Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Мацко Ирина Васильевна

Основы музицирования в классе рояля

скачать документ

Вернуться назад
Основы интонирования в классе рояля

Автор: Мацко Ирина Васильевна
МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Новочебоксарска Чувашской Республики
Преподаватель высшей категории

Основная задача музыкальной педагогики - обучение детей пониманию художественного мира музыки, которая решается с позиций интонационного подхода. Потому что музыка это искусство интонируемого смысла. В музыке интонация основа музыки, носительница музыкального содержания, которое включает мысли, чувства и настроение.Именно интонационная содержательность является главным достоинством музыканта.
Прежде определимся с понятием интонация, интонирование
Интонирую от латинского произношу нараспев, запеваю.
Приведу несколько формулировок:
«Музыкальная интонация- это выразительный переход от одного звука к другому» Б. Асафьев
«Интонирование – это осмысленно – эмоциональное звуковысказывание» А.Малиновская
Музыкальная интонация - это выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, чувством и переживанием.
Исходя из названных формулировок, мы обозначим несколько моментов для правильного ориентирования преподавателя в работе с учеником.
Итак, интонирование - многозначное понятие, включающее несколько основных элементов: мышление, пение, произношение, эмоциональность. Рассмотрим каждый в отдельности.
Мы слышим музыку не только слухом, но понимаем логику развития, потому что процесс интонирования это не только слуховой, но и умственный процесс. Сами по себе ноты не интересны. Вот когда они правильно прочитаны, осмыслены, вот тогда музыка будет как интересный развивающийся рассказ, в котором все звенья связаны друг с другом как сменяющиеся кадры в фильме. Поэтому важно учить учеников представлять и конструировать звуковые последовательности: мотивы, фразы, предложения. Пока звуки не сложились в слова - языка еще нет. Пока звуки не сложились в музыкальные интонации - музыки нет! Зерно интонации – это мотив, в котором содержится все главное, что мы запоминаем и узнаём. Именно в мотиве – мельчайшей единице зарождается интонация (мотив равен одному такту с одной сильной долей). С самых первых уроков нужно добиваться, чтобы ученик играл не отдельные звуки, а собирал их в слова - мотивы: ку-ку, а- у, ба-ю, и играл их выразительно. Главным отличием речевой интонации от музыкальной, является то, что музыкальную интонацию можно измерить в интервалах. Интервал важная строительная часть интонации. Каждый интервал формирует определенное уникальное звучание - интонацию и наделён интонационным качеством:
м.2 – острый диссонанс. В мелодии используется для трагического звучания
б.2 – самый распространенный интервал, с него начинаются и мажорная и минорная гаммы. Звучание универсальное, характеризуется певучестью, мягкостью.
м.3 и б.3 звучание очень мелодичное. Главная особенность терции – создание необходимой окраски минорной или мажорной, ощущения покоя (часто используются в колыбельных)
ч.4 кварта – призыв, используется в гимнах. Но часто как мольба, просьба (в ноктюрнах Ф.Шопена, экспромтах Ф.Шуберта, в «Грезах» Р.Шумана.)
тритон – зловещий интервал Сегодня особенно любим металлистами.
ч.5 –звучание пустое, требующее дальнейшего развития
м.6 и б.6 – являются обращением терций и имеют схожие свойства, но за счет широкого расположения усиливают мелодическое напряжение
м.7 – используется для создания широких мягко диссонантных линий
б.7- острый диссонанс.
Таким образом, интервал несет тот или иной смысловой и эмоциональный подтекст в мелодической линии. Н.Перельман пишет: «Мелодическая линия, исполненная без интервального напряжения, подобна безжизненным столбам, на которые забыли натянуть линию электропередачи». Для пианиста, как и для вокалиста не должно быть безразличным то, на какой интервал шагает мелодия. Иначе мы не почувствуем его выразительности. Найти этот эмоциональный оттенок и есть главная творческая задача исполнителя. Не будем забывать, что в осмысление текста входит не только членение музыки на мотивы, фразы, предложения, но и осмысление ритма, движения, динамики, дыхания и других выразительных средств. Проблема затрагивает и работу над звуком. Все взаимосвязано и всё взаимодействует друг с другом, образуя целое.
Надо заметить, что изначально инструментальное интонирование опиралось на две традиции, которые родились раньше, чем появились музыкальные инструменты: речевую и вокальную. Основным элементом речевой интонации является слово. Выразительное произношение в равной степени относится как к речи, так и к музыке. А.Даргомыжский: «Я хочу, чтобы звук выражал слова». Если внимательно вслушаться в любой разговор, мы услышим, что наша речь никогда не звучит на одной ноте, она то повышается, то понижается. Она меняется от характера высказывания. Красивая выразительная речь стремится к музыке, а музыка – к живой эмоциональной речи. Разговорная речь становится осмысленной и понятной с помощью знаков препинания, так и в музыке речь становится понятной при помощи пауз, цезур, акцентов, динамики, штрихов и интонаций. Самые понятные для учеников это утвердительные, вопросительные, восклицательные, восходящие и нисходящие интонации. Объяснить ученику, что восходящая интонация это радостная устремленность, движение, взволнованность и наоборот, нисходящая - это спад эмоций. Анализ направленности интонаций поможет найти верное динамическое решенние. Например: динамический оттенок «f»,что он означает, почему автор его поставил, какую эмоциональную окраску он придаёт звучанию? А как можно охарактеризовать «p»?
Второй момент, который нельзя оставлять без внимания, это произношение, артикуляцию
·. Поскольку музыка это язык, то и говорить нужно четко, определенно, ясно. Зачастую мы слышим у наших учеников при исполнении музыкальных произведений вместо четкой артикуляции невнятное бормотание. Иногда в погоне за нежным певучим звуком, ученик забывает о четком произношении звуков. Если не обращать на это внимание, то в дальнейшем это может стать большим исполнительским недостатком, как например у вокалиста: поет хорошо, но слова разобрать невозможно.
Обратимся к формулировке интонирования «произношу нараспев, запеваю». Ключевое слово – запеваю. Учить пению на фортепиано задача очень важная. Воспитанию навыков напевной игры на фортепиано должен стремиться каждый преподаватель. Так И.С.Бах требовал от своих многочисленных учеников интонировать музыку собственным голосом. И педагог должен учить детей пропевать музыку голосом. Ученик гудит? Гудите на одном звуке песенки Андрей - воробей, самолет, далее на 2-х нотках Дин-Дон, 3-х Петушок, 4-х Не летай, соловей, и т.д. Спели голосом – «поём» руками. При данном виде работы (имеется в виду исполнение legato), очень важно, чтобы каждый звук тянулся, ученик слышал долготу звука, его затухание для осуществления плавного перехода к другому звуку. Не отпускать контроль в момент звучания длинных нот, не останавливать на них развитие музыкальной мысли. Так же внимательно подходить к интонированию коротких длительностей. Поэтому целесообразно пропевать мотивы, а затем фразы. Это способствует формированию «фразировочного» мышления. Именно пение помогает найти опорные точки (магниты), движение к ним, окончание. Следует обратить внимание на воспитание горизонтального мышления: мелодическая линия должна оставаться цельной независимо от легато, стаккато, нон легато, от большей или меньшей длительности нот, от ритмического рисунка. Мысленное слияние единичных звуков в звуковой поток во фразе и осмысление движения звука от начала и до конца фразы обеспечивают ясность слухового представления. Очень важным в работе над фразировкой является исполнительское дыхание. Это связано с вокальной природой инструментального интонирования. Педагог должен воспитывать у юного пианиста навык игры фразы на едином дыхании, а так же разделяющим дыханием (придыханием) между фразами.
Говоря об эмоциональной составляющей интонирования, мы в очередной раз обращаем внимание на её родство с художественной речью. Слово, произнесенное с различной интонацией, может придать ему множество различных смысловых оттенков. Например: Пойдем! (решительно). Пойдем(растерянно). Так и в музыке слово-мотив можно пропеть, сыграть по-разному в зависимости от эмоционального посыла. Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя передать содержание музыки.
Эмоциональный мир ребенка недостаточно богат, и он не может порой объяснить свои чувства, так же у него очень маленький запас музыкальных представлений, впечатлений. Наша задача – научить ребенка говорить о своих эмоциональных переживаниях, чувствах. А если не научить его сопереживать музыку, то в результате мы получим музыкальный автомат.

