Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55473

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Горшкова Екатерина Геннадьевна

«Постановка певческого голоса у детей и работа с дефектами голоса»

скачать документ

Вернуться назад
Статья: «Постановка певческого голоса у детей и работа с дефектами голоса».
Автор: Горшкова Екатерина Геннадьевна.
Организация: МБУ ДО «Детская школа искусств Центрального района» г. Тольятти
Должность: преподаватель академического пения.






При регулярных занятиях юношеские и девичьи голоса окрепнут, если педагог, правильно определит их тип и выработает индивидуальный план развития голоса и борьбы с недостатками. Усвоение мышечных приемов правильного голосообразования происходит постепенно в процессе обучения и занимает много времени. Непрочно закрепленные навыки голосоведения легко нарушаются. А работа по устранению уже наработанных дефектов голоса идёт ещё медленнее.
У каждого певца есть свои достоинства и недостатки. Именно от уха педагога, то есть от его вокального слуха, будет зависеть правильная диагностика дефектов голоса и пути их устранения. Голосовые дефекты могут быть приобретены еще с детского сада в процессе обучения пению у неопытных педагогов, в результате неверно определенного типа голоса, могут также зависеть от природных дефектов в строении голосового аппарата. 
Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения - это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего, выработка хороших, правильных певческих привычек. Учащемуся необходимо проложить пути, по которым его голос бы развивался и не уставал.
Для организации правильных условий звучания необходимо осмысление работы голосового аппарата во время певческого звукообразования. В осуществлении певческой функции принимают участие многочисленные группы мышц: дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. Чтобы облегчить нахождение верной координации в мышечной работе, надо определить, какие из ощущений, от работы которых зависят основные качества певческого голоса, должны фиксироваться его вниманием.
Нахождение, выработка новых координаций - дело трудное для организма. Оно пойдёт тем успешнее, чем лучше сумеет ученик сосредоточить на нём всё своё внимание, все душевные и физические силы.
Перечислим типичные недостатки певческого звукообразования в детском голосе и определим пути их устранения:
горловое пение;
глубокое «задавленное» звучание;
крикливое, форсированное, напряженное пение;
тусклое, вялое, бестембренное звучание;
плоский, мелкий, «белый» звук;
пестрое звучание гласных;
«гнусавый» звук, носовой призвук.

Горловое пение или «горлопение»(термин Л.Б. Дмитриева) является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется у детей чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформирование только с ротоглоточной частью голосового аппарата [9, 112].(Говорим ртом, и формировать вокальный звук надо также). Голос ребенка при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.
Причиной является : перенапряженная гортань, высоко поднятая голова (смотрит на учителя), нет правильной организации звука с дыханием, резонатором, неумение перейти из речевого в певческий регистр (координационная работа связок); а также может быть скована нижняя челюсть. При таких недостатках необходима стабилизация гортани; освобождение нижней челюсти; координирование певческого дыхания и звукообразования; использование мягкой и придыхательной атаки звука; формирование резонаторных ощущений.
Горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности, «скованности» нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «А», «О», «У» как в речевых, так и вокальных упражнениях.
В данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы. Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «ГА».
Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор -формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют различные сочетания согласных с гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.).
Мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – это значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства.
Глубокое, «задавленное» (или как еще называют вокальные педагоги «опрокинутое» звучание). Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным.
Причиной этому могут быть: перекрытие звука, глубокого «зевка»; чрезмерно низкое положение гортани; высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта; в голосе отсутствует высокая певческая форманта. При этом необходимо: формировать правильный певческий зевок, формировать в голосе обертонов высокой певческой форманты;
Для активизации головного резонатора и близкого звукообразования хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева. Классическое положение артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.
Звонкость, «полетность», «серебристость», придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.
Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком»-
· закрытым ртом или на слог «НГА».
Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные («И», «Ю», «ЗИ», «ЛИ», «МИ», «ЛЮ», «РИ»).
Крикливое, форсированное, напряженное пение. Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Причиной может быть: постоянное употребление твёрдой атаки, отсутствие навыков легатного звуковедения, напряженная гортань, чрезмерно крупный вдох, гиперактивность ребенка. При таких недостатков нужно использовать исключительно мягкую и придыхательную атаку звука, работать над легатным звуковедением, удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения; исключить в распевках и произведениях громкое звучание, провоцирующее крикливость.
Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных. Согласных «Л», «М», «Н», завершить этот параграф хочется словами выдающегося вокального педагога Франческо Ламперти: «Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как убивает пение.
Пусть певец знает, что тот, кто кричит, теряет свой голос
Тусклое, вялое, бестембренное пение. Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами: отсутствует навык певческой опоры; не сформированы резонаторные ощущения; вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата; пассивный тонус поющих (поющего).
При этих недостатков необходимо формирование певческой опоры, работа над формированием резонаторных ощущений, развитие смешанного типа голосообразования, активизация артикуляционного аппарата.
На первом этапе работы должно концентрироваться внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам. Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные. Так «Д», «З», «Л», «М», «Н» - приближают звук; «М», «Н» -усиливают резонирование носовой полости; «Р» -активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.
Плоский, мелкий, «белый» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.
Причиной этому могут быть: не активно мягкое нёбо; гортань в высоком положении; отсутствуют навыки смешанного резонирования. Необходимо при этом формирование ротоглоточного рупора, нахождение правильного положения гортани, работа над резонаторными ощущенииями.
Для исправления плоского, мелкого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора.
При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «У», «О», «А».
Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба, освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования. Согласные «К», «Г», активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.
Пестрое звучание гласных. Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных.
Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а, я, э, е, и,) по образцу «прикрытых» способом округления. Поем «А» -мыслим «О»; поем «И»- мыслим «Ю» и т.д. Старейший вокальный педагог А.М. Разварин говорил: «Гласная у хорошего певца несёт согласную, как конь седока». Необходимо активизировать в звукообразовании мягкое нёбо, использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания: а- е- и ; и- э- а ; у- о- а , а также слоги «ДУ», «КУ», «ЛЁ», «ГНО».
«Гнусавый» звук, носовой призвук. Причина его образования - низко опущенная нёбная занавеска, которая перекрывает доступ звука в полость рта. С наилучшим результатом исправляются на гласной «у», при которой нёбная занавеска значительно сокращается. Для устранения этого недостатка следует: формировать правильный певческий зевок, формировать в звуке высокую певческую форманту, активизировать головной резонатор.
Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.
Всевозможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокальных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Это станет залогом красивого певческого звука, а значит и вокальных успехов солистов, и исполнительских достижений хорового коллектива.








































ЛИТЕРАТУРА
Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса. / Учебное пособие. – М.: МГПИ им. Ленина, 1983. – 103с.
2. Варламов А. Е. Полная школа пения [Текст]: учеб. пособие, 3-е изд. // СПб: Лань, 2008. – 120с.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка. 2007. – 368с.
4. Дмитриев, Л. Б. Теория голосообразования. Атака звука. Регистры [Текст] / Л. 16. Морозов, В. П. Особенности акустического строения и восприятия детской вокальной речи [Текст] / В. П. Морозов. – М.: Музыка, 1970. – 135с.
5. Морозов, В. П. Развитие физических свойств детского голоса [Текст] / В. П. Морозов. – Л.: Музыка, 1964. – 106с.
6. Морозов В. П. Тайны вокальной речи [Текст] / В. П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 204с.
7. Орлова Т. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей [Текст] / Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
8. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1963. - 675с.









HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X