Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55499

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Попова Ю.А.

Методическое сопровождение к дополнительной общеразвивающей программе по программированию

скачать документ

Вернуться назад

Методическое сопровождение к дополнительной общеразвивающей программе по программированиюПопова Ю.А.Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МАУ ДО «СЮТ»)Педагог дополнительного образованияВ ходе обучения процесс мыслительной деятельности происходит по следующей цепочке: восприятие, понимание, осмысление, обобщение. То есть обучающиеся, постигая для себя суть, смысл и значение чего-либо, в итоге создает свое индивидуальное обобщенное и абстрактное мнение относительно предметов, явлений, ситуаций.В процессе обучения обучающиеся конструируют собственный смысл и содержание образования, цели и процесс его организации. Творческая деятельность позволяет обучающемуся осознать в первую очередь свою индивидуальность и уникальность, а также предназначение. Осмысливая свою деятельность, обучающиеся акцентируют внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов. Обучающиеся получают универсальные знания, необходимые для разработки алгоритмов, и практические навыки по составлению ритмов, и практические навыки по составлению и отладке программ различных задач. Вовлекая ребёнка в процесс написания программ для ЭВМ, необходимо придерживаться требований, которые предъявляются к учебному программирования. Учебный язык должен обеспечивать простоту, ясность и удобочитаемость конструкций. Излишняя гибкость, «вседозволенность» синтаксиса может затруднить понимание программ. При выборе языка программирования не играют роли такие факторы, как его новизна и эффективность реализации. Фактор распространённости имеет как психологическое значение (влияя на мотивацию обучающихся), так и практическое (востребованность получаемых знаний без необходимости переучивания). Учебный язык программирования должен обеспечивать плавный переход от псевдокода к собственно программированию. Кроме соблюдения требований к учебным языкам программирования в программе продуман ещё один приём – преемственность и возможность кросс-компиляции в другие языки программирования, когда исходный код программы созданный на языке «Паскаль» может быть доработан уже на языке другого уровня.Программа базового уровня, при этом расширяются знания обучающихся об основах информационного мира, развиваются творческие возможности обучающихся посредством информационных технологий.Цель программы: развитие ИКТ-компетентности обучающихся средствами программирования.Задачи:обучающие: – актуализировать систему представлений обучающихся об основах программирования;– научить приемам и навыкам алгоритмизации ипроектированиякороткихпрограммврациональномстилепрограммирования.Развивающие: –развивать познавательный интерес обучающихся на основе поиска, организации и хранения информации; – развивать коммуникативные качества и умения;– развивать умения моделирования, проектирования и управления.Воспитывающие:– воспитывать у обучающихся ответственное отношение к информационным системам, – воспитывать культуру сотворчества, творческой активности, организации индивидуальной и коллективной деятельности.При реализации программы используются педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, метод проектов, методкейсов.На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию. В данной программе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; эвристический, исследовательский. В связи с особенностью программы дополнительно используется алгоритмический метод.Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы обучающиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно.Методические материалы представлены в таблице 1.Таблица 1. Методические материалыРазделы или тема программы Форма занятий Приемы и методы организации и проведения занятия Дидактический материал, техническое оснащение занятий Социокультурный блокТеоретические и практические занятияБеседа, объяснительно-иллюстративный методпрезентации, медиатека виртуальных экскурсий, план беседыАлгоритмы и программыТеоретические и практические занятия. Практические и специальные задания. Презентации, Тест-задания, раздаточный материал, опросникДанные и операции над нимиТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов работы над данными. Упражнения по операциям. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Презентации,практическое задание, архив текстов программПростые типы данныхТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов и работы на нем. