Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55539

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Мичурина Виктория Викторовна

Проблема сценического волнения: методы психологической саморегуляции.

скачать документ

Вернуться назад

Проблема сценического волнения:методы психологической саморегуляцииНа современном этапе развития музыкального образования различные аспекты подготовки к концертному выступлению становятся всё более значимы. С ними неизбежно сталкиваются все исполнители, начиная с раннего детства. Публичное исполнение подготовленной программы – закономерный итог всей проделанной работы в классе. Качественная подготовка является залогом успешной концертной деятельности. Для последних десятилетий в музыкальном исполнительстве и педагогике характерно повышенное внимание к поиску путей, способных обеспечить максимальную готовность к выступлению. Внимание к ним возрастает в свете роста междисциплинарных связей и развития знания на стыке наук. В настоящее время в научных и методических работах всё чаще рассматриваются вопросы, связанные с процессом формирования готовности исполнителя к публичному выступлению, с поиском средств преодоления сценического волнения, а также методов ослабления его негативных последствий. Имеющиеся методики дают свои позитивные результаты, однако аспекты, связанные с повышением уровня подготовки к концертному выступлению, требуют особого внимания.Вопрос предконцертной подготовки музыканта является одним из наиболее важных в опыте исполнительской работы, а также в теоретической области изучения данной темы. Современные научные труды, которые представляют саму музыкально-исполнительскую деятельность как явление не только духовного, но и психофизиологического порядка, акцентируют внимание на большом значении психологического фактора, непосредственным образом влияющего на становление исполнительского мастерства. Состояние тревожности, ощущение беспокойства, в большей или меньшей степени сопровождающие музыканта перед выходом на сцену, протекают с теми же последствиями для организма музыканта, которые характеризуют любую стрессовую ситуацию. По результатам психологических исследований, такие состояния сопряжены с отсутствием регуляции возбудительных процессов в коре головного мозга. Из этого следует, что состояние человека характеризуется отсутствием психологического равновесия, оказывается не подчинено контролю и, быстро «набирая обороты», автоматически доводится едва ли не до крайней степени. Поведенческие особенности музыканта в подобных ситуациях отличаются неорганизованностью, раскоординированностью движений, суетливостью, утрачивается концентрация внимания, степень устойчивости к влияниям внешних факторов значительно снижается, теряется способность к адаптивности. Этот стресс среди музыкантов получил название «боязнь сцены». Артист в ситуации сценического выступления осознает ответственность предстоящего мероприятия, уровень трудности поставленных задач, а также понимает, что в данном случае он не застрахован от «провала» – от заметных ему одному мелких недочетов до глобальных и весьма досадных неудач. Перед исполнителем возникает сложная с психологической точки зрения задача, в результате которой ему необходимо преодолеть свои, часто неконтролируемые страхи, и при этом увериться в своих силах, утвердиться с позиции своего артистического предназначения.В своей книге Г.Нейгауз привел очень точное определение, данное Н.Римским-Корсаковым: «Оно(эстрадное волнение) обратно пропорционально степени подготовки» [5, с.204]. Действительно, недостаточно выученная программа ведет за собой муки и терзания. Осознание же того, что в процессе подготовки все сделано по максимуму, значительно повышает уверенность исполнителя. В.Третьяков однажды сказал: «Я лично ощущаю на сцене уверенность тогда, когда могу с твердостью сказать: все, что требовалось предварительно сделать – в процессе домашних занятий, – я сделал. И не на 100 процентов, а на все 150…» [3, с.287]. Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой профессионализма музыканта-исполнителя и одним из главных условий успешной концертной деятельности.В связи с процессом предконцертной работы интересен педагогический опыт В.Григорьева – одного из ведущих российских ученых в области истории и теории исполнительского искусства, музыкальной педагогики. Он полагал, что для обеспечения психологического спокойствия исполнителя немаловажным является репетиция не только музыкальной части выступления, но также и обязательных этапов сценический действий артиста – выхода на сцену, поклона, поведения во время пауз (вплоть до улыбки при поклонах). Григорьев полагал, что публичная организация поведения музыканта напрямую зависит от того, насколько он умеет осуществлять контроль за собой в привычной «домашней» обстановке. Ю.