Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55494

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Елена Григорьевна Гущина

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование логико-математических представлений

скачать документ

Вернуться назад

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙГущина Елена ГригорьевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г.Челябинска (МБДОУ «ДС №12 г.Челябинска»)учитель-логопед Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама, поэтому следует помнить, что работа по развитию речи осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и развивается во всех видах деятельности дошкольников по всем образовательным областям, включая и познавательное развитие, куда входит формирование логико-математических представлений. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.На занятиях для запоминания речевого материала, для совершенствования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи широко используются многие математические категории и одновременно развиваются и закрепляются элементарные математические представления у дошкольников.При автоматизации звуков, в слогах, словах совершенствуются навыки количественного счета, закрепляются знание цифр и умение соотносить число с цифрой. В работе логопеда широко используются фишки, счетные палочки, игры с прищепками, с камушками. В игре «Ходилки» игроки бросают кубик, по точкам подсчитывают количество ходов. Передвигая фишки, называют картинки на автоматизированный звук. В данной игре присутствует соревновательный момент, что вызывает интерес у играющих.Для автоматизации звуков в словах, а также для развития слухоречевой памяти используются геометрические фигуры. Например, детям дается задание закрыть матрешку розовым квадратом, а пирамиду коричневым треугольником. (Инструкция для запоминания 6 слов). Ребенок не просто закрывает, а проговаривает: «Я закрыл матрешку красным квадратом, а пирамиду оранжевым треугольником».Слухоречевая память – это процесс запоминания и воспроизведения речевого (словесного) материала. Исследования показывают, что данный вид памяти развит у детей, как правило, хуже, чем все остальные (зрительная, моторная, эмоциональная). Развитие слухоречевой памяти является одним из важных аспектов в развитии ребенка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации, часто воспринимаемой на слух.Совмещать несколько задач, таких как автоматизация звуков, согласования существительных с прилагательными, закрепление основных цветов возможно с применением магнитного жезла. Например, детям дается задание закрыть каждую первую картинку оранжевым кружком, а каждую вторую - красным кружком. Ребенок закрывает и озвучивает свои действия («Я закрыл рукавицу оранжевым кружочком, а матрешку красным кружочком…»).Далее предлагается задание назвать цвет картинки и собрать магнитным жезлом кружки. («Оранжевая рукавица, красный рак…»)Также автоматизация звуков возможна с использованием разных сортеров. Один из них - набор Монтессори – сортер с пинцетом для счета и ориентировки - это многофункциональный набор, который способствует многогранному развитию ребенка - распознаванию цвета, сортировке, счету, развитию мелкой моторики, автоматизации звуков, развитию грамматического строя и связной речи.На столе у детей красная, оранжевая и голубая тарелка. Предлагается инструкция положить ракету не в голубую и не в оранжевую тарелку и рассказать что сделали. (Я положил ракету в красную тарелку) Положить корабль не в красную и не в голубую тарелку, рассказать что сделали.(Я положил корабль в оранжевую тарелку).Данная игра закрепляет и совершенствует порядковый и количественный счет, а также предложно - падежные конструкции. -«Что за чем?» Корабль за ракетой, ракета за паровозом и т.д -«Что движется к чему» Паровоз к кораблю, корабль к ракете и т. д -«Что между?» Между ракетой и кораблем паровоз и т.д. -«Что над чем?» над кораблем ракета и т.д. -«Что под чем? Под кораблем подводная лодка и т. д-«Откуда вылетает ракета?» Ракета вылетает из-за красной тарелки. -«Откуда вылетает ракета?» Ракета вылетает из-под красной тарелки. При изучении любого звука определяется место звука в слове, то есть где слышится этот звук в начале, в конце или в середине, при этом развивается не только фонематический слух, но и ориентировка в пространстве.Игры с пальчиками так же способствуют быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10, упражняют в прямом и обратном счете, развивают мелкую моторику рук, совершенствуется ручной праксис, а это способствует успешной коррекции речи, подготавливает руку к письму.