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Презентация, раздаточный материал, оценочный лист по анализу продуктов деятельностиСтруктуры управленияТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов сборки. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Презентация,практическое задание, архив текстов программЛогические типы данныхТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов и работы на нем. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Презентация,раздаточный материал,практическое задание, архив текстов программ.ОпросникАвтономные части программыТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов практическое задание, архив текстов программРекурсияТеоретические и практические занятия. ПрезентацияСложные типы данныхТеоретические и практические занятия. Презентация,раздаточный материал,практическое задание, архив текстов программРешение задач повышенной сложностиТеоретические и практические занятия. Практикумпрактические заданияПодготовка к конкурсам и олимпиадамТеоретические и практические занятия. ПрактикумПоложения о конкурсных мероприятиях, «пробники», практические заданияПуть к успехуТеоретические и практические занятия. Контроль в форме олимпиадыПоложение об олимпиаде, тест-задания, наградные документыПланируемыми результатами программы являются предметные, метапредметные, личностные.Предметные результаты:-овладеют выбранной системой разработки алгоритмов и решения задач языка программирования;- умеют проектировать, писать, отлаживать и документировать короткие программы в рациональном стиле программирования.Метапредметные результаты:- поиск и организация хранения информации;-моделирование, проектирование и управление.Личностные результаты:- ответственно относится к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;- воспитана культура сотворчества, творческой активности, организации индивидуальной и коллективной деятельности.В качестве примера приведем оценочные материалы. В таблице 2 представлен оценочный лист по отслеживанию предметных результатов.Таблица 2. Предметные результаты№п/пФамилия имя обучающегосяПредметные результатыИтоговый уровеньзнанияумениясредний баллуровень123451234512…10Оценка знаний (показатель на основеустного опроса):1.Правилатехникибезопасностиприработевкабинете.2.Формыпредставленияинформации.3.Предметная терминология.4.Организация языков программирования.5.Последовательность создания программы.Оценка умений (показатель на основепрактического задания):1. Работать с простейшими программами.2.Оперировать понятиями.3. Владеть терминологией.4. Владеть методами разработки алгоритмов и решения задач.5. Владеть основами программирования.Уровни по баллам: I уровень – 0-3 баллов; II уровень – 4-7 баллов;III уровень – 8-10 баллов.Наблюдение за выполнением практического задания осуществляется в границах:8-10 баллов. Творческий подход в действиях. Стабильно справляется с измененными и новыми ситуациями.4-7 баллов. Понимает материал, применяет знания по образцу и в измененных ситуациях. Результат не стабилен. Ошибается, нужна помощь на определенных этапах 0-3 балла. Понимает сущность основного содержания, узнает материал, но нужна помощь и контроль. При решении практического задания в форме решения задач методика отслеживания следующая:Практическая часть.8-10 баллов – поставленная задача решена полностью.4-7 баллов – поставленная задача решена не полностью.1-3 балла –задача имеет частный ответ.Теоретическая часть.8-10 баллов – обучающийся подробно с обоснованием описывает ход решения задачи и использованные конструктивные решения, знает и правильно применяет термины, правильно называет использованные команды и инструменты, подробно отвечает на дополнительные вопросы. 4-7 баллов– обучающийся без подробностей или должного обоснования описывает ход решения задачи и использованные конструктивные решения, допускает ошибки в терминах, правильно называет использованные команды, удовлетворительно отвечает на дополнительные вопросы. 0-3 балла – обучающийся не может описать ход решения задачи и использованные конструктивные решения, путает термины, неправильно называет использованные команды, не может ответить на дополнительные вопросы.Пример контроля в форме опроса по теме «Автономные части программы», согласно учебному плану и оценочный лист приведены в таблицах 3,4. Варианты составлены по степени сложности, время выполнения: 35 мин.Таблица 3. Опросник по теме: «Автономные части программы»№п/пВопросыОтветыЧто такое алгоритм и его виды?Свойства алгоритма?Что такое программирование и как работает программный код?Что такое зарезервированные слова в программировании?Отличие константы от переменной?Что такое операторы и какие они бывают?