Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55579

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Александра Александровна Анциферова

«Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в процессе образовательной деятельности»

скачать документ

Вернуться назад

«Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в процессе образовательной деятельности» Анциферова Александра Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Морозко» (МАДОУ №3 «Морозко»), Архангельская область, г. Северодвинск.Постоянное общение с ребёнком – важнейшая функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста детей. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.Перед воспитателем стоит нелёгкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает, воспитывает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все ее требования.Немного из истории. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. Педагог – в переводе с греческого «сопровождающий ребенка», отвечающий за то, чтобы ребенок посещал школу (часто неспособный к физическому труду). В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель. В последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя - в начале прошлого века.Вот еще один пример немалой роли няни. Арина Родионовна – простая крепостная крестьянка. Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. На ее суд он выносил плоды своих поэтических размышлений; она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки.Профессия современности. В. А. Сухомлинский говорил, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Так в условиях модернизации российского образования возрастает роль взаимодействия всех структурных единиц образовательного учреждения. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо их тесное взаимодействие. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В процессе этой связи взрослые передают ребёнку способы использования предметов, организуют соответствующим образом его действия, осуществляют контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС – это изменение отношения к своей должности и к детям. Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей. И забывают про няню- сегодня «младшего воспитателя». Младший воспитатель также непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя, т.е. наличие педагогического образования приветствуется. Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики, участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге - воспитателю в реализации воспитательного процесса в ДОО в соответствии ФГОС ДО.Деятельность младшего воспитателя регламентируется:Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638);Должностная инструкция младшего воспитателя ДОО, утвержденная руководителем ОУ;Конституция РФ;Федеральный закон «Об образовании в РФ» и актами РФ И Архангельской области;Требования действующих СанПин;ФГОС ДО;Уставом локальными актами МАДОУ;Коллективные договоры, приказы и распоряжения заведующего МАДОУ.Квалификационные характеристики должностей работников образования. Должности учебно-вспомогательного персонала. Младший воспитательУчаствует: в планировании и организации жизнедеятельности детей, в проведении занятий, организуемых воспитателем;в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.Обеспечивает:совместно с мед.работниками и под руководством воспитателя сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня возрастной группы;состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания в соответствии с СанПиНом;охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.Младший воспитатель:Под руководством воспитателя осуществляет повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально- психологической адаптации детей. Организует:работу по привитию воспитанникам навыков самообслуживания с учетом возраста;общественно-полезный труд (старшие и подготовительные группы; младшие- поручения);прием пищи воспитанниками, проводит работу по освоению детьми правил поведения за столом, КГН;Взаимодействует с родителями воспитанников (законными представителями). Совместно с воспитателем:проводит гигиенические и закаливающие процедуры;подготавливает участок для прогулки (при необходимости);присматривает за детьми во время «тихого часа» (во время отсутствия воспитателя)Младший воспитатель должен знать:законы РФ, Архангельской области и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию ООН «О правах ребенка»; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями); инструкции и правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка МАДОУ; правила по охране труда и пожарной безопасности.Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: -начальник – подчинённый, -каждый сам по себе, -конфликтующие стороны, -единомышленники или «Мы-команда». Психологические исследования показывают, что наиболее комфортно воспитанники ощущают себя, если между воспитателем и помощником воспитателя установились партнерские отношения и они придерживаются модели «Мы – команда» или являются единомышленниками.Партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.«Идеальной» модели взаимодействия воспитателя и пом.воспитателя присуще: единый взгляд на воспитание и развитие ребенка, единые требования предъявляемые к ребенку, взаимозаменяемость взрослых по некоторым вопросам, четкое выполнение своих должностных инструкций, уважение и доверие друг к другу, чувство надежности. В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.Важнейшие условия для организации быта детей:точное соблюдение режима дня;рациональное взаимодействие и распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.