Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54967

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Саликова Елена Валерьевна

Роль семьи в подготовке детей к школе.

скачать документ

Вернуться назад

Е.В. СаликоваБДОУ «Детский сад № 11 г. Тары»Роль семьи в подготовке детей к школе.В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга, писала Е.П. Арнаутова[2].Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет позиция родителей воспитанников, которые сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне перегружают его посещением перед школой многочисленных кружков, секций, студий [4]. Особенно много вопросов возникает, когда появляется необходимость подготовить ребенка к школе. Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Ребенок пойдет в школу! Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? А какие у него будут друзья? Справится ли он с учебной нагрузкой? И вот 1 сентября нарядные, торжественно-радостные дети идут вместе с родителями в школу. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребенок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. Это иногда объясняют отсутствием способностей, его ленью, а причина, чаще всего, заключается в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе. Что же входит в понятие готовности к школьному обучению? Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка писать, читать и считать.Существует ряд факторов, определяющих готовность ребёнка к школьному обучению. Готовность ребёнка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребёнка к обучению в школе:1. Психологическая готовность. Проявляется в том, что школа привлекает ребёнка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и пр.) но и возможностью получить новые знания, при этом ребёнок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности, у него развиты речь, память, мышление и пр.2. Интеллектуальная готовность. Означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.3. Личностная готовность. Проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество, действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребёнок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как определённому результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.4.Физиологическая готовность. Это уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья[6].Что же мы советуем родителям, чтобы воспитать необходимые навыки у дошкольников?-Готовность к трудностям. Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристических походах и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. И вот, когда у ребенка появится стойкое желание учиться, хорошо учиться, нужно подготовить его к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, поможет ребенку правильно отнестись и к собственным неудачам, возможным в начале занятий в школе. Для этого надо подбадривать детей, если они взялись за какое-либо сложное для них дело. Неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребенка говорят ему: «Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сам сделаю». Ребенок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а, поэтому, незачем и стараться. Порой и в первых классах на вопрос о причине неуспеваемости ребенок отвечает: «А я неспособный». Это результат неправильного отношения окружающих к ребенку. Если в семье есть дети, которые уже учатся в школе, чаще в присутствии дошкольника спрашивайте их о школьных делах, успехах, чтобы ребенок видел ваше отношение к учебе как к общественно полезной деятельности. Расспрашивайте школьников, какие усилия им пришлось приложить, чтобы получить хорошую отметку, одобрение учителя. И никогда в присутствии детей не обсуждайте действий учителя, даже если вы считаете их неправильными; этим вы можете нанести большой вред не только старшему ребенку, но и малышу [3].- Усидчивость. Некоторым детям трудно учиться в школе потому, что у них не воспитана усидчивость, то есть умение длительное время заниматься одним делом. Дома ребенок имеет возможность играть или что-нибудь делать, сколько он хочет: начнет рисовать – бросит, возьмется строить – вдруг вспомнит, что потерял мяч, пойдет искать его, но вместо этого займется другим делом. Такое поведение характерно для детей трех лет. Но от шестилетних нужно требовать уже более сосредоточенного внимания. В школе ребенку придется длительное время заниматься одним и тем же делом: на уроке письма – писать, на уроке математики – считать. Потребуется некоторое время, прежде чем ребенок поймет необходимость сосредоточенного труда и сможет напряженно заниматься одним делом. Поэтому еще перед школой нужно постоянно тренировать детей в этом отношении. Усидчивость можно воспитывать в любых играх и занятиях. Хорошо развивают у детей усидчивость настольно-печатные игры, в которых можно изготовить что-то самостоятельно. Различные игры типа «Конструктора» также развивают усидчивость, учат преодолевать трудности. Например, ребенок хочет построить машину как на рисунке. Для этого нужно подобрать подходящие детали, правильно соединить их друг с другом, добиться, чтобы игрушка была прочной, двигалась. Здесь возможны неудачи, но ребенку хочется иметь машину, и он преодолевает трудности. Не спешите помочь. Настойчивость в достижении цели пригодится и в школе. Но если вы видите, что ребенок при всем желании не может добиться результата, устал, собирается бросить работу, помогите ему скрепить отдельные части, подскажите, какие детали лучше использовать, чтобы начатое дело довести до конца. Ребенок, привыкший до школы доводить работу до конца, и в школе будет проявлять настойчивость[7].- Трудолюбие. Очень важно еще до школы воспитать у ребенка такое необходимое жизненное качество, как трудолюбие. Как же научить ребенка любить труд? Прежде всего, пожалуй, следует дать детям ясное представление о том, что значит слово «нужно». Дети часто слышат от взрослых это слово, но не всегда понимают его смысл. Постарайтесь объяснить детям, почему все люди трудятся, почему они создают умные машины, дома, красивые парки, океанские корабли, самолеты. Пусть он представит, что произойдет, если все люди будут безответственно относиться к своим обязанностям. На ребенка большое впечатление может произвести рассказ о той неразберихе и сумятице, которая возникнет, если однажды все водители машин не выйдут на работу или все портнихи откажутся шить одежду, пекари – печь хлеб и т.п. И ребенку следует сказать, что все те маленькие поручения, какие он выполняет, - ступенька к большим делам, что пройдет немного лет, и он научится делать умные машины, водить самолеты, корабли.