Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55582

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Якушева Алена Леонидовна

Дипломная работа на тему "Дидактическая игра как средство обучения счётудетей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение«Соликамский социально-педагогический колледжимени А.П. Раменского»ВыпускнаяКвалификационная работа(дипломный проект)по ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»ПМ 03 "Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"Тема: Дидактическая игра как средство обучения счёту детей старшего дошкольного возраста__________Выполнила:Якушева АленаЛеонидовнаВ-42 (фамилия имя отчество)(группа)44.02.01 Дошкольное образование(наименование специальности)Руководитель:Бардакова Оксана Александровна, преподаватель (Фамилия имя отчество, должность)Защита состоялась «__» _________ 2023 г.Оценка__________(_______________)Соликамск, 2023СодержаниеВведение..……………………………………………………….…………......3Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средства обучения счёту детей старшего дошкольного возраста…………………….. …………………………………………………61.1. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста счёту71.2. Дидактическая игра: понятие, виды, особенности организации131.3. Влияние дидактических игр на формирование счёта у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….......20Глава 2. Опытно-исследовательская работа по использованию дидактических игр и упражнений как средство обучения счету детей дошкольного возраста в МАОУ «СОШ 12» - СП «Детский сад»……………………………………………………………………...……... 252.1. Подготовка и проведение диагностики «Методика сформированности количественных представлений детей старшего дошкольного возраста» (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина)……………………252.2 . Разработка перспективного плана и дидактических игр……………34Заключение…………………………………………………………………….38Список литературы……...…………………………………………………….41Приложения…..……………………………………………………………….44ВведениеОдними из самых сложных знаний, умений и навыков, включённых в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются количественные представления. Они носят отвлечённый характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх, ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требует применения математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Это актуализирует поиск средств педагогической поддержки ранних этапов формирования математических представлений. Актуальность темы исследования обусловлена повседневной необходимостью сегодняшней жизни. Овладение счётом, это предпосылка к более лёгкому усвоению математики в будущем, это расширение возможностей ребёнка, развитие его интереса к окружающему миру.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) предполагается пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми, отмечается в частности, что «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности является одним из основных принципов дошкольного образования» [ФГОС ДО].А согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ с учетом новых требований к электронным образовательным ресурсам «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [№273-ФЗ]Среди различных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры. Проблематика дидактической игры была широко представлена в отечественной научной и методической литературе второй половины XX века (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и многие другие). Авторами были выделены существенные и структурные особенности дидактической игры как вида деятельности, также изучена специфика её использования в качестве метода обучения и формы организации образовательного процесса в разных возрастных подразделениях. Из выше всего сказано, можно сказать о том, что дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой действует два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это определено потребностью ослабления перехода от одной ведущей деятельности к другой, дети в процессе игры лучше усваивают знания, получают представление об окружающем мире. Ребёнок большую часть времени и своего внимания уделяет играм. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, математических умений, речи – которые очень важны для интеллекта ребёнка.Очень ценным в развитии математических умений дошкольника являются дидактические игры. Математические умения у детей формируются в активной деятельности, которая является ведущей. В ходе игры складываются благоприятные условия для развития математических умений ребёнка.Проблема исследования- как использование дидактической игры влияет на обучение детей старшего дошкольного возраста счетуОбъект исследования – процесс обучения счёту детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования – дидактическая игра как средство обучения счёту детей старшего дошкольного возраста.Цель исследования – исследования дидактической игры как средства обучения счету детей старшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: дидактические игры являются эффективным средствам обучения детей старшего дошкольного возраста счету если:-учтены возрастные особенности детей;-работа ведется в системе;-соблюдается методика организации дидактических игр.Задачи исследования:- изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по теме;- изучить особенности обучения счёту детей старшего дошкольного возраста;- изучить сущность, особенности и виды дидактических игр;- провести диагностику развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;- составить перспективный план по обучению детей счету с использованием дидактических игрМетоды исследования: практические (беседа, наблюдение), теоритические (анализ)Практическая значимость: перспективный план, картотека дидактических игрБаза исследования: МАОУ «СОШ 12» - СП «Детский сад»Глава 1. Теоретические основы дидактических игр и упражнений как средства обучения счёту детей дошкольного возраста1.1. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста счётуОвладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Именно первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя следующие структурные компоненты:1) цель, которая заключается в необходимости выразить количество предметов числом;2) средства достижения, то есть процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности;3) результат (итоговое число) заключается в выработке умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, столько же, поровну, больше, чем, что ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.Таким образом, счет состоит из многих компонентов: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами; определение итогового числа. В ходе практической деятельности счета и измерения ребенку предстоит освоить каждый из них. Поэтому овладение счетом является для него длительным и непростым процессом.Счет – одно из ведущих понятий в математике.Счет, по определению А. В. Белошистой, это «действие по значениюглагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественныхпоказателей или перечисление элементов последовательности чисел»Обучение количественному счету должно помочь детям понять цель счета и овладеть средствами или правилами счета. Постепенно детей обучают порядковому счету. Обучение детей приему счета предметов идет в следующей последовательности: отсчет по образцу; отсчет по названному числу; на основе счета установление равенства (неравенства) групп предметов в ситуации, когда предметы расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Вся работа по обучению счету у старших дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В старшей группе программа направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. На занятиях по математике продолжается работа по формированию представлений о численности (количественная характеристика) множеств, способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения. Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах десяти, определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ.Как отмечает А.М. Давидчук, детей старшего дошкольного возраста учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой, таким образом детям показывают принцип образования числа.В течение всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их и выполнять Старшие дошкольники учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в один, два и три элемента. Дети отсчитывают количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) на основе восприятия различными анализаторами.В старшей группе закрепляют навыки отсчета объектов, учат детей запоминать число предметов, которое нужно воспроизвести, брать их по одному, соотносить числительные с каждым взятым предметом, отчитываться о выполнении задания.На занятиях, детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, воспитатель обращает внимание старших дошкольников на то с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. Порядковый счет используется при определении того, которым, каким по счету стоит предмет. Воспитатель знакомит детей с количественным составом числа из единиц в пределах 10, например, число 3: «Одна кукла, да еще одна матрешка, да еще одна рыбка. Всего три предмета». Обязательно для решения этой задачи используется разнообразный наглядный материалВ течение года упражнения постепенно усложняют. Наряду с заданиями на воспроизведение сразу двух групп предметов разного вида («Отсчитайте четыре елочки и пять грибов») или двух групп предметов одного вида, но отличающихся либо цветом, либо формой, либо размером («Отсчитайте семь больших и восемь маленьких пуговиц»), детям предлагают не только отсчитать 2 группы предметов, но и расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, слева, справа, посередине.На последующих занятиях по указанию воспитателя старшие дошкольники помещают предметы вдоль верхнего или нижнего, правого или левого края листа бумаги; в верхнем левом или правом, в нижнем левом или правом углах. Перед такими заданиями педагог упражняет воспитанников в нахождении соответствующих частей листа бумаги.Детей приучают внимательно выслушивать задание, запоминать его, точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Воспитатель объясняет: «Чтобы запомнить задание, надо его внимательно выслушать и повторить сначала шепотом, а потом про себя».Старший дошкольник отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, — уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству. Работа ведется поэтапно. На первом этапе обучения счету детей 5-6 лет воспитатель использует такое упражнение: предлагает вниманию детей 2 группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Воспитатель сам ведет процесс счета, производит манипуляции с данными множествами, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы.На втором этапе воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Используются упражнения, в которых необходимо опираться на сравнение 2х множеств по количеству, а также упражнения на образование числа путем увеличения и уменьшения множества на единицу.С помощью проблемной ситуации детям показывается отличие процесса счета от процесса отсчитывания.Виды упражнений по отсчитыванию:- отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии;- отсчитывание по названному числу (или показанной цифре);Воспитатель может придумать сам множество игр с различным оборудованием, связанных с сюжетом занятия. Например, дидактическая игра «Рыбалка». Ребенок берет ведерко с цифрой и, отсчитывая определенное количество рыбок, кладет их в ведерко. Затем идет взаимопроверка, дети проверяют друг друга, исправляют допущенные ошибки.