Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54979

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Капустина Людмила Георгиевна

Обобщение педагогического опыта на тему «Графический диктант как средство развития внимания и пространственного воображения старших дошкольников в процессе реализации программы «Школа умелого Карандаш

скачать документ

Вернуться назад

Целостное описание опыта инновационной педагогической деятельности для внесения в базу данных МОБУ ДО «Детский технопарк «Кванториум»Капустиной Л.Г., ПДО МОБУ ДО «Детский технопарк «Кванториум», г. Комсомольск-на-Амуре1. Актуальность опыта инновационной педагогической деятельностиПодготовка детей пятилетнего - семилетнего возраста к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников. Для того чтобы правильно и красиво писать необходимо тренировать руку ребенка еще в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого при рисовании, штриховке, раскрашивании дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.«Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функций руки. Установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие тонких движение пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Правильно делают взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам ребенка, понимая как это важно для их развития и воспитания.В связи с вышесказанным нами определена тема передового педагогического опыта - «Графический диктант как средство развития внимания и пространственного воображения старших дошкольников в процессе реализации программы «Школа умелого Карандаша».Объект: процесс развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников. Предмет: графический диктант как средство развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы по теме опыта позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что процесс развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников будет проходить эффективно, если на занятиях использовать графический диктант.Цель опыта: создать условия для развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников путем использования графического диктанта в процессе реализации образовательной программы «Школа умелого Карандаша»Задачи:изучить и проанализировать теоретические основы таких понятий как «графический диктант», «внимание», «пространственное воображение»;провести диагностику сформированности внимания и пространственного воображения у старших дошкольников согласно плану учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования;создать условия для использования графического диктанта, как средства развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников в процессе реализации программы «Школа умелого Карандаша»;экспериментально доказать, что использование графического диктанта повышает уровень развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников;воспитывать желание успешно учиться в школе через использование графического диктанта. Методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме опыта, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, эксперимент. Главная идея опыта инновационной педагогической деятельности и теоретическое обоснование понятий «графический диктант», «внимание», «пространственное воображение». «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Исследователями доказано, что дошкольное детство – это особый период в развитии личности человека. Именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходят процессы возникновения, становления и развития многообразных представлений и понятий об окружающем мире. Дети овладевают различными умениями, совершенствуют их в практической деятельности. Важное место среди представлений об окружающем мире занимают внимание и пространственное воображение. Внимание – один из самых важных психических процессов. Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией. У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Итак, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребенка. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будет деятельность дошкольника, тем больше шансов развить произвольное внимание детей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес – графический диктант. Упражнения для развития внимания у детей:1.рисование узоров по клеточкам;2.рисование рисунков с опорой на образец;3.вычеркивание (зачеркивание, подчеркивание заданных букв);4.поиск спрятанных в строчках букв;5.поиск выхода из лабиринтов (по картинкам);6.кодирование (расставить знаки в фигурах по заданному образцу).Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. (Психологический словарь).Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.Исследованием проблемы внимания и деятельности занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, Р. Вудсвортс, а также Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Рубин, В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев, которые рассматривали проблемы внимания с позиций теории деятельности.Становление внимания - сложный, длительный и неоднородный процесс перехода от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения.Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Функции: отбор, удержание, регуляция и контроль.Различают три вида внимания.1. Непроизвольное.  Самое простое и генетически исходное, представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, раздражителя (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).2. Произвольное. Это высшая специфически человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т.п.). Это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, в том числе и в учебном процессе.Среди наиболее значимых психолого-педагогических особенностей внимания являются устойчивость, концентрация, переключаемость и объем.Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре-шесть объектов.Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.Распределенность - способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором, водителем автомобиля в сложных условиях и т.д.Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большое количество разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.Переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение.Концентрация - способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.Устойчивость - это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.Направленность - это ориентация сосредоточенности сознания на внешние объекты либо на внутренний мир.Колебание внимания - это качество, противоположное устойчивости.Рассеянность - отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо другом, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой.Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределенность внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.Внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Ребенка в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит педагог на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.На необходимость развития пространственного воображения обращали внимание отечественные педагоги. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги - исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги - исследователи. В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».Пространственное воображение - это умение мысленно моделировать и "представлять" различные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.По мнению Р.С. Немова воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Пространство - форма существования материи, проявляющаяся в виде пространственных характеристик взаимного расположения тел, их координат, расстояний между ними, углами направлений и т.п. Пространство - необходимая форма, в которой располагаются все наши ощущения; оно всегда связано с ощущениями и неотделимо от них не только в восприятии, но и в представлениях.Воображение не дается человеку при рождении, оно возникает в ходе деятельности, в том числе, познавательной. Воображение позволяет познавать окружающую нас действительность. Для того чтобы воображение могло проявить себя, оказывая помощь в процессе приобретения новых знаний, необходимо снабдить человека наличным опытом. Воображение будет тем богаче, чем обширнее наличный опыт человека, относительно отдельных частей и элементов того предмета или явления, которое предстоит изучить. В ходе познавательной деятельности, как видно из практики, воображение играет значительную роль, т.к. без него процесс обучения был бы очень затруднительным, а по графическим дисциплинам практически невозможным.Пространственное воображение, в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы.Пространственные образы-представления находят свое отражение в графических изображениях, выполненных, как правило, на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве. При оперировании графическими изображениями необходимо уметь кодировать и декодировать графическую информацию, а это предполагает владение достаточным уровнем графической грамотности. Между тем умение оперировать графическими изображениями является основой развития пространственно-геометрических представлений не только на предметно-манипулятивном уровне, но и способствует их переводу во внутренний план, на теоретический уровень. Это особенно важно в аспекте осуществления преемственных связей между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, поскольку успешное обучение в школе возможно при наличии у ребенка определенных графических умений, формирование которых в начальной школе не предусмотрено.В качестве эффективного метода развития пространственного воображения может использоваться графический диктант.Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на которой расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Чем лучше подготовить ребёнка к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у учащихся произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей, игровой способ развития у ребёнка внимания, пространственного воображения. Ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов.Многим детям графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. И преодолевая эти трудности, ребенок учится, запоминает такие понятия, как право и лево, верх и низ, и закрепляет эти понятия на практике. Всего парочка таких графических диктантов в неделю всего за пару месяцев позволит дошкольнику уже не путаться в названиях, а ориентироваться точно. Диктант заключается в рисовании по клеточкам, соответственно, под диктовку педагога. Поэтому еще одно важное умение развивают в ребенке диктанты, и в частности графический диктант - он учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит педагог, а это практически самое важное для школы умение.Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Занятия для ребенка – это игра, и нельзя ломать положительное впечатление ребенка об этой игре. Следует помогать ребенку, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять его, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам. Задача взрослого – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Если у него что-то не получается, следует объяснить, как надо делать правильно. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах.Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться. Система графических диктантов построена по следующим принципам: 1. Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью. В первом блоке даются небольшие картинки, во втором блоке – картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями. В третьем блоке приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями. Четвёртый блок – это крупные рисунки с большим количеством диагональных элементов. Помимо письма под диктовку учим детей срисовывать эти картинки с образца, помогая определить начальную точку. 