Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55705

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Татарникова Лидия Петровна

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

скачать документ

Вернуться назад
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Здоровье –
это состояние физического, психического и
социального благополучия человека, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников: физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, социальные. Также современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Поэтому проблема сохранения здоровья является актуальной на сегодняшний день.  В законе РФ «Об образовании» сказано: « Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Своевременное устранение речевых нарушений и их профилактика положительно влияет на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения. 
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В своей практике я использую следующие методы и приемы здоровьесберегающих технологий:
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
психогимнастика, логоритмические упражнения;
развитие мелкой и общей моторики;
комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Такие здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях способствуют повышению речевой активности; развивают речевые умения и навыки; снимают напряжение, восстанавливают работоспособность; активизируют познавательный интерес; улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой; служат благоприятным эмоциональным фоном; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, использую эффективные нетрадиционные методы, о которых я сейчас и расскажу.
Кинезитерапия - от греческого kinesis - движение, therapia - лечение, т.е. кинезитерапия – это лечение движением.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит, создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).
Различные виды массажа. это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Правильный подбор артикуляционных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:  - массаж и самомассаж лицевых мышц; - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам: можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно; можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения; можно использовать без специального медицинского образования.
Суджок-терапия. Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. В переводе с корейского языка, Су – кисть, Джок – стопа. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, которые соответствуют всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие.
Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке). Неоспоримыми достоинствами Су Джок терапии являются:
высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.
Гимнастика Стрельниковой. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе). Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
снижение уровня заболеваемости;
повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов;
улучшение зрения;
развитие общей и мелкой моторики,
повышение речевой активности;
увеличение уровня социальной адаптации.

















Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X