Также детей 5-6 лет учат порядковому счету, используя подготовительные упражнения в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т. е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве. Затем знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»). Детям показывается, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «Какой по счету?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Виды упражнений:- определить номер указанного предмета;- назвать предмет по указанному номеру.Целесообразно проведение игры «Что изменилось?». В ходе игры выясняется, на каком месте расположена игрушка. Дается команда «Глазки спят». Затем воспитатель меняет место расположения игрушки. После слов «глазки открыли» предлагается тем, кто заметил изменения, поднять руку и ответить: какой по порядку эта игрушка стояла раньше, а какой стоит сейчас.Развитие счетной деятельности у дошкольников осуществляется с опорой на разные анализаторы. Дети считают звуки, движения, предметы наощупь.Виды упражнений: счет звуков; счет движений; счет предметов на ощупь.Варианты упражнений:- Выполнение по образцу (столько — сколько): хлопни столько раз, сколько я.- Сосчитывание количества звуков (движений, предметов на ощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр.- Выполнение задания по названному числу или показанной цифре.- Смешанные упражнения (например, присесть столько раз, сколько услышал звуков).Усложнения:- Выполнить движений на 1 больше или меньше.- Посчитать сколько всего звуков и сколько звуков воспроизведено на каком инструменте.Важной задачей в старшей группе, по мнению Т. И. Ерофеевой,остается «установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого всеизучаемые детьми числа сравниваются на конкретном материале. Например,два мяча меньше, чем три квадрата. Знания закрепляются на разных группахпредметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами»Для определения уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников существуют диагностические методики — специальные игровые упражнения и задания, соответствующие задачам исследования. В роли диагностики знаний о счете может выступать игра. Например, сюжетно-дидактическая игра «Цирк», которая имеет множество вариантов. Воспитатель проводит диагностику индивидуально с каждым ребенком.Обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Необходимо постоянно использовать и создавать различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета.Таким образом, специфика обучения счету и счетной деятельностидошкольников состоит в том, что детей знакомят с цифрами, учат называтьправильно цифры, считать от 1 до 10, учат приемам вычислений (сложению ивычитанию, делению множества на равные части), осознавать итог счета,решать элементарные арифметические задачи с помощью сложения ивычитания.1.2. Дидактическая игра: понятие, виды, особенности организацииДидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.Дидактическая игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:одного из методов обучения;самостоятельной деятельности воспитанников.В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.В каждом конкретном случае воспитателем выбирается игра, соответствующая актуальным образовательным целям. Вне занятий время детям предлагаются варианты для самостоятельной игровой деятельности, в ходе которой также решаются определенные дидактические задачи.Руководящая роль в обоих случаях отводится педагогу, но степень его участия отличается. Используя дидактические игры с целью обучения, он знакомит воспитанников с правилами, следит, чтобы каждый ребенок принимал участие, подводит итог. При самостоятельной игре детей он больше наблюдает, выступая в качестве одного из участников.А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.Дидактическая игра состоит из нескольких компонентов:I) Задача.В зависимости от дидактической цели перед воспитанниками ставится задача, для решения которой им необходимо проявить интеллектуальное напряжение, совершить умственную работу. При выполнении игровой задачи активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.Выделяют несколько типов задач, с которыми ребенок должен справиться в процессе дидактической игры:- Сравнение предметов по степени проявления того или иного признака (больше – меньше, светлее – темнее, выше – ниже и т. д.).- Классификация предметов, реальных или на картинках, по цвету, размеру, материалу и другим основаниям.- Определение предмета по описанию. Педагог или один из детей называет признаки, по которым остальные должны отгадать вещь или явление.- Тренировка внимания и памяти. Воспитатель предлагает запомнить набор предметов, их расположение, затем просит отвернуться, убирает какую-то вещь или меняет их местами, после чего предлагает детям найти отличия.II) Действие.Для решения игровой задачи участникам необходимо выполнить какое-то действие. Педагог при этом следит, чтобы каждый участник проявлял активность, поощряет сплоченность воспитанников, нацеленность на общий результат.В дидактической игре к действию выдвигается два требования:- оно должно быть направлено на достижение цели;- дети не должны потерять к нему интерес в процессе выполнения.Еще одно важное условие: участники грамотно организованной дидактической игры не должны подозревать, что она направлена на их обучение.III) Правило.