой форме координируют танцевальные движения с текстом песенок, в которых поётся какое движение они должны выполнять. А в игре «По лесочку мы гуляем» дети отрабатывают танцевальные движения с различными предметами:
Дети двигаются хороводным шагом врассыпную по залу и поют песенку
По лесочку мы гуляем и листочки собираем (грибочки, цветочки)
Вот – один, вот – другой. Потанцуй, дружок, со мной!
Проигрыш: Дети выполняют движение с предметом, которое показывает педагог или придумывают своё.
Стоит заметить, что пальчиковые игры так же являются координационными. Эти игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Например, пальчиковая игра с пением «Весна настала»
Кап – кап – кап! Весна настала! - Большой палец пр. руки здоровается с остальными
Кап – кап – кап! Сосульки тают! - Большой палец лев. руки здоровается с остальными
Побежали ручейки. – Пальчиками обеих рук «играем на фортепиано»
Прилетели к нам грачи! - Соединив большие пальцы рук, остальными
изображаем крылья
4. Речевые игры.
Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, так как ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются средствами выразительности, характерными и для речи. Речевые игры применяются педагогами для того, чтобы научить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей через интонацию, жесты, движения, мимику. Речевые игры имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией и поддержкой текста музицированием или движением легче усваивается детьми и способствует более эмоциональному воспроизведению. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст и соответственно выполнять движения в разном темпе.
Одним из видов речевых игр являются подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. В музыкально – ритмическом движении ребёнка музыка является «исходным моментом», а движение – средством её усвоения. В подговорках «исходным моментом» является чёткая, выразительная речь.
Например, подговорка для разучивания шага польки:
«Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать,
Скок – пробежка, скок – пробежка, будем польку танцевать»
5. Музыкально – ритмические игры .
Эти игры углубляют восприятие и понимание музыкального произведения, помогают сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкально – ритмические игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх нужно выразительно передать под инструментальную музыку музыкально – игровой образ персонажа. К таким играм относятся как координационно – подвижные игры, так и творческие игры на восприятие музыкального произведения.
В несюжетных играх решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером, темпом, динамикой и формой музыкального произведения.
Очень нравятся детям несюжетные игры на построение и ориентировку в пространстве. В таких играх, как «Плетень», «Калачи», «Солнечные лучики», «Ручейки и озёра», «Листопад», «Снежинки, летайте», «Разноцветный дождь», дети учатся двигаться в хороводе, змейкой и врассыпную, перестраиваться в колонну, в шеренгу, в круг, в несколько кругов и т.д.
Например, игра «Солнечные лучики» проигрывается по типу игры «Кто быстрее в круг»
Дети танцуют в трёх кружках вокруг солнышек разного цвета (красного, жёлтого и оранжевого) с ленточками такого же цвета.
Выглянуло солнышко из-за серых туч – Приседания и махи внизу
Золотистым зёрнышком - Выпады вперёд и взмахи вверх
Прыгнул первый луч
Скачет по полям с небом пополам - Прыжки и помахивания вверху
Песенку весёлую напевает нам - Кружатся на подскоках
Проигрыш: Дети бегают по залу врассыпную.
Музыка дождика: Быстро собираются в кружочки вокруг своего солнышка и на быструю часть музыки машут вверху ленточкой.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.
Народные песни с хороводами, представляя собой, естественное сочетание игры с песней, являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Эти игры предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом.
6. Творческие игры.
Такие игры доставляют детям массу удовольствия, развивают творческие проявления детей, помогают им раскрыться, почувствовать себя настоящими артистами. В таких играх по случайному выбору предлагается детям придумать свои образные или танцевальные движения по одному или в парах.
Так, например, в играх «Ты беги, весёлый бубен», «Листочек по кругу», «Передай блинчик», «Снежок», «Цветочек потанцуй», Покатилось яблочко», «Весёлая метла» дети на первую часть музыки передают предмет или предметы под музыку по кругу, а на вторую часть музыки танцуют те дети, у которых оказался предмет. В играх «Танцующий паровозик», «Карусель» и «Машины» дети на первую часть музыки двигаются в хороводе или топающим шагом, а на вторую часть музыки, где поётся какое движение танцевать, танцуют.
В конце музыкального занятия мы с ребятами обычно играем в игры – превращения. Такие игры, как «Море волнуется», «Танцующий зоопарк», «Ледяные фигуры» развивают способности владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их, застывая в придуманных ими фигурах. А в играх «Теремок», «Кого разбудило солнышко», «Ноги, крылья и хвосты», «Волшебный платок» дети учатся творчески перевоплощаться в животных и птиц.
Таким образом, использование двигательных игр различной направленности на занятиях значительно повышают уровень и темп развития воспитанников. В процессе игровой образовательной танцевальной деятельности достигается высокий уровень эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, морально – нравственного и эстетического развития.
Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.
Список литературы:
1. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких - ООО ИД «Белый ветер» - 2002. - 108с.
2. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учеб. пособие. СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. 36с.
3. Галант И.Г. Палочки – стукалочки и весёлые пальчики. Учебно – методическое пособие. Челябинск, 2013. – 83с.
4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно – меодическое пособие – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1997г.
5. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2010.
6. Овчинникова Т.С. Симкина А.А. Музыка, движение и воспитание. – СПб.: КАРО, 2011 – 88с.
7. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – метод. пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 352с.


Заголовок 1 Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X