Некоторые рекомендации в работе над интонированием:

1. Завести словарик, туда записывать слова, обозначающие эмоции: печально, грустно, трогательно, радостно, весело, мечтательно, скучно, восторженно, тревожно и.т.д. Как можно чаще беседовать с учеником, расширять его музыкальные взгляды.
2. Если ученик трудно осваивает интонационный язык музыки, то можно и нужно прибегать к подтекстовке, и не только на начальном этапе, но и на протяжении всех лет обучения. С учениками постарше я рекомендую пройти ряд пьес Б.Бартока, которые очень богаты разнообразными интонациями, к ним легко подобрать слова.
3. Есть приёмы пластического интонирования: моделирование жестами ритмической выразительности, свободное дирижирование, исполнение танцевальных движений, показ мимикой. Для чего это нужно делать? Для того, чтобы заразить ученика нужной эмоцией, и тогда урок пройдет намного интересней и эффективней, и мы сможем добиться нужного результата.
Хочется предупредить начинающих педагогов, что эмоциональное исполнение должно быть не в ущерб мышлению, произношению, фразировке, дыханию, слуховому контролю, Эмоции нужно подключать в последний момент, когда уже вся основная работа проделана.
4. Очень полезна игра педагога в ансамбле с маленьким учеником. Звучание мелодии в сопровождении аккомпанемента поможет ученику обогатить его слуховые представления и разнообразить приёмы звукоизвлечения.
5. Следует также помнить, что речь педагога должна быть убедительной, яркой, эмоциональной.
6. Еще один важный момент - это продуманный выбор репертуара.
Нельзя давать ученику пьесы, ничего не выражающие, постарайтесь находить интересные, богатые интонациями пьесы. Если у пьесы нет названия, нужно придумать его, чтобы было понятно, о чем музыка.
Руководствуясь знаниями об основах интонирования и целенаправленно работая над ним, мы сможем разбудить в учениках стремление к познанию музыки, её сокровищ. И тогда слова художественное познание музыки будут не просто словами, познание музыки учащимися будет протекать активно и плодотворно.


Список использованной литературы:

Б.Асафьев «Речевая интонация».М.; Л.,1965
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» М., 1961
Е. Тимакин «Воспитание пианиста» М., 1989
А.Малиновская «Фортепиано - исполнительское интонирование» М., 1990
В.Спиридонова «О фортепиано - исполнительском интонировании» Казань 2005
Н. Перельман «В классе рояля»М., 1976

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X