Действия выполняются в соответствии с озвученными ребенку рамками. Перед началом игровой деятельности до детей доносятся правила, регламентирующие границы его возможностей при решении задачи: что нельзя делать, что можно и как именно. Сложность выдвигаемых ограничений зависит от возраста воспитанников. Чтобы правила соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.IV) Результат.Логичным завершением дидактической игры является достижение ее цели.Оценка результатов происходит со стороны педагога и со стороны ребенка. Если смотреть на итоги глазами детей, определяется, сколько удовольствия от игры они получили, какие навыки и знания приобрели, какие качества (внимание, память, скорость реакции) прокачали.Важно, чтобы воспитанники поверили в свои силы и захотели снова испытать радость, связанную с этим увлекательным занятием. Поощрение детей, проявивших себя лучше остальных, послужит стимулом для более активного участия сверстников в следующей игре.С точки зрения педагога хорошим результатом использования обучающей игры является достижение поставленных целей. Он оценивает, насколько полно дети овладели знаниями и навыками, которые были предметом занятия.Основаниями для классификации обучающих игровых занятий могут выступать содержание, тип деятельности, правила, взаимоотношения между участниками, функция педагога.Дидактические игры для дошкольников делятся на три вида:1) Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.2) Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. На базе такого дидактического материала проводятся занятия на развитие внимательности, тренировку памяти, отрабатываются навыки систематизации предметов по различным признакам: по цвету, размеру, назначению, материалу, форме.3) Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.Функционирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Пункт 2.6 этого документа предписывает ДОУ разносторонне развивать воспитанников по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.Это требование должно учитываться педагогом при разработке календарно-тематического плана НОД, в том числе в нем должны предусматриваться дидактические игры.Дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся с целью закрепления приобретенных умений.Таким образом, можно сказать, что дидактические игры в детском саду – эффективный инструмент для решения многих педагогических задач. Они помогают разносторонне развивать воспитанников, непринужденно доносить до них информацию об устройстве окружающего мира, о правилах общения. Игровая форма делает обучение ненавязчивым, ребенок с удовольствием принимает участие в таких занятиях, получая необходимые ему знания и навыки.Программа воспитания в детском саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».В детском саду, в старшей группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве.Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и.др.).Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) - один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним - второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по ... дорожке на одной ножке» - это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей. Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель.1.3. Влияние дидактических игр на формирование счётных умений детей старшего дошкольного возрастаВ.А.Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания.Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую. Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:1. Игры с цифрами и числами;2. Игры путешествие во времени;3. Игры на ориентировки в пространстве;4. Игры с геометрическими фигурами;5. Игры на логическое мышление.В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей.Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т.д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т.д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности, и самостоятельности ребёнка.В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники зачастую не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.Счет и измерение - действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста счету педагог должен придумать содержание дидактической игры.Таким образом, мы выяснили, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо, иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.Использование игр дает возможность преобразовывать равенство в неравенство и наоборот — неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Разложи правильно», «Найди свою пару», «Составь число», «Сделай поровну», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научатся свободно оперировать числами в пределах десяти и сопровождать словами свои действия.Такие дидактические игры как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало?» и другие можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.Игра «Считай, не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.Из выше всего сказанного, можно сказать, что формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нужно осуществлять с помощью специальных упражнений, заданий и игр, так как это способствует повышению уровня сформированности навыков счета у дошкольников. В игровых условиях у детей наиболее полно обнаруживается уровень овладения математическими знаниями и умение оперировать числами.Процесс целенаправленного использования игровых заданий и упражнений в различных видах деятельности по формированию навыков счета у старших дошкольников способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а также накоплению навыков и опыта для обучения в школе.