Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55412

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Кищик Людмила Ивановна

Творческий проект как ведущий метод в обучении технологии

скачать документ

Вернуться назад
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Из опыта работы учителя технологии МБОУ «Новопавловская СОШ №2» Кировского района Ставропольского края Кищик Людмилы Ивановны



Технология в школе – это образовательная область, цель которой сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.
Молодые люди, вступающие в трудовую и общественную жизнь, должны иметь четкие представления о реально сложившихся методах преобразующей деятельности, тенденциях её развития, результатах и последствиях влияния на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов технологического развития общества является наличие знаний и умений по выполнению различных преобразовательных процедур, по проектированию и прогнозированию собственной деятельности в непрерывно меняющейся и усложняющейся технологической среде.
Метод проектов – это именно тот вид деятельности, который позволяет учащимся делать первые шаги в приобретении таких знаний, а так же в преобразовании материалов и окружающей действительности. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Главная цель, которую ставит перед собой педагог, это показать, что применение метода творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетипичные задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга. Но это только практическая сторона, а главное – это интенсивное интеллектуальное развитие школьника.

Важнейшими аспектами проектной деятельности считаю:

Развитие самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Формирование навыков планомерной технологической деятельности.
Развитие творческих и организаторских способностей.
Привитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие умения добывать, хранить и перерабатывать информацию.
Обучение применению различных компьютерных программ для оформления пояснительной записки к проекту.
Развитие коммуникативных навыков при выполнении групповых творческих проектов.
Формирование способности самостоятельно, по мере необходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.
Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Функциональные задачи творческого проектирования:

Образовательная – получение основных технологических знаний и
умений;
2. Развивающая – развитие навыков выбора одного решения из
множества альтернативных, осознание возможности применения технологических знаний для решения практических задач;
3. Воспитывающая – развитие личностных качеств: деловитости,
предприимчивости, ответственности в принятии решений, формирование убеждения, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Организация работы над проектом

Творческое проектирование по технологии учащиеся начинают с пятого класса. Очень важными при знакомстве с проектной деятельностью считаю два момента: первый – заинтересовать учащихся новым видом деятельности и второе – с самого начала научить их правильно, в соответствии со всеми требованиями не только изготавливать изделие, но и оформлять пояснительную записку к нему. Я не жалею на это времени, дети подробно записывают в тетрадь этапы выполнения проекта. Каждый должен попробовать свои силы в этой новой работе, поэтому пятиклассники всегда выполняют индивидуальные творческие проекты. Именно в пятом классе закладывается прочный фундамент проектной грамотности. В шестом классе работа над проектом уже не представляет для учащихся никакой трудности, и чтобы у детей не пропал интерес к работе, я предлагаю им расширить тематику и выполнить проект по любому изделию. Это может быть салфетка, украшенная мережкой и вышивкой, прихватка, изготавливать которую они научились в пятом классе, различные изделия, выполненные в технике лоскутной пластики. Начиная с седьмого класса, я разрешаю выбирать для проектирования более сложные темы. Сначала учащиеся немного теряются, им хочется попробовать что-то новое, но наблюдается лёгкая неуверенность, а получится ли. И вот тут я предлагаю им объединиться для работы по двое или даже по три человека. Это придаёт детям уверенность в своих силах, ведь они всегда могут рассчитывать на поддержку товарищей по группе. Организуя такие группы, я учитываю способности учащихся, в группе всегда должен быть сильный ученик, а также возможности детей, ведь не у всех есть компьютеры. Выполнение пояснительной записки к проекту от руки считаю уже не соответствующим современным требованиям. Проверяя групповые проекты, я всегда определяю долю участия каждого ученика, чтобы не давать возможности кому-то получить оценку за чужой счёт. Работа каждого члена группы должна быть оговорена, но при этом, каждый должен четко представлять и объяснять все этапы проекта, их цели и задачи.
Опыт показывает, что работа в группах развивает не только творческие, но и коммуникативные способности учеников. Таким образом, достигаются не только обучающие, но и воспитательные цели.
Не лишней бывает и помощь родителей. Особенно в пятых классах, когда ребенок ещё делится радостью находок с родителями. Увлечение мамы может перерасти в увлечение дочери или наоборот. Дети не скрывают, что им помогали мама или папа. Ведь совместный труд приносит ребёнку двойную радость.