- Развиваем мелкую моторику. До школы следует позаботиться и о развитии других органов чувств детей. Хорошо развитое осязание облегчит ребенку освоение письма, выполнение заданий на уроках труда. Развивать осязание можно в повседневных делах. Вот вы чистите овощи к обеду. Предложите малышу взять в руки свеклу, морковь, сравнить их на ощупь. Обратите внимание ребенка на то, что поверхность одних предметов гладкая, а других – шероховатая. Можно сложить в мешочек различные предметы или игрушки и попросить ребенка на ощупь угадать, что там лежит. Дети 6 – 7 лет могут легко определить незначительные различия в форме предметов: мяч и яблоко, огурец и картошка. Вообще, в восприятии окружающего мира участвуют все чувства: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Чувственные восприятия, постепенно накапливаясь, образуют чувственный опыт. И вот этот опыт имеет большое значение в умственном развитии ребенка, так как с него начинается познание окружающего мира. Умение различать размер, форму, цвет, звуки пригодится для самой разнообразной деятельности. Лепка, рисование, конструирование – во всех этих занятиях дети используют свой чувственный опыт. Рисование оказывает всестороннее влияние на личность ребенка. Отражая предметы реального мира, ребенок развивается умственно; создавая рисунок, ребенок стремится сделать его понятнее для окружающих, передает свои чувства, свое отношение к действительности, - это оказывает влияние на нравственное развитие; использование разнообразных цветов, передача красоты пейзажа, разнообразных форм способствует развитию эстетического вкуса. Чувства прекрасного.- Рисование формирует художественные способности, творческое отношение к труду, самостоятельность, умение доводить начатое до конца. Но все эти качества не возникнут сами собой, достаточно только дать ребенку карандаш и бумагу. Лишь под руководством взрослых рисование становится средством формирования личности ребенка. Дети обычно любят рисовать, но многих из них интересует сам процесс, а не результат, поэтому занятия рисованием нуждаются во внимательном руководстве взрослых. Необходимо следить за осанкой ребенка, когда он сидит за столом: не горбится ли, не опирается ли о стол грудью, как держит ноги. Чтобы научить ребенка рисовать, взрослый не обязательно должен быть художником. Главное – научить ребенка наблюдать, воспитать форму и цвет предметов. Предлагая нарисовать предмет, необходимо, прежде всего, познакомить с ним ребенка: дать возможность посмотреть, потрогать, повертеть в руках. Затем спросите, на что похож предмет. Если ребенок знает название геометрических форм, он сам ответит: «На круг, на квадрат». Если же не знает этих названий, все равно попытается сравнить данную вещь со знакомой и ответит: « Похож на мячик, на кирпичик». Для развития изобразительных умение недостаточно одних наблюдений, необходимо обучать приемам рисования. Поэтому покажите ребенку, как нарисовать круг (быстрым движением, не отрывая карандаш от бумаги), прямоугольник, треугольник. Обучая приемам рисования, полезно связать форму изображаемого с образом [9]. Круги – это яблоки, апельсины, шары. Треугольники – это флажки; прямые линии – рельсы, дорога. Если ребенок рисует плохо, надо научить его изображать отдельные предметы в различных положениях - машины, едущие в разных направлениях, животных разной величины. Детей 6 – 7 лет можно научить изображать животных сначала тех, форму которых передать легче (рыбы, птицы), затем более сложных. Здесь тоже важно рассмотреть с ребенком и установить, с помощью изображения каких форм может быть передано строение животного. Очень полезно рисование красками. Дети любят раскрашивать свои произведения, яркие цвета всегда радуют их. Особенно полезно для развития мышц руки рисование тонких линий (снежинки, ветки дерева). Для закрашивания широких поверхностей применяется тот же прием, что и при штриховке, - одну линию за другой наносят слева направо или сверху вниз.- Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток [10].Прогулке в режиме надо выделять не менее четырех часов в день, причем ребенок должен гулять в любую погоду. Если во время прогулки ребенок будет двигаться, играть в различные игры, ему не будет холодно, он привыкнет к смене температур, постепенно закалится. Хорошо развивают движения детей народные подвижные игры, известные почти всем родителям. Четкое выполнение режима дня не только организует жизнь ребенка, но и поможет сохранить ему жизнерадостность, бодрость, укрепит нервную систему.«Заниматься ли до школы?» Этот вопрос очень часто задают педагогам родители. На него можно ответить вполне определенно: да, нужно. Но обучение дошкольников требует специальных знаний. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Обучение чтению и счету, подготовка руки к письму в дошкольном возрасте целесообразнее всего проводить в игровой форме, поскольку знания, таким образом, лучше усваиваются детьми. Обучая, важно, проявить чувство меры. Если ребенок будет знать, слишком мало, в школе ему придется работать с напряжением, чтобы не отстать от других детей. Но если ребенок будет знать слишком много, ему станет скучно во время урока, он начнет отвлекаться, мешать другим, потеряет интерес к учебе и, может случиться, приобретет вредную привычку ничего не делать. Хорошо развитый ребенок с правильной речью и устойчивыми навыками к труду быстро догонит товарищей по классу, если его даже не обучали дома чтению. И наоборот, неразвитый ребенок, у которого не выработано чувство ответственности за порученное дело, не сможет в целом хорошо учиться, даже если он умеет читать. Об этом нужно помнить и не стараться ограничивать подготовку к школе тем, чтобы как можно быстрее научить ребенка читать, считать и писать.Список использованной литературы1. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 1122. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.4. Е.А. Белый, Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999. – с. 485. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод.пособие / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)6. Буре Р.С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1987 – с. 967. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П., Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе – М.: Издательство Школьная пресса, 2008. – с. 1288. Зенина Т.Н., Родительские собрания в детском саду – М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.9. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.10. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа/Авт.-сост. С.В.Чиркова.-М.:ВАКО,2014.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X