Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Владимировна Заварина

Итоговое занятие, как форма демонстрации достижений обучающихся

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Итоговое занятие, как форма демонстрации достижений обучающихся»Заварина Ольга Владимировна, методист, Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа (МАОУ ДО ЦДО «Спектр», город ТуринскВ педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, так как они лежат в основе определения эффективности педагогической деятельности. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся чётко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остаётся одним из наименее определённых, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. Именно поэтому в сфере дополнительного образования ведётся поиск методов определения результативности педагогической деятельности. Прежде чем говорить о результате образовательной деятельности, определимся в понятиях. Результат (resultatus - отражённый) - состояние системы в определённый момент её развития в соответствии с поставленными целями. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности. Цель деятельности - представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, т.е. модель будущего результата. Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Цели формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки. Образовательный результат - итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. Результативность - степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов. Программа по итоговой аттестации обучающихся в учреждении дополнительного образования приобретает особую актуальность в определении и уточнении критериев оценки результатов обучения. Целью итоговой аттестации обучающихся является повышение результативности образовательного процесса и уровня профессионализма педагогических работников. Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объему, степени значимости) и, соответственно, получение системы результатов. К результатам образовательной деятельности в сфере дополнительного образования относят совокупность учебных, личностных и социальных достижений обучающихся, полученную за определенный период обучения. Рассмотрим основные параметры образовательных (учебных) достижений обучающихся в сфере дополнительного образования: 1. Уровень освоения детьми образовательной программы. Критериями данного параметра выступают широта и глубина знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность практических действий. В сфере ДО в качестве образовательного стандарта выступает образовательная программа, в которой педагог, работающий по ней излагает критерии оценки знаний. 2. Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу. Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в нем, характер мотивов (мотивация) ухода из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету деятельности, коллективу могут быть:  Текущая и перспективная сохранность контингента;  Наполняемость коллектива;  Положительные мотивы посещения занятий;  Осознание детьми социальной значимости и нужности предмета и коллектива для себя;  Оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее;  Широкое применение учащимися знаний на практике;  Наличие преемников и детей, выбравших дело или профессию, связанную с предметом. Рассмотрим основные параметры воспитательных (личностных) достижений обучающихся в сфере дополнительного образования: 1. Направленность динамики личностных изменений: направленность жизненной позиции ребенка, характер жизненных ценностей, адекватность мировосприятия, мировоззрения и миропонимания возрасту. 2. Нравственное развитие обучающихся: характер отношений между педагогом и членами коллектива, микроклимат в группе, культура поведения учащихся. 3. Приобщенность обучающихся к культурным ценностям: степень сформированности социальной зрелости личности, изменение ценностных ориентаций личности в сторону общечеловеческих, развитое сотрудничество в коллективе. Рассмотрим основные параметры развивающих достижений обучающихся в сфере дополнительного образования: 1. Социализация, адаптация и реабилитация ребенка; 2. Умение анализировать и перерабатывать информацию любого вида; 3. Умение выбирать оптимальную форму для собственного ответа или решения задания; 4. Умение составлять собственные оригинальные задания нового типа. В сфере дополнительного образования необходимо отслеживать достижения обучающихся, как текущие, так и итоговые, по трем группам параметров: учебные, воспитательные, развивающие. Каждый из этих параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики. Итоговая аттестация воспитанников детских объединений, студий Центра строится на принципах:  научности;  учёта индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника;  специфика деятельности творческого объединения, студии и конкретного периода обучения;  свободы выбора педагогам форм проведения и оценки результатов;  обоснованности критериев оценки результатов. Виды занятий, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей: На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование. На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт. Основная цель итогового занятия заключается в выявлении соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Сложность этой процедуры в учреждениях дополнительного образования детей - в её унификации, так как многообразие видов деятельности обусловливает разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ. Кроме того, цель данного вида педагогического контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачами управления им. Программа по итоговой аттестации обучающихся в учреждении дополнительного образования представляет собой комплекс диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижения учащихся, эффективности деятельности педагога, качества образовательных программ. Основополагающим документом в процедуре итоговой аттестации в нашем учреждении является "Положение об итоговой аттестации воспитанников творческих объединений, студий ЦРТДиЮ «Лефортово", в котором отражены формы и методы аттестации, с целью выявления теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных достижений воспитанников. Планирование аттестации начинается в сентябре с составления преподавателем календарно-тематического плана для каждой группы детского объединения, в котором отводится время для итоговых занятий. Итоговые занятия могут проводиться: • по окончании учебного года; • по окончании полугодия. