Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Трескова Елена Юрьевна

Развитие внимания у старших дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Советы учителя - дефектолога Развитие внимания у дошкольника.Трескова Елена Юрьевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «детский сад комбинированного вида №140» (МАДОУ «детский сад комбинированного вида №140»)Учитель-дефектологТипичная родительская жалоба на трудности в обучении ребенка — это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти — семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.          В силу своих возрастных особенностей дошкольник, а если это ребенок с ОВЗ, то в силу еще и своих особенностей развития он не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то  одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально привлекательные объекты. Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей, развивающих внимание своих детей:— Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!           Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих детей, заключается в следующем:— Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, необходимо требовать от дошкольника проговаривания инструкций вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция, которая организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности от начала до конца. Таким образом, становится понятной третья подсказка: — Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной. В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать его могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами». Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям ребенка. Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай!», вряд ли ребенок с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».        Еще до начала обучения в школе у нормально развивающего ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного.  У ребенка с ОВЗ произвольность внимания формируется только с помощью специально организованных игр и упражнений. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.        Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира и является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Для родителей важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин: — типа нервной деятельности ребенка; — общего состояния организма; — эмоционального состояния малыша; — наличия интереса к деятельности; — условий, в которых занимается ребенок.       Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей:— Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии ребенка и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.Игры на развитие внимания:СКОЛЬКО ИМЕН?Читаем ребенку стихотворение два раза. Потом просим его назвать имена, которые он запомнил.Во дворе играет Света.Коля кушает конфеты.Мила слово пишет мелом.Юра мяч кидает смело.На качели села Таня.Карусели занял Ваня.Люда ловко едет с горки.Грузовик везет Егорка.2. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Ребенку предлагают рассмотреть карточку и найти отличия. 3. СЛУШАЕМ ЗВУКИ Ребенку дают три минуты посидеть в тишине, а затем просят назвать звуки, которые он слышал.4. ЧТО ПОЯВИЛОСЬ? Поставьте на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, часы, чашку и т.п. Предложите ребенку посмотреть на предметы в течение 1 -2 минут. Затем попросите его отвернуться и добавьте к ряду предметов еще несколько. Теперь пусть ребенок повернется и назовет те предметы, которые появились.5. ПО ПОРЯДКУ Перед ребенком в ряд разложены шесть – восемь карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение двух минут. После чего карточки перемешивают. Затем просят ребенка разложить их в том же порядке.6. ЧТО ПРОПАЛО? Разложите на столе десять различных предметов. Например: игрушек из киндер – сюрприза и т.п. Предложите ребенку посмотреть на них в течение 1 – 2 минут. Затем попросите отвернуться. Спрячьте несколько игрушек. Попросите ребенка повернуться и назвать те игрушки, которые пропали. 7. ВЕЩИ ВОКРУГ НАС Ребенок должен внимательно осмотреться вокруг в течение трех минут. Попросите его закрыть глаза и ответить на вопросы: «Что лежит на столе?», «Что висит на стене?» и т.п.8. ПОСМОТРИ В ОКНО Попросите ребенка в течение двух минут посмотреть в окно. Потом попросите его изобразить то, что он видел.Играйте с удовольствием!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X