2. Временная регламентированность: 2 раза в неделю по 10-12 минут как часть занятия. 3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития детей. 4. Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе бумаги, сформируют умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность. 5. Соблюдение гигиенических требований: - необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти; - работа проводится в тетрадях в крупную клетку; - каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз и пальцев рук.Обобщение опыта работы педагогов и психологов позволяет сделать вывод о том, что графические диктанты развивают произвольность внимания, формируют пространственное мышление. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе.При организации работы над графическим диктантом необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности старших дошкольников. Проблема развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников должна находиться в зоне их ближайшего развития. Поэтому в качестве ресурса для решения данной проблемы нами была написана образовательная программа «Школа умелого Карандаша». Использованная литература:Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации /О. В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. — 112 с. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М.: Дрофа, 2010. — 397 с. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с. ил. — (Библиотека всемирной психологии). Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 624 с.: ил. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.Маклаков, А.Г. Общая Психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер. 2016. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — Спб.: «Детство-Пресс», 2015. — 144 с.Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос , 1998.Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. Печерога, А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. — М.: ВАКО, 2010. — 192 с. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер [и др.]. — М.: «Педагогика», 1986. — 224 с. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. – С.-Пб.: Издательство СОЮЗ, 2000г.Якиманская И.С. Методы исследования невербального мышления сб. тестовых методик И.С. Якиманская, В.Г. Зархин, О.С. Зяблова, X.М.Х. Кадаяс, А.Ю. Лебедев; [под ред. И.С. Якиманской] М. 1993.Технология реализации идеи опыта инновационной педагогической деятельности.Я работаю с дошкольниками много лет и убедилась, что они очень восприимчивые, открытые, любознательные и хорошо реагируют на новое и интересное. Для выявления уровня сформированности внимания использовались следующие методы диагностики: Методы диагностики внимания:- Методика «Найди и вычеркни» - Методика «Проставь значки» - Методика «Запомни и расставь точки» - Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»Данный набор методик предназначен для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. На основе выделенных методов диагностики, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены пять уровней сформированности внимания учащихся: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий.Очень высокий уровень развития продуктивности, устойчивости, переключаемости, объема внимания (10 баллов по диагностическим методикам);Высокий уровень развития продуктивности, устойчивости, переключаемости, объема внимания (9-8 баллов по диагностическим методикам);Средний уровень развития продуктивности, устойчивости, переключаемости, объема внимания (4-7 балла по диагностическим методикам);Низкий уровень развития продуктивности, устойчивости, переключаемости, объема внимания (2-3 балла по диагностическим методикам).Очень низкий уровень развития продуктивности, устойчивости, переключаемости, объема внимания (1 балл по диагностическим методикам).С целью определения уровня сформированности внимания по программе «Школа умелого Карандаша» мы использовали «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», (см. приложение 1). Всего в эксперименте участвовало 14 человек (две группы), учащиеся МБОУ ДО Кванториум, воспитанники МДОУ г. Комсомольска-на-Амуре. Данные, полученные после обработки методик, в таблице №1.Таблица 1Уровень развития внимания учащихся (входная диагностика)МетодикиУровни развития внимания«Найди и вычеркни»«Проставь значки»«Запомни и расставь точки»«Какие предметы спрятаны в рисунках?»Очень низкий21 %21 %21 %21 %21 %Низкий22 %22 %22 %22 %22 %Средний49 %49 %49 %49 %49 %Высокий5 %5 %5 %5 %5 %Очень высокий3 %3 %3 %3 %3 %Из данной таблицы видно, что почти у половины группы (43 %) очень низкий и низкий уровни развития внимания; у половины группы (49 %) – средний уровень; у незначительной части группы (8 %) высокий и очень высокий уровни развития внимания. Необходимо отметить, что устойчивость, переключаемость, продуктивность и объем внимания недостаточно развиты. Следовательно, они требуют повышения, причем с использованием графического диктанта.В течение двух лет учащимся, занимающимся по программе «Школа умелого Карандаша», было предложено на каждом занятии выполнить графический диктант. В результате целенаправленной работы на повышение внимания учащихся через использование графического диктанта была проведена итоговая диагностика. Таблица 2Уровень развития внимания учащихся (итоговая диагностика)МетодикиУровни развития внимания«Найди и вычеркни»«Проставь значки»«Запомни и расставь точки»«Какие предметы спрятаны в рисунках?»Очень низкий3%2%3%3%4%Низкий4 %3 %4 %4 %5 %Средний20 %20 %19 %21 %20 %Высокий32 %33 %31 %32 %32 %Очень высокий41 %41 %39 %41 %43 %В результате итоговой диагностики мы видим, что количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития внимания повысился с 8% до 73%. Процент учащихся с низким и очень низким уровнем уменьшился с 43% до 7%. Изменилось количество учащихся со средним уровнем с 49% до 20%. Это значит, что применяемый нами графический диктант, в целом дал положительный результат в повышении уровня развития внимания.