Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55499

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Белых Вера Геннадьевна

Повышение качества выполнения изделий на уроках трудового обучения через разработку инструкционных пошаговых технологических карт

скачать документ

Вернуться назад

Повышение качества выполнения изделий на уроках трудового обучения через разработку инструкционных пошаговых технологических картБелых Вера ГеннадьевнаКировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Демьяново Подосиновского района»(КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново Подосиновского района)учитель трудового обучения Как учитель трудового обучения общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, считаю, что именно изучение предмета «Профильный труд» способствует всестороннему развитию личности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Основная задача трудового обучения в образовательном учреждении для детей с ОВЗ – дать обучающимся начальное профессиональное образование, то есть вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определённой специальности. Знания, полученные на уроках труда, повышают общий уровень интеллекта, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). А также, обучение по программе профильного труда для детей с умственной отсталостью в нашей школе завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков, обучающихся с ОВЗ. Эффективность методов обучения зависит от системного, поэтапного и комплексного подхода.На начальном этапе существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности.Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования на уроках профильного труда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний, обучающихся в овладении ими практическими технологиями.Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес обучающихся к учебной деятельности.Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала. За время работы в школе, для уроков по «Швейному делу» я разработала собственные инструкционные карты, которые значительно экономят время на уроке, позволяют обучающимся проявлять максимум самостоятельности при выполнении работы, приучают к технологической грамотности: понимать и анализировать текст, выполнять работу по описанию, что облегчает понимание и запоминание алгоритма действия и последовательной работы, а также повышает качество выполняемой работы.         В процессе практической деятельности дети выполняют работу, не путаясь, так как есть алгоритм выполнения трудовых операций.Слайд 3Итак, что же такое инструкционная карта?Инструкционная карта – это серия рисунков, образцов, чертежей с указанием порядка операций. Инструкционные карты имеют две стороны: технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата, и учебно-инструктивную, содержащую указания как делать.По оформлению выделяют следующие виды инструкционных карт:НагляднаяКомбинированнаяТекстовая Графическая Мною применяется несколько видов инструкционных карт (наглядные, комбинированные, текстовые).Слайд 4-11Самая понятная, удобная на мой взгляд – это наглядная инструкционная карта.Наглядная инструкционная карта – это когда каждый чертеж сопровождается образцом, рисунком или фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции наглядно. Примеры наглядных инструкционных карт вы можете увидеть на следующих слайдах на примере следующих тем:«Пошив головного платка» - 5 класс;«Пошив косынки» - 6 класс;«Пошив наволочки» – 5 класс;«Пошив хозяйственной сумки» – 5 класс;«Пошив фартука с нагрудником» – 6 класс;«Косая обтачка» – 6 класс и др.Слайд 12-17Комбинированная инструкционная карта – это когда серия образцов, чертежей, сопровождаемая словесным комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о выполняемом действии. Примеры комбинированной инструкционной карты вы можете увидеть на следующих слайдах на примере следующих тем: «Машинные швы»;«Обработка складок» - 7 класс;«Пошив салфетки» - 5 класс и др.Слайд 18Текстовая инструкционная карта – чаще всего, это план, написанный на доске, обозначающий последовательность операций. Примеры текстовой инструкционной карты вы можете увидеть на данном слайде.Слайд 19Более сложным видом инструкционных карт являются графические – это карта без словесного комментария, содержащая только чертежи, схемы расположенные в порядке следования операций. Данный вид инструкционной карты в своей работе я применяю редко. Пример графической инструкционной карты вы можете увидеть на данном слайде.Разумеется, на моих уроках нет необходимости давать информацию обо всех видах инструкционных карт, поэтому обучающиеся знакомятся только с теми из них, которые им доступны для восприятия, которые они встретят в процессе своей работы. Обучающиеся сами инструкционную карту не строят, не создают, а только учатся их читать и использовать в своей работе.Инструкционные карты дают возможность учителю чётко организовать урок, рационально использовать учебное время, учитывать индивидуальные возможности обучающихся.Основной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по инструкционным картам, понимать их  построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы. Для решения этой задачи учитель подробно объясняет инструкционную карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т.д.), привлекая к обсуждению самих обучающихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет обучающимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (т.е. иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.При работе с инструкционными картами важно приучать девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе, при этом нужно следить, чтобы обучающиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей.По мере накопления у обучающихся необходимых знаний и умений время на объяснение инструкционной карты постоянно сокращается, демонстрируются и объясняются только новые трудовые операции, инструменты или приемы работы. Постепенно объяснения учителем наглядной инструкционной карты полностью заменяются коллективным анализом ее содержания и самостоятельной работой обучающихся.Слайд 20Кроме того, на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы. На этом этапе активно использую взаимоанализ и самоанализ. Данная карта проверки качества изделия состоит из следующих этапов, которые вы можете увидеть на слайде.Слайд 21Опыт моей работы в качестве учителя трудового обучения показывает, что использование инструкционной карты на уроках профильного труда помогают:- устанавливать логическую последовательность изготовления изделия;- подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления;- пользоваться рациональными приёмами труда;- применять необходимые правила техники безопасности;- осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия;- осознавать необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности;- активизировать деятельность, и делать работу более интересной и привлекательной;- повышать скорость выполнения и качество изделий.Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.Слайд 22В заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к наглядности:наглядность должна соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения обучающихся;быть доступной и составляться с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников;наглядные пособия должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями;должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой;Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание обучающихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению обучающихся в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, что и является нашей основной целью!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X