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает: а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе; б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения); в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия; г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию. Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период. Итоговая аттестация предназначена как для выпускников образовательных программ так и для тех кто завершает изучение промежуточного курса программы. Поэтому педагогу дополнительного образования предлагается разработать программу итоговой аттестации объединения в которой определены:  итоговые занятия для каждой группы объединения;  отчётные мероприятия: концерты, выставки, соревнования, где обучающиеся демонстрируют свои лучшие результаты за год;  график проведения итоговых занятий в объединении;  определение выбранной формы аттестации;  обозначение критериев оценки освоения образовательной программы соответствующего года обучения для каждой учебной группы. Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в со-ставлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов. Параметры оценки результативности деятельности детского объединения Параметры оценки результативности образовательной деятельности детского объединения определяются уровнем усвоения обучающимися программного материала, в соответствии с поставленными целями, задачами, направлениями и содержанием деятельности, условиями реализации, а так же прогнозируемыми результатами данной образовательной программы: 1) Уровень обученности детей: выявление ЗУН, заложенных в образовательной программе 2) Уровень воспитанности детей: - коллективная ответственность, - умение взаимодействовать с другими членами коллектива, - система взаимоотношений между детьми и взрослыми, -толерантность, - наличие общественных поручений, отношение ребенка к выполнению поручений, - стремление к самореализации социально приемлемыми способами, соблюдение нравственно – этических норм, -развитость ответственности каждого ребенка за деятельность всего коллектива; - этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов, -культура организации своей деятельности, - уважительное отношение к профессиональной деятельности других, - адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; - знание и выполнение профессионально – этических норм; понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность); 3) Уровень развития детей; 4) Уровень активности детей: - участие в конкурсных мероприятиях – уровень конкурса, его результаты; - участие в деятельности учреждения дополнительного образования – активность, статус мероприятия, уровень участия, массовость; 5) Продолжение профессионального обучения в выбранном профиле; 6) Организованность детского коллектива: наличие органов детского самоуправления, 7) Стиль общения педагога с детьми; 8) Стабильность состава учащихся детского объединения. Итак, оцениваемые параметры - это то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей составляют те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Каждый педагог разрабатывает свои показатели по годам обучения: по окончании 1-го года обучения - что должен знать и уметь при минимальном уровне освоения программы, а также при среднем уровне и при высоком уровне. Аналогично разрабатываются показатели освоения программы по окончании 2-го и последующих годов обучения. Таким образом, показатели, изложенные в систематизированном виде, помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы. Параметры сопоставляются с критерии (критерий - то же, что и мерило, содержит совокупность признаков), на основании которых даётся оценка показателей и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребёнка требованиям, заданным программой. Важной характеристикой овладения программой является владение специальным оборудованием и творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте. Следующая группа показателей - общеучебные умения и навыки ребёнка. Без их приобретения невозможно успешное обучение не только по программам дополнительного образования, но и в общеобразовательной школе. К общеучебным умениям и навыкам относятся: умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, умение вести полемику и участвовать в дискуссии, умение организовать своё рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу. Динамику личностного развития воспитанников студии отслеживается по следующим направлениям:  организационно-волевые качества, которые являются основой процесса саморазвития обучающегося;  поведенческие и ориентационные качества, непосредственно побуждающие ребёнка к активности и отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребёнка в группе. Развитость у ребёнка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации. Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля ребёнка за собственным поведением. Для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием учащегося показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли должно идти одновременно с формированием у ребёнка высокой самооценки. Самоконтроль позволяет выявить степень самоорганизации детей; она показывает, способен ли ребёнок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов. Самооценка - это представление ребёнка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязания. Значение этого феномена состоит в том, что самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. Самооценка - ключ к пониманию темпов развития ребёнка. Таким образом, занимаясь в студии, у воспитанников формируется более адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Ситуация успеха на занятиях позволяет утвердиться в своих достоинствах, что способствует повышению самооценки, которая становится адекватной, а это значит появляется стимул к саморазвитию личности. Педагогу важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки. Это составляет основу индивидуально ориентированной работы в группе. Интерес к занятиям в студии может быть вызван разными способами: под влиянием родителей, природными склонностями и т.д. Регулярные занятия, сопряжённые для ребёнка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются); других детей, наоборот, - к углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием полностью освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Сотрудничество - это способность ребёнка принимать участие в общем деле. Существует несколько уровней сотрудничества - от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X