Глава 2. Опытно-исследовательская работа по использованию дидактических игр как средство обучения счету детей дошкольного возраста.2.1. Подготовка и проведение диагностики «Методика сформированности количественных представлений детей старшего дошкольного возраста» (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина)Опытно-исследовательская работа по использованию дидактических игр как средства обучения счёту детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАОУ «СОШ 12» - СП «Детский сад» города Соликамска. Цель: определение уровня сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Методика диагностики представлена Диагностика проводилась с детьми во второй половине дня вне занятий. В ней приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количества 20 человек. Возраст детей 5-6 лет. Диагностика детей по этим заданиям проводилась индивидуально с каждым ребенком. Во время диагностики дети выполняли задания старательно, проявляли активность. Методика диагностического исследования включала 5 диагностических заданий, предложенных Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной.За каждое диагностическое задание ребенок может получить от 1 до 3 баллов:- высокий уровень – 3 балла – задание выполнено самостоятельно и без ошибок;- среднийуровень– 2балла–ребенок допускает 1-2 ошибки, пользуется помощью взрослого;- низкий уровень – 1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибок, даже при помощи взрослого не может выполнить задание.Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый испытуемый ребенок за выполнение всех диагностических заданий – 21 балл.Распределениедетейпоуровнямсформированности счетной деятельности осуществлялось на основе следующей шкалы:- высокий уровень – 13-15 баллов;- средний уровень – 8-12 баллов;- низкий уровень – 7 баллов и меньше.Высокий уровень: ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым счетом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он без ошибок производит арифметические действия сложения и вычитания, понимает принцип построения десятичной системы счисления, самостоятельно и без ошибок решает текстовые арифметические задачи, соответствующие уровню развития у него количественных представления. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.Средний уровень: ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он допускает 1-2 ошибки в арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач, соответствующих уровню развития количественных представления. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.Низкий уровень: ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел. Он допускает 3 и более ошибок в арифметических действиях сложения и вычитания, при решении текстовых арифметических задач. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины, знаковые обозначения. 1 задание«знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета»Цель: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета.2 детей (10%) имеют высокий уровень, 13 детей (65%) средний уровень и 5 детей (25%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у детей преобладает средний уровень знания номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета.102565высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровеньДиаграмма 1. «знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета» (задание №1), в %Задание 2 «Скажи сколько»3 детей (15%) имеют высокий уровень, 7 детей (35%) – средний уровень и 10 детей (50%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень умения сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия.155035высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровеньДиаграмма 2. «скажи сколько» (задание №2), в %Задание 355045высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровень «Скажи который по счету» 1 ребенок (5%) имеет высокий уровень, 9 детей (45%) – средний уровень и 10 детей (50%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень знания состава однозначных чисел. Диаграмма 3. «скажи который по счету» (задание №3), в %Задание 4«вкусные конфеты» 2 детей (10%) имеет высокий уровень, 6 детей (30%) – средний уровень и 12 детей (60%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень понимания смысла арифметических действий. 106030высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровеньДиаграмма 4. «понимание смысла арифметических действий» (задание №4), в %Задание 5 «умение решать арифметические задачи, соответствующие уровню развития количественных представлений» не обнаружено детей с высоким уровнем, 6 детей (30%) имеют средний уровень и 14 детей (70%) – низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень умения решать арифметические задачи, соответствующие уровню развития количественных представлений ребенка03070высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровеньДиагностика 5. «вкусные конфеты» (задание №5), в %Количественные результаты общего уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников (по сумме 5 диагностических заданий) наначальномэтапеопытно-экспериментальнойработы представлены на диаграмме 6.104545высокийуровеньсреднийуровеньнизкийуровеньДиаграмма 6. Исходные уровни сформированнности счетной деятельности у старших дошкольников (по сумме 5 диагностических заданий), в %Данные диаграмме 6 показывают, что 2 детей (10%) имеют высокий уровень, 9 детей (45%) – средний уровень и 9 детей (45%) – низкий уровень. Таким образом, у старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни счетной деятельности.Дадим характеристику выделенным группам детей.Первая группа со низким уровнем сформированности счетной деятельности (45% - 9 детей). Дети (Алеша, Вика, Диана, Костя, Богдан, Эля, Даша, Аня и Дана) при выполнении диагностических заданий не смогли самостоятельно правильно назвать номер чисел, допустили 3 и более ошибок в порядковом счете, эти дети не понимают образование чисел как результат счета. Даже при помощи взрослого они не смогли правильно определить состав однозначных чисел. В арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач эти дети допускали 3 и более ошибок. Они не знают и/или не понимают смысла многих математических терминов и знаковых обозначений.