Для выявления уровня сформированности пространственного воображения учащихся использовался комплекс диагностических заданий (см. приложение 2): Задание №1: Цель: Определить уровень знания детей о левой и правой стороне своего тела. Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 8.Задание №2: Цель: Определить уровень ориентировки ребёнка на листе бумаги (верхняя, нижняя стороны). Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет высокий 4.Задание №3: Цель: Определить уровень знаний детей нахождения середины листа, центра листа.Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в данном задании, составляет 2.Задание №4: Цель: Определить уровень знаний детей о расположении предметов (вверху, внизу, ниже, выше).Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 4.Задание №5: Цель: Определить уровень знаний детей о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади).Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 2.Задание №6: Цель: Определить умение детей называть и понимать в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от, под).Оценка результатов: За каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 9.Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок за все данные задания, составляет 29, минимальное - 0 баллов.На основе выделенных диагностических заданий, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности пространственного воображения учащихся: низкий, средний, высокий.Высокий уровень сформированности пространственного воображения и ориентировки в пространстве (29-21 баллов).Ребенок знает правую и левую стороны своего тела; легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа; знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). Ребенок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди», «сзади», «слева» и «справа», как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы;Средний уровень сформированности пространственного воображения ориентировки в пространстве (20-17 баллов). Ребенок в достаточной степени владеет навыками пространственного ориентирования. С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок допускает незначительные ошибки в положении предметов в пространстве, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно;Низкий уровень сформированности пространственного воображения ориентировки в пространстве (16-0 баллов). Ребенок допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения. Ребенок не знает правую и левую стороны своего тела; не может ориентироваться на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно не может находить середину и центр листа; не знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), не называет и не понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под).Данные, полученные после обработки диагностических заданий в таблице № 3.Таблица 3Уровень развития пространственного воображения и ориентировки в пространстве учащихся (входная диагностика)Диагностические заданияУровни развития пространственного воображенияЗадание №1Задание №2Задание №3Задание №4Задание №5Задание №6Низкий21 %20 %21 %21 %22 %21 %21 %Средний50 %50 %51 %50 %50 %50 %49 %Высокий29 %29 %29 %30 %29 %28 %29 %Из данной таблицы видно, что у 21 % детей низкий уровень развития пространственного воображения и умения ориентироваться. Средним уровнем обладает 50 % детей. 29% детей показали высокий уровень развития пространственного воображения и умения ориентироваться. Выявленный в ходе исследования уровень умения является недостаточным, т.к. очень мало детей имеют высокий уровень сформированности пространственного воображения и ориентировки в пространстве. Следовательно, они требуют повышения, причем с использованием графического диктанта.В результате целенаправленной работы на повышение пространственного воображения учащихся через использование графического диктанта была проведена итоговая диагностика с целью обнаружения положительной динамики.Данные, полученные после обработки диагностических заданий в таблице № 4.Таблица 4Уровень развития пространственного воображения и ориентировки в пространстве учащихся (итоговая диагностика)Диагностические заданияУровни развития пространственного воображенияЗадание №1Задание №2Задание №3Задание №4Задание №5Задание №6Низкий3 %3 %3 %3 %3 %3 %3 %Средний40 %40 %40 %40 %40 %40 %40 %Высокий57 %57 %57 %57 %57 %57 %57 %В результате итоговой диагностики мы видим, что количество учащихся с высоким уровнем развития пространственного воображения повысился с 29 % до 57%. Процент учащихся с низким уровнем уменьшился с 21% до 3 %. Количество учащихся со средним уровнем практически не изменилось (разница в 10 %).Это значит, что применяемый нами графический диктант, в целом дал положительный результат в повышении уровня развития пространственного воображения.Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что развитие внимания и пространственного воображения у старших дошкольников будет проходить более успешно, если на занятиях применять графический диктант, подтвердилась.3.Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития внимания и пространственного воображения у старших дошкольников через использование графического диктанта в процессе реализации образовательной программы «Школа умелого Карандаша». Первое условие – использование приемов заинтересованности учащихся.Графические диктанты – один из самых результативных методов развития внимания и пространственного воображения ребенка. Это игровой способ развития у учащихся внимания и пространственного воображения. Они помогают достичь точности в движениях руки, удерживать внимание, учат ловко пользоваться карандашом, ориентироваться в пространстве. А достаточно высокий уровень развитости внимания и свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала. Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает. Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах. Графические диктанты дополняю загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.Задания подбираю по принципу «от простого к сложному». В этом мне помогает систематизированная картотека графических диктантов: начинаю с самых первых простых диктантов и постепенно перехожу к более сложным.Для занятий у каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Использую тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.Второе условие – создание ситуации успеха.В результате выполнения любого графического диктанта важным моментом является его успешность. Ситуация успеха для повышения уровня внимания и пространственного воображения значима. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение педагога. Занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогаю малышу, слежу за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда удовлетворяет ребенка, ему вновь и вновь хочется рисовать по клеткам.Моя задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Если у него что-то не получается, объясняю, как надо делать правильно. Чаще хвалю малыша, не сравниваю его с другими детьми, а сравниваю его результат работы сегодня с результатом на предыдущем занятии, отмечаю успех ребенка.Практика показала, что дети любят таинственность, загадочность, поэтому заранее не говорю им, какое изображение будем сейчас рисовать. Это секрет. Прошу детей держать секрет, даже если кто-то из них в процессе рисования догадался, что рисуем. Когда дети нарисуют рисунок, в классе всеобщий восторг и удовольствие от того, что рисунок выполнен.Ситуацию успеха учащихся я поддерживаю следующим способом: фотографирую лучшие (а это практически все работы, т.к. каждый дошкольник уверен, что его работа самая лучшая) работы учащихся и делаю виртуальный альбом достижений учащихся (приложение 3). Третье условие – поддержка и помощь семьи.Так как программа «Школа умелого Карандаша» написана для воспитанников дошкольных учреждений, то большую роль играли родители учащихся, которые с удовольствием помогали ребятам тем, что подбадривали и настраивали на деятельность, радовались вместе с детьми их успехами, что немаловажно для сплочения семьи. Четвертое условие - интеграция общего и дополнительного образования по повышению внимания и пространственного воображения старших дошкольников через использование графического диктанта в процессе реализации образовательной программы «Школа умелого Карандаша».Интеграцию я осуществляла несколькими путями:- сотрудничество с воспитателями МДОУ города. Моей задачей являлось рассмотрение интеграции содержания программы «Школа умелого Карандаша» с содержанием учебного плана предмета «Подготовка к обучению грамоте». - внедрение в воспитательно-образовательную деятельность групп старшего дошкольного возраста систематизированной картотеки «Графический диктант». - участие старших дошкольников в конкурсах Международного, Всероссийского, регионального и городского уровней. Участием в данных мероприятиях воспитывается в учащихся активная жизненная (гражданская) позиция.ЗаключениеВ результате описания передового педагогического опыта мы - рассмотрели содержание таких понятий как «графический диктант», «внимание», «пространственное воображение» и выяснили, что педагог может использовать графический диктант, как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся к освоению графического диктанта. Однако, внимание, пространственное воображение являются важной составной частью результативности предстоящей учебной деятельности ребенка. Это особенно важно в аспекте осуществления преемственных связей между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, поскольку успешное обучение в школе возможно при наличии у ребенка определенных графических умений, формирование которых в начальной школе не предусмотрено.Что касается графического диктанта, то самым важным выводом при обобщении прочитанного о графическом диктанте считаем, то, что при его выполнении учащийся приобретает опыт предстоящей учебной деятельности. Графические диктанты – один из самых результативных методов развития внимания и пространственного воображения ребенка. - определили уровень сформированности внимания у старших дошкольников с помощью «стандартизированного комплекса психодиагностических методик»,- определили уровень сформированности пространственного воображения у старших дошкольников с помощью комплекса диагностических заданий.- и выяснили, что: в результате итоговой диагностики количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития внимания повысился с 8% до 73%. Процент учащихся с низким и очень низким уровнем уменьшился с 43% до 7%. Изменилось количество учащихся со средним уровнем с 49% до 20%. в результате итоговой диагностики количество учащихся с высоким уровнем развития пространственного воображения повысился с 29 % до 57%. Процент учащихся с низким уровнем уменьшился с 21% до 3 %. Количество учащихся со средним уровнем практически не изменилось (разница в 10 %).- для повышения уровня внимания и пространственного воображения у учащихся мы создали условия для выполнения графического диктанта с помощью содержания образовательной программы «Школа умелого Карандаша». 5. Риски и ограничения: нет. 6. Результативность опыта.В результате целенаправленной работы по развитию внимания и пространственного воображения у старших дошкольников через использование графического диктанта в процессе реализации образовательной программы «Школа умелого Карандаша» я добилась положительных результатов. Это отражено на диаграммах 1, 2.Диаграмма 1.Динамика уровня развития вниманияу старших дошкольниковДиаграмма 2.Динамика уровня развития пространственного воображения у старших дошкольников

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X