Интеграция материальных и информационных технологий в работе над проектом
Проектная деятельность – очень благодатное поле для совмещения информационных технологий и того, что можно сделать своими руками, т.е. материальных технологий. Метод проектов в настоящее время широко используется в различных предметных областях, но именно на технологии мы имеем уникальную возможность завершить любую исследовательскую работу материальным её воплощением.
Начиная работать над проектом, дети параллельно ведут работу над изделием и над пояснительной запиской к проекту, которая включает в себя:
Титульный лист
Содержание
Введение
выбор и обоснование темы проекта
определение целей и задач
Главы основной части
из истории изделия
выбор модели
выбор материалов
выбор оборудования, техника безопасности
конструирование и моделирование, построение чертежей
раскрой и технологическая последовательность обработки
экономическое обоснование проекта
Заключение
реклама
оценка работы и подведение итогов
список используемой литературы
приложения
Для того чтобы правильно оформить пояснительную записку к творческому проекту, ученику сначала надо немало потрудиться в поиске необходимых материалов к проекту. При этом проводятся самостоятельные исследования по истории изделия, вариативности, выбору материалов и оборудования. Ученики, пользуясь Интернетом, находят и изучают состав и свойства материалов, находят данные об экологичности технологических процессов.
Работая над проектом, ученики осваивают различные компьютерные программы:
Microsoft Office Word – текстовой редактор для печати листов пояснительной записки.
Microsoft Office Power Point – программа для выполнения презентации к проекту.
Microsoft Office Publisher – программа для оформления самостоятельных исследований учащихся в виде публикаций.
ABBYY Fine Reader 6.0 – программа для изменения сканированных изображений.

Тематика творческих проектов школьников
В первые годы работы по методике творческих проектов ученики класса выполняли проекты по одной теме. Чаще всего темой проекта становилось изготовление того изделия, которое изучалось по программе: 5 кл.- фартук, 6 кл.- юбка, 7 кл.- ночная сорочка, 8-9 кл. – плечевое изделие, 10 кл. юбка сложного фасона и 11 кл. – брюки. Конечно, изделия от пятого класса к одиннадцатому значительно усложнялись, и объём пояснительной записки к проекту становился всё больше. Затем тематика проектов расширилась за счёт тех изделий, которые ученики изготавливали на кружках. Это были различные изделия, выполненные в технике лоскутной пластики: пеналы, прихватки, подушки и покрывала, сумки и косметички. Но в какой-то момент я поняла, что детям становится неинтересно из года в год выполнять проекты по швейным изделиям, повторяя практически одно и то же содержание пояснительной записки. И я решила дать возможность учащимся самим выбрать тематику творческих проектов, объяснив при этом, что проектная деятельность – это не только изготовление каких-либо изделий, но и разработка каких-либо мероприятий, интерьеров и т. д. Результат превзошёл все ожидания. Темы проектов были выбраны самые неожиданные и разнообразные. Вот некоторые из них:
«Интерьер детской комнаты»
«Школа будущего»
«Организация дня рождения»
«Меню праздничного стола»
«Мой дворик»
«Дизайн парка»
«Организация концерта»
«Дизайн кабинета технологии»
Очень порадовало, что дети смело брались за самые сложные темы. Несомненно, выбор был обусловлен их интересами и склонностями, и это сделало процесс работы над проектом более увлекательным. Порой ученики брались за то, о чём не имели даже понятия, но имели желание узнать об этом. И происходило самое ценное в обучении: дети самостоятельно добывали информацию, анализировали и систематизировали её, применяли на практике, следовательно, прочно пополняли свой багаж знаний. Исследовательская деятельность позволяла учащимся творчески реализоваться, определить интерес на последующую жизнь. Очень важно и другое: дети поняли алгоритм решения поставленной задачи. И пусть пока это школьный учебный проект, потом они смогут справиться с более сложными задачами, которые поставит перед ними жизнь.

Творческий проект – синтез всех основных разделов программы
Работу над творческим проектом при планировании выношу на конец учебного года, так как проектная деятельность является хорошим закреплением материала, изученного за год. Все основные разделы программы, такие как материаловедение, машиноведение, конструирование и моделирование, экономика, технология изготовления изделия находят своё отражение в проекте. Именно в проектной деятельности учащиеся применяют на практике полученные знания.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X