Вторая группа со средним уровнем сформированности счетной деятельности (45% - 9 детей). Дети (Илья, Юля, Дима, Кира, Стас, Наташа, Саша, Лев и Катя) при выполнении диагностических заданий старались самостоятельно называть номер чисел и осуществлять порядковый счет от 0 до 10, но допускали при этом 1-2 ошибки, которые исправляли при помощи взрослого. Они не всегда понимают, что образование числа – это результат счета, только при помощи взрослого правильно определяли состав однозначных чисел. В арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач допускали 1-2 ошибки. Эти дети не всегда понимают и правильно используют математические понятия и термины, знаковые обозначения.Третья группа с высоким уровнем сформированности счетной деятельности (10% - 2 детей). Дети (Настя и Полина). Эти дети правильно называют номер чисел, отлично владеют порядковым счетом от 0 до 10, понимают образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливают отношения эквивалентности и порядка и определяют состав однозначных чисел. Они без ошибок производят арифметические действия сложения и вычитания, понимают принцип построения десятичной системы счисления, самостоятельно и без ошибок решают текстовые арифметические задачи. Понимают и правильно используют математические понятия и термины, знаковые обозначения.Таким образом проведена диагностика «Методика сформированности количественных представлений детей старшего дошкольного возраста» (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина)», результаты диагностики показали , что уровень сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий. Это означает, что большинство детей испытывают затруднения в определении номера чисел, порядковом счете и образовании чисел как результата счета. У детей недостаточно хорошо сформировано умение сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия. Дети испытывают затруднения при определении состава однозначных чисел, недостаточно хорошо понимают смысл арифметических действий, затрудняются решать арифметические задачи.2.2. Разработка перспективного плана и дидактических игрПо результатам диагностики разработан перспективный план. План был разработан для детей старшей группы на год по программе «от рождения до школы», он включает в себя 37 занятий, которые направлены на счет.Цель: формирование у детей количественных представлений и понятий, отработка прямого и обратного счета, умений сравнивать множества и числа.Для результата перспективного плана созданы дидактические игры, которые поспособствуют формированию счета у детей старшего дошкольного возраста.Основным средством обучения счёту, как отмечает М.Ю. Стожарова, является комплект наглядного математического дидактического материала. В него входит следующее: - объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели [32].Поэтому было разработано 5 дидактичсеких игр , которые направлены на счет.1 дидактическая игра «Найти столько же»Дидактическая задача: Закрепить умение считать по образцу.Игровая задача: помочь Незнайке разложить все атрибуты на каждую полочку в соответствии с количеством предметов.Игровые действия: перед детьми лежать двухполюсные карточки на которых изображено от 5 до 10 кружочков и нужно найти столько же предметов, сколько кружочков.Оборудование: Карты с двумя полосками (по одной на ребенка). На верхней пять клеток, в каждой от пяти до десяти кружков. На нижней полоске пустых клеток. Наборы карточек (по пять штук на каждого ребенка), равных величине клеток. На карточках изображено от пяти до десяти предметов, но расположение их иное по сравнению с кружками на верхней полоске карты.2 дидактическая игра «Числа заблудились»Цель- Закреплять умение составлять числовой ряд.Задача:- Закреплять знания детей графического изображения чисел от 0 до 10.- Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10.- Учить называть числа в прямом и обратном порядке.Оборудование для игры:Карточки-схемы с изображением гусеницы цифрами; кружки с цифрами.3 дидактическая игра «Назови соседей числа»Цель: Закреплять умение называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.Задачи:- учить находить, называть рядом стоящие числа- развивать мышление, память- воспитывать усидчивость, умение выполнять задание до конца.Оборудование: Числовой вагончик, набор карточек с числами.Содержание игры: Воспитатель ставит карточки предлагает детям назвать соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет какое число предыдущее, а какое последующее к названому числу.4 дидактическая игра Хватит ли?»Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.5 дидактическая игра «Посчитай птичек»Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.Комплект дидактического материала будет использоватся на занятиях по математике при объяснении в процессе обучения счету, при закреплении навыков счета, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, то есть на всех этапах обучения.ЗаключениеАнализ литературы по теме исследования показал, что для детей старшего дошкольного возраста счет заключается в формировании представлений о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10), позволяющая осуществлять элементарные арифметические вычисления.Основными задачами счета у старших дошкольников являются развитие представлений детей о числе и закономерностях, существующих между числами в числовом ряду. При формировании счетной деятельности у старших дошкольников детей обучают порядковому счету от 0 до 10 (прямому и обратному), приемам сложения и вычитания и решению простейших текстовых арифметических задач.