Литвиненко в своей статье «Проблема сценического волнения в музыкальном искусстве» подтверждает эту мысль. По ее мнению, «формирование готовности исполнителя к публичному выступлению должно происходить в условиях моделирования проблемных ситуаций (предварительные обыгрывания и репетиции), которые максимально приближают исполнителя к реальной концертной обстановке, формируют установку на сиюминутность исполнения. Таким образом, все, что происходит на сцене, должно быть освоено заранее» [3, с.101].Специфика профессиональной деятельности музыканта-исполнителя требует умения самостоятельной мобилизации психических и физических сил, создания правильного и адекватного настроя. Перед выходом на сцену многие музыканты отмечают ухудшение состояния: усилившуюся тревожность, нарушение сна, физическое ухудшение самочувствия – вплоть до упадка сил и нехватки дыхания (объем легких не используется в обычном полноценном режиме, уменьшается количество вдыхаемого воздуха), снижением или полным отсутствием аппетита. Такое состояние человеческого организма обуславливается резким скачком гормона кортизола – так называемого «гормона стресса», выработка которого происходит под воздействием сильного психического напряжения, тревоги.Методы психорегуляции давно зарекомендовали себя в педагогике (К.Станиславский, Л.Новицкая, А.Гройсман). Некоторые из существующих технологий, проверенные на практике, вполне могут быть адаптированы в музыкальном исполнительстве. «Музыканты, игнорирующие приемы внутренней саморегуляции, в чем-то обедняют себя», – справедливо считает С.Доренский [1, с.20].Некоторые методы саморегуляции связаны с изменением направления сознания. Например, переключение внимания непосредственно на творческий процесс предполагает осмысление трудностей через их анализ, мысленное воплощение предстоящих действий, концентрация на художественных задачах, а не на значимости результата. Следующий способ – снижение значимости предстоящего выступления. Он осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации. Одним из приемов саморегуляции является актуализация эмоциональной нити. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, отображая наиболее значимые из них. Как правило, рекомендуется мысленное отображение в памяти положительных эмоций, полученных во время успешных выступлений. Опытные мастера советуют вести счет своим удачам, а не ошибкам.Положительное воздействие на состояние исполнителя оказывает перевоплощение в желаемый образ, так называемый имаготренинг. Он предполагает представление себя в роли успешного исполнителя, а также мысленное воображение предстоящего выступления, концертной обстановки. Наиболее доступным способом регуляции сценического волнения является использование дыхательных упражнений, которые способствуют уменьшению предконцертного возбуждения. Современная психофизиология доказала, что процесс дыхания напрямую связан с общим состоянием человека. Глубокое, ровное брюшное дыхание способствует эмоциональному равновесию, расслаблению, обретению внутренней свободы.Одним из основных способов психологической саморегуляции в виду своей доступности и отсутствия необходимости дополнительных условий является аутотренинг – метод, предложенный немецким психотерапевтом И.Шульцем в 1932 году. По мнению многих ученых, данная методика помогает музыкантам, испытывающим проблемы с достижением сосредоточенности на творческих задачах. Суть метода заключается в мысленном самостоятельном контроле, основанном на самовнушении человека, а также на самокоррекции своих психических состояний. Это способ расслабления, освобождения от оков внешнего давления и внутренней зажатости. Помимо релаксирующей функции, данная методика может быть направлена еще и на особую настройку человека, с помощью которой каждый способен сформировать в себе определенное мироощущение, внушить самому себе определенные мысли, приобрести уверенность, преисполниться сил или убедиться в чем-либо.Такого рода тренинг является полезным не только для формирования идеальных поведенческих моделей исполнителя на сцене, но и для жизни человека вообще. Использование этой техники помогает справиться с нервным напряжением и стрессами, расслабить мышечные зажимы, отдохнуть от интенсивного ритма повседневных реалий современности.Концертное выступление, а также исполнительская деятельность вообще требует весьма серьёзных умственных усилий и мобилизации всех сил. В связи с этим успех данного процесса во многом зависит от позитивного психологического настроя, достижение которого возможно посредством применения аутотренинга. Он является необходимой составляющей подготовки практикующего музыканта.