Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55267

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Гофербер Татьяна Владимировна, Титова Лариса Викторовна

Формирования знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей с нарушением зрения

скачать документ

Вернуться назад

Формирования знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей с нарушением зрения Т.В. Гофербер, воспитатель,Л.В. Титова, учитель – дефектолог.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Тополёк» (МБДОУ Д/с№36)г. Осинники, Кемеровская область, Россия.Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.Нормально видящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми, дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качества предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность тифлопедагога.Значимость зрения проявляется в контролирующей функции. Зрительный контроль за выполнением действий проявляется даже в случаях грубой глазной патологии. Научить правильно, без лишней нагрузки использовать глаза – задача педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Известен тот факт, что рациональное автоматизированное действие не требует постоянного зрительного контроля. Следовательно, формирование предметных действий с раннего возраста позволяет снять или снизить зрительное напряжение.Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания. Очки – окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией. Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить и поддерживать чистоту очков.У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций необходимо соблюдать тифлопедагогические требования к рабочему пространству:Уменьшить нагрузку на глаза. Недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна. В вечернее время суток следует пользоваться лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Поставить ее нужно так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Телевизор смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра не должна превышать 60 минут. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.Нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом.Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.Перечисленные требования необходимо соблюдать не только детям с нарушением зрения, но и нормально видящим дошкольникам и школьникам. Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зрительных функций.Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.Для решения этих задач необходимо:Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на занятиях и в свободной деятельности;Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети с нарушением зрения могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.Наши дети приходят к нам в группы и для того, чтобы понять, что именно они знают, думают, чувствуют, мы используем беседы, дискуссии, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы выделяем направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятия, игра, чтение, беседа, мультфильм).Педагоги нашего специализированного дошкольного образовательного учреждения используют самые разнообразные формы и методы работы по обучению детей с патологией зрения основам безопасности жизнедеятельности:• комплексные и интегрированные занятия («Чудо-дерево», «Службы 01, 02, 03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь? », «Контакты с незнакомыми людьми дома»).• практическое занятие «Дружба с дорожными знаками», игровое занятие "Юный пожарный", «Чтобы не было беды», цель – обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду.• экскурсии в пожарную часть, по детскому саду, в библиотеку, цель которых познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара.• игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры сделанные руками педагогов («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», цель - научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара).• беседы («Наши верные друзья», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель – рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма).• знакомятся с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказка «Как человек подружился с огнём»).Педагогами групп широко используется наглядный материал:• яркие выразительный плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты.• моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни… »; «Как бы ты поступил»);• познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности».• с большим удовольствием дети просматривают обучающие ролики, презентации: «Домовёнок».Для ознакомления воспитанников ДОУ с правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения создана предметно-развивающая среда.Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей помогают получить необходимый совет или профессиональную помощь. Это и папки-передвижки, презентации, консультационные папки и информация на стендах, памятки и буклеты по темам «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», «Техника безопасности в весенне-осенний период», «Безопасность вашего малыша».В дошкольном образовательном учреждении создан и систематизирован в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами ОБЖ (учебные пособия, презентации, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки).По вопросу безопасности детский сад тесно сотрудничает с семьями воспитанников. Родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания. А мы, взрослые, должны подготовить ребёнка к встрече с различными жизненными ситуациями и где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Список литературы:Андреева, Н.Н. и др. Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н. Андреева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс. 2004, – 144 с.Белая, К.Ю.и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2000. – 94 с.Правила дорожного движения для детей / Авт. – сост. В. Надежнина -.: ACT; Мн.: Харвест, 2006. – 192 с.Степаненкова, Э.Я. и др. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд., испр. /  Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко.– М.: Просвещение, 1979. – 63 с.Хромцова, Т.Г. Воспитание  безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие, / Т.Г. Хромцова,– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.Чащина, С. Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность // Ребенок в детском саду.  / С.Чащина, – 2001. – № 2. Приложение 1Памятка для родителей«Безопасность в Вашем доме»Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести «привычку к безопасности». Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить: Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир; Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине; Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике; Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка; Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода; Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы; Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежание засунуть отвёртку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене. Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому! И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают «яды» в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка. Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает! Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется! Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X