В примерных основных образовательных программах дошкольного образования и методической литературе охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо создать для формирования счета деятельности дошкольников. Они включают планирование, коллективные, групповые и индивидуальные формы организации детской деятельности, словесные, наглядные, игровые и практические методы обучения счету, обогащение развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями.В нашем исследовании изучение уровней сформированности счета деятельности у детей старшего дошкольного возраста использовалось 5 диагностических заданий.На начальном этапе работы было установлено, что уровень сформированности счета де у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий. Большинство детей испытывали затруднения в определении номера чисел, порядковом счете и образовании чисел как результата счета. У детей недостаточно хорошо сформированы умения сравнивать отвлеченные числа в пределах 10, сравнивать предметные множества с помощью метода установления взаимно однозначного соответствия, определять состав однозначных чисел и решать арифметические задачи.Для формирования счета у старших дошкольников нами были реализованы следующие педагогические условия.1.Планирование. Работа с детьми велась по специально разработанному перспективному плану. 2.изготовление дидактических развивающих игр математического содержания на формирование у детей знаний о цифре, представлений о количестве и счёте, количественных отношений, счетных операций и умений решать простейшие арифметические задачи.3. Обогащение и усовершенствование развивающей предметно- пространственной среды группы за счет оформления «Уголка занимательной математики», современных и красочных наглядных, дидактических ираздаточных материалов и оборудования.По результатам проведенных занятий с целью обучения счету детей старшего дошкольного возраста , можно сделать вывод об из эффективности.Во время проведенных занятий старшие дошкольники проявляли интерес к предложенным дидактическим играм, пытались сделать задание правильно. Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования. Работа имеет как теоретическое, таки практическое значение. Наработанный теоретический материал могут использовать воспитатели, студенты и преподаватели колледжа для рассматривания этих вопросов в учебном процессе. Перспективный план и дидактический материал будут использоваться воспитателями ДОУ при организации дополнительной занятости обучающихся, а также в непосредственно образовательной деятельности. Кроме этого план занятий могут использовать и педагоги в учреждениях дополнительного образования, студенты средних специальных учебных заведений для решения проблемы: как использование дидактической игры влияет на обучение детей старшего дошкольного возраста счету.Список литературыБелошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2020. – 400 с. Берман Г.Н. Приемы счета / Г.Н. Берман. – М.: Владос, 2016. – 88 с.Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников: конспект лекций / Т.С. Будько. ‒ Брест: БрГУ, 2017. ‒ 46 с. Давидчук А.М. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений / А.М. Давидчук // Дошкольное воспитание. –2017. – №1. – 72 с.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. ‒ М.: Академия, 2014. – 368 с.Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений у детей / З.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С. 26-30.Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя / М.Ю. Стожарова. – Ростов/Д: Феникс, 2018. – 160 с.Столяр А.А. Педагогика математики: учебное пособие / А.А. Столяр. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 414 с.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. – 392 с.Чуднова Р.С. Как знакомить детей с цифрами / Р.С. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 27-31. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М. : Просвещение, 1997. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Просвящение, 1989. 176 с. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с. оронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 1998. № 8. 45 с. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. – 392 с.Чуднова Р.С. Как знакомить детей с цифрами / Р.С. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 27-31.Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя / М.Ю. Стожарова. – Ростов/Д: Феникс, 2018. – 160 с. Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений у детей / З.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С. 26-30.Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста / В.В. Зайцев. – М.: Владос, 2019. – 143 с.Воронина Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования / Л.В. Воронина. – Екатеринбург: УГПУ. 2011. – 47 с.Приложение 1Название диагностики: Методика сформированности количественных представлений детей старшего дошкольного возраста» (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина)Цель: определение уровня сформированности счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Высокий уровень: ребенок знает номер чисел и сам правильно их называет, владеет порядковым счетом от 0 до 10, понимает образование чисел как результат счета, самостоятельно устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он без ошибок производит арифметические действия сложения и вычитания, понимает принцип построения десятичной системы счисления, самостоятельно и без ошибок решает текстовые арифметические задачи, соответствующие уровню развития у него количественных представления. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.