Самый простой, «облегченный» уровень реализация методики – закрыть глаза (расслабление мышц), глубоко вдохнуть-выдохнуть (нормализация дыхания), представить себя в комфортных условиях (сбрасывание психологического напряжения) и проговорить нечто ободряющее, внушить себе что-то путем вербализации, поскольку слово очень сильно способно воздействовать на психику. После совершения этой нехитрой последовательности действий ощущается прилив сил и энергии. Если даже столь поверхностное освоение методики способно принести ощутимые плоды, то можно представить, насколько велики могут быть результаты ее более углубленного применения! Успешное освоение данной техники может с легкостью использоваться и музыкантом в предконцертной ситуации – достаточно найти наиболее тихое место, чтобы отгородиться от внешней суеты.Итак, процесс аутотренинга осуществляется в три этапа: подготовка, основная стадия и заключительный этап. В техническом отношении каждая из стадий подразумевает совершение определенного комплекса действий, которые сводятся в общем виде к следующему:• восстановление спокойного темпа и ритма дыхания;• преднамеренное (произвольное) мышечное расслабление;• процесс самовнушения (в формах словесного или образного моделирования желаемой ситуации, мотивации и т.д.);• выход из данного состояния, то есть возвращение к обычной жизнедеятельности.Подготовка сводится к максимальному физическому и психическому расслаблению. На первых порах занятия аутотренингом следует проводить лежа или полулежа, а также в позе «кучера». Последняя поза представляет собой самую универсальную из всех в виду своей доступности. Её суть заключается в следующем: нужно сесть на край стула, широко разведя ноги, слегка наклонить голову, закрыть глаза, расслабить шейные мышцы, опустить плечи и согнуть спину, свесив кисти со стороны внутренней части бедра. В таком положении необходимо постараться максимально расслабить тело и достичь психологического комфорта.Основная стадия аутотренинга начинается с осознания того, чего нужно добиться в результате занятия. Это стадия модификации. Здесь же важно составить ту самую формулу аутотренинга, воздействующую на сознание и несущую яркий и содержательный посыл. Её следует сформулировать в настоящем времени и от первого лица. Она должна быть подробной, но выглядеть кратко и лаконично и содержать, при этом, существенные указания.Третья стадия предполагает постепенный выход из аутогенной тренировки через активизацию и достижение рабочего тонуса рук, всего тела. Чтобы по окончании занятия почувствовать себя максимально отдохнувшим и полным сил, необходимо выполнять выход постепенно, не забывая следить за дыханием. Выполнив программу самовнушения, следует сосредоточиться на ощущениях спокойствия и полного восстановления сил.Эффективное и систематическое использование аутотренинга способно свести к минимуму сценическое волнение музыканта-исполнителя, что окажет существенную пользу для всей его концертной практики в целом. Подробное освещение данного метода психологической саморегуляции было сделано не случайно. Он представляет собой один из самых общедоступных и посильных любому человеку способов психоэмоционального самоконтроля и работы над собой, потому достаточно широко используется артистами.Таким образом, тема сценического волнения является одной из самых актуальных в исследованиях музыкальных психологов, педагогов и исполнителей. На сегодняшний день существует немало рекомендаций, призванных решить данную проблему. Однако выделить какой-либо единственный универсальный метод, способствующий устранению чрезмерного волнения музыканта перед выходом на сцену, все еще не представляется возможным. Думается, что такая работа должна проводиться комплексно. При этом следует учитывать индивидуальные особенности исполнителя, которые в каждом конкретном случае определяют наиболее действенные способы нормализации психологического состояния в предконцертный период.Список литературы:Беседы о педагогике и исполнительстве: К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории. – Вып.1. – М., 1992.Готсдинер Л. Музыкальная психология. М., 1993.Литвиненко Ю. Проблема сценического волнения в музыкальном исполнительстве // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика: сб. ст. к 100-летию СГК им. Л. В. Собинова – Часть 1 – Фортепианное исполнительство и педагогика: наследие и современные тенденции. Саратов, 2012. – С. 100-104. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика – ХХI, 2004.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1999.Петрушин В. Музыкальная психология. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика ХХI, 2002.Станиславский К. Собрание сочинений:Искусство:Работа актёра над собой. 1989.Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб.: Алетейя. 2001.Шульц И. Аутогенная тренировка. – М.: Московская медицина, 1985.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X