Перечислите основные операции алгебры логики и составьте таблицы истинности?Какие условные конструкции существуют и их назначение?Расскажите о разных видах циклических конструкций?Назовите типы ошибок, которые могут возникнуть в программе и способы их отладки?Таблица 4. Оценочный лист к опроснику№ п\пФИ обучающегосяКоличество правильных ответовУровень обученности12…10Обучающемуся предлагается опросник из 10 заданий. Оценивается по параметрам от 0 до 10 баллов. За каждое правильно выполненное задание, обучающийся получает 1 балл.Ответы оцениваются по следующей шкале:0 баллов ставится обучающемуся в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (35 мин) он так и не смог ничего ответить. 1-3 балла – I уровень;4-7 баллов – IIуровень;8-10 баллов – III уровень.Итоговый контроль обучающихся осуществляется с помощью зачетной практической работы в виде олимпиады по программированию. Олимпиада проводится в индивидуальной форме, время выполнения 90 мин. Пример олимпиады представлен в таблице 5.Таблица 5. Пример заданий для олимпиадыЗадание 1. (3 балла)Кубики.Кубик с ребром N см покрасили и разрезали на кубики с ребром 1 см. При этом появились такие, у которых окрашено разное количество граней. Например, если N = 3, то после разрезания будет 8 кубиков, у которых окрашено три грани, 12 с двумя гранями, 6 с одной, а один кубик будет совсем неокрашенный. Составьте программу, которая бы определяла, сколько кубиков с каждым возможным количеством окрашенных граней.Технические условияИмя программыCUBES.*ВводС клавиатуры вводится целое число N (от 1 до 1292)ВыводНа экран или форму выводятся различные варианты окрасок и их количества в формате: количество_окрашеных_граней/количество_кубиков в порядке возрастания первого параметраПримерВводВывод130/1 1/6 2/12 3/8Задание 2.(4 балла)Длина. Дано целое N> 2 и действительные числа a1, b1, ... an, bn. (ai, bi). Рассматривая пары чисел ai и bi, как левые и правые концы отрезков на одной и той же прямой, определить концы отрезка, являющегося пересечением всех этих отрезков. Если такого числа нет, то сообщить об этом. Во входном файле в первой строке задается число N, в следующих N строках - координаты концов отрезков; в файле выводятся координаты концов отрезка, являющегося пересечением всех этих отрезков, или сообщение «Нет пересечения».Файл DLINA.DATФайл DLINA.SOL31 23 45 6Нет пересечения31 103 74 847Задание 3.(5 баллов)Места. В плацкартном вагоне 54 места, которые расположены в девяти купе. Места от 1 до 36 основные и они расположены по четыре в купе (1 - 4 в первом, ..., 33 - 36 в девятом), от 37 до 54 - боковые, разбиты по два, но расположение по купе обратное: места 37, 38 находятся в девятом купе, 39 и 40 в восьмом, ..., 53 и 54 в первом. По номеру места определите номер купе.Технические условияИмя программыVAGON.*ВводС клавиатуры вводится целое число - номер места (от 1 до 54)ВыводНа экран выводится целое число - номер купеПримерВводВывод1398Задание 4.(6 баллов)Спорт. В беге участвуют N спортсменов. Результаты забегов занесены в массив по порядку номеров участников. Определить время (результат) бронзового призера.Программа должна читать данные из текстового файла RUN.DAT следующего формата:1-я строка содержит количество участников забега;Следующие строки содержат время каждого участника забега (по одному в каждой строке) в последовательности номеров участников.Результат работы программы содержится в файле RUN.SOL.Файл RUN.DATФайл RUN.SOL525192217182Максимально 18 балловПри использовании графики в диалоговом окне и культуру организации диалога дополнительно присуждается по 2 балла к общему результатуИтоги олимпиады подводятся по результатам тестирования работ по шкале:18-22 баллов, 1 место13-17 баллов, 2 место08- 12 баллов, 3 местоПо уровням обученностиIII уровень: предметные результаты – 13 - 18 баллов, метапредметный результат: за использовании графики в диалоговом окне ко всем задачам – 2, личностный результат: организован полный диалог с пользователем во всех программах – 2.II уровень: предметные результаты – 7 - 12 баллов (задачи имеют частные ответы, ответы представлены без использования файлов), метапредметный результат: частичное и/или с небольшими ошибками использование графики в диалоговом окне к задачам – 1, личностный результат: частичная организация диалога с пользователем в программах, есть грамматические ошибки – 1.I уровень: предметные результаты – 1 - 6 баллов; метапредметный результат: графика в диалоговом окне не используется– 0; личностный результат: диалог с пользователем не организован или определен неправильно – 0.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X