Средний уровень: ребенок старается самостоятельно назвать номер чисел, но допускает 1-2 ошибки при этом и в порядковом счете от 0 до 10, не всегда понимает образование чисел как результат счета, при помощи взрослого устанавливает отношения эквивалентности и порядка и определяет состав однозначных чисел. Он допускает 1-2 ошибки в арифметических действиях сложения и вычитания и при решении текстовых арифметических задач, соответствующих уровню развития количественных представления. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.Низкий уровень: ребенок не может самостоятельно правильно назвать номер чисел, допускает 3 и более ошибок в порядковом счете, не понимает образование чисел как результат счета, даже при помощи взрослого не может установить отношения эквивалентности и порядка и правильно определить состав однозначных чисел. Он допускает 3 и более ошибок в арифметических действиях сложения и вычитания, при решении текстовых арифметических задач. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.Задание 1Цель: определение номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результат счета.Методика проведения. Воспитатель просит ребенка:1) назвать самое большое число, которое он знает (при затруднении ребенку предлагается посчитать по порядку, а потом ответить на этот вопрос);2) ответить на вопрос: «Если к самому большому числу, которое ты знаешь, прибавить 1, то больше или меньше станет число»;3) назвать самое маленькое число, которое он знает, назвать соседей этого числа, ответить на вопрос: «есть ли у него сосед слева?»;4) сосчитать количество палочек (10) и найти в цифровом ряду нужную цифру;5) показать третью, пятую, восьмую палочки;6) показать на карточке самую маленькую цифру, самое большое число.Задание 2«Скажи сколько».Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).Методика проведения Ребенок считает количество предметов в любой группе.1- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?2- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.Задание 3Дидактическое упражнение«Скажи, который по счетупредмет».Материал: картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)МетодикаРебенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит машинка, какая по счету кукла?И т. п.Задание 4 «Вкусные конфеты».Материал: лист бумаги с нарисованными цифрами 0,3, 5, 8. 10МетодикаПосчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Посмотри на цифры, написанные на листе бумаги.Нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет.Задание 5Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: разных мелкие игрушкиМетодикаРазложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их. Посчитай все игрушки. Сколько всего игрушек?Который по счету мишка?А мячик? И т. п.ПРИЛОЖЕНИЕ2Исходныепоказателисформированностисчетнойдеятельностиустаршихдошкольников№ пп /ИмяребенкаКритерииипараметрыСуммабалловОбщийуровеньКоличественныепредставленияАрифметическиедействияЗад.1Зад.2Зад.3Зад.4Зад.51.Алеша111115Низкий2.Илья2322110Средний3.Вика211116Низкий4.Юля222118Средний5.Диана111115Низкий6.Настя3323213Высокий7.Костя221117Низкий8.Богдан211116Низкий9.Дима2222210Средний10.Кира222118Средний11.Эля112116Низкий12.Стас211228Средний13.Полина3332213Высокий14.Даша211116Низкий15.Аня111115Низкий16.Наташа2223110Средний17.Дана211116Низкий18.Саша222118Средний19.Лев122229Средний20.Катя211228СреднийПримечание:- высокийуровень–13-15баллов;- среднийуровень–8-12баллов;- низкийуровень–7балловименьше.Приложение 3МесяцКоличество занятий СодержаниеДидактические игрыСентябрь4 занятия в месяц1-закреплять счет и отсчет предметов, место числа 5 в числовом ряду2-Учить считать движения, на ощупь, от заданного числа до 5, счет в прямом и обратном порядке3- Познакомить детей с практическим получением числа 5, выполнять счетные операции в пределах 1.«Исправь ошибку»2.«Найди столько же»3.«Кто знает, пусть дальше считает»4.«Числа заблудились»Октябрь4 занятия в месяцУчить считать в пределах 61. ДИ «Стук-стук»2. ДИ «Чудесный мешочек»3.«Разложи книги в две стопки»4. «Назови соседей»Ноябрь4 занятия в месяцУчить отсчитывать предметы в пределах 7, знать место числа 7 в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа1.ДИ «Назови числа»2. ДИ «отсчитай столько же»3.Считай, не ошибись»4.«Чудесный мешочек»Декабрь3 занятия в месяц1-Учить отсчитывать предметы в пределах 8, знать место числа 8 в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.2-Учить находить место числа в ряду, называть «соседей числа»1.«Снежки»2. «Посчитай верно»3.назови пропущенные цифрыЯнварь4 занятия в месяц1-Показать образование числа 9, учить отсчитывать предметы в пределах 9, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.2-Учить находить место числа в ряду, «соседей» числа, дорисовывать до заданного числа, считать в прямом и обратном порядке1-«Назови соседей числа»2.«Найди предмет»3.«Какое число я задумала»4. «Лабиринт»Февраль4 занятия в месяц1-Учить находить место числа в ряду, отсчитывать предметы в пределах 10, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету.1.»Считай дальше»2. «Рыбак и рыбки»3. «Отсчитай столько же»4. «Найди пару»Март 4 занятия в месяцУчить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10,1. «Посчитай сколько»2. «У кого больше пуговиц»3. «Сделай столько же»4. «Исправь ошибку»Апрель4 занятия в месяцПродолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.1. «Который по счету?»2. «Угадай что изминилось»3. «На котором месте стоял»4. «Найди соседей числа»Май 4 занятия в месяцУчить делить квадрат на две равные части. Совершенствоватьнавыки счета в пределах 10,1. «Найти пропущенное число»2.«Найди столько же»3. «Подбери столько же предметов»4. «Составь число»

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X