Совместная деятельность воспитателя и его помощника сводится к следующим направлениям:- Организация утреннего приема детей в ДОУ.- Организация прогулки детей.- Подготовка приема пищи, подготовка ко сну.- Организация игровой деятельности.- Организация образования.- Организация трудовой деятельности.- Организация самостоятельной деятельности дошкольников. В каждом направлении деятельности, воспитатель и его помощник выполняют разные функции. Рассмотрим их. Общие правила приёму: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения.Режимные моментыДеятельность воспитателяДеятельность младшего воспитателяПодготовка к приему детейГотовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановкуПриём детейСоздаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком. Принимает и осматривает, детей, беседует с родителями.Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время, когда воспитатель принимает других детей.Утренняя гимнастикаПроводит утреннюю гимнастику.Готовит столы к завтраку (вместе с дежурными, которым объясняет и помогает в процессе деятельности), оказывает помощь в умывании.ЗавтракОрганизует подготовку к завтраку. Проводит завтрак, готовится к занятиям.Получает завтрак, раздаёт пищу. Убирает посуду вместе с дежурными. Моет посуду, полы в раздевалке.ЗанятияОрганизует и проводит занятия.Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует в занятиях. Провожает детей на занятия со специалистами. . По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, уборка их после занятий.Подготовка к прогулке и прогулкаОказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми Помогает одеваться на прогулку детям. Сопровождает детей с воспитателем до выхода из детского сада. Проветривает и убирает помещение. Готовится к обеду.Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов (по возможности).Подготовка к обеду и обедОсуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения . Проводит обед.Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки. Получает обед, раздает пищу, участвует в его организации и проведении.СонПомогает детям подготовиться ко сну, постепенно укладывает детей спать, создает условия для спокойного сна. Наблюдает за сном детей.Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи.Убирает посуду вместе с дежурными. Моет посуду. Убирает помещение.ПодъёмПроводит постепенный подъем детей и закаливание.Одевает младших детей, заправляет постели. Обучает процессу заправки кроватей детей старшего дошкольного возраста. Занятия или совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детейНаблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детейОрганизует и проводит занятия или организует деятельность детей, согласно плана:- игровая деятельность;- индивидуальная работа;- коллективный труд;Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к занятию или играет с детьми.Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)УжинРуководит подготовкой детей к ужину, проводит его.Руководит действиями дежурных по сервировке стола. Получает ужин, раздает пищу. Убирает и моет посуду.ПрогулкаВыходит на прогулку с детьми. Организует деятельность всех детей. Беседует с родителями. Организует уход детей домой.Помогает детям одеваться на прогулку. Убирает помещение.Взаимодействие младшего воспитателя с детьми на практике в разных возрастных группах:В группе младшего дошкольного возраста: совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания короткими и чёткими указаниями. В средней группе:Детям уже привит навык самообслуживания. Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застёгивание).Дети старших и подготовительных группвыполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: мытьё стульчиков, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.Функции игрыИгра – ведущий вид деятельностиИгра вводит ребёнка в культурное пространство мираИгра знакомит ребёнка с миром взрослыхИгра – школа социализацииИгра имеет диагностическое значениеИгра – способ коррекции поведенияИгра имеет психотерапевтическую функциюИгра – способ общенияВиды игр, которые можно использовать с детьми в свободной деятельности и, когда воспитатель проводит занятие по подгруппамДидактические: на развитие внимания, логического мышления, памяти, зрения, слуха и т.д.Сюжетно–ролевые (пример участия младшего воспитателя в с-р игре «Магазин», «Больница», «Автобус» и др.) В сюжетно-ролевой игре ребенок воспроизводит действия взрослых, которые он видит при восприятии окружающей действительности. Младший воспитатель – пример для подражания.)Театрализованные: игры – инсценировки, игры имитационного характера с использованием пения и танцевально-ритмичных движений, игры-драматизации.Режиссёрские.Народные, хороводные игры. Игры- эксперименты.Подвижные.Спортивные.Игры- забавы.Каким должен быть младший воспитатель?Младший воспитатель – это не только хранитель чистоты и уюта, но и большой затейник и друг для каждого ребёнка.Младший воспитатель является одним из основных помощников воспитателя. Это человек, который находится в постоянном общении с детьми.Младший воспитатель должен знать: основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребёнка, теории и методики воспитательной работы.Таким образом, мы видим для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя.Реализация ФГОС к структуре общего образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.Заключение Убирает младший воспитатель грязь –Это раз!Вытирает со стола –Это два!На занятия придет –Детям все подскажет.Маслом свежим бутербродОт души намажет.Принесет она обед,Вымоет посуду.Мы откроем вам секрет:Нам без нее трудно!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X