Математические умения отрабатываются при овладении навыками звукового анализа и обучения грамоте дошкольников. Дети учатся считать количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих, какой звук впереди (позади), количество слогов. Определять каких звуков больше, или меньше, на сколько больше или меньше, учатся сравнивать множества, обязательно сопровождая речью.Выкладывая схему предложения, дети определяют сколько слов в предложении, какое слово первое, какое второе и т.д. Такие упражнения совершенствуют порядковый и количественный счет.При работе над словарем у детей формируются обобщенные понятия. Одновременно идет развитие общих представлений о множестве, умение формировать множество по заданным признакам.Велика роль понятий величины в работе по развитию речи дошкольников (высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий), которые слабо дифференцируются детьми. При отработке данных понятий не только сравниваются предметы, но и выражаются словами: стул-стульчик, нос-носик-носище. В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе. Например, игра «Посчитай1,2-5». Игра «Один-много» формирует у детей представления о количестве предметов, активизирует в речи слова «один, много», развивает умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления двух множеств, учит детей правильно проговаривать падежные окончания слов, развивает грамматический строй речи. При изучении времен года, используются следующие игры: «Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы», «Какой первый месяц, какой последний, какой по середине, какой начинает осень, какой заканчивает, какой между, сентябрем и ноябрем), которые не только расширяют словарный запас, грамматический строй и связную речь, но и способствуют формированию и закреплению умения ориентироваться во времени. При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.Также при помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением обозначать словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это в дальнейшем пригодится ребенку при обучении письму, ориентированию на листе бумаги. Для ориентирования в пространстве используются такие игры, как: «Целое из частей», «Где кто находится?», «Разрезные картинки», «Буквенный конструктор», «Предлоги», «Дорожки», «Лабиринты», «Антонимы».Большое внимание уделяется совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и пониманию смысла пространственных и временных отношений: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.Игра «Найди путь по плану» для детей старшего возраста совершенствует умение ориентироваться в пространстве. Суть игры заключается в том, чтобы найти дорогу к нужному объекту, нужно выполнить задание по плану, рассказать карту своего пути, используя слова вперед, назад, направо, налево, мимо. Назвать слова, которые встречаются на пути, отчетливо проговаривая автоматизированный звук. Таким образом, можно не только автоматизировать звуки, но и отрабатывать ориентировку в пространстве.Из-за отсутствия умения детей ориентироваться в пространстве, страдает понимание и употребление предлогов (выше-ниже, перед – за, справа – слева, между, из-за, из-под), что затрудняет процесс овладения детьми предложно-падежных конструкций.Игра «Морской бой» для детей старшего дошкольного возраста способствует формированию пространственных отношений, развитию словесно-логического мышления, а также закрепляет автоматизированные звуки у дошкольников с нарушением речи.Двое участников по очереди пытаются угадать координаты кораблей на карте противника, называя картинки на определенный звук. При попадании в цель, корабль или его часть «топится».Более быстрому запоминанию пространственных отношений способствуют различные физминутки и физкультурные паузы. В дошкольном возрасте дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные. Ознакомление с любой лексической темой предполагает составление рассказа–описания, или рассказа-сравнения, в процессе которых дети учатся подбирать слова-признаки для заданного предмета (форма, цвет, величина и т.д. )Упражнения по составлению рассказов на основе рисунков или аппликаций из геометрических фигур способствуют не только развитию связной речи, но и формированию математических представлений. Например, рассказ о грузовике. Это грузовик. У него есть кабина и кузов. Кабина состоит из одного красного маленького квадрата и одного синего большого прямоугольника. У грузовика есть два черных маленьких круглых колеса. Грузовиком управляет шофер. Он перевозит грузы: песок, камень, кирпичи, доски.Занятия по развитию речи предполагают использование элементов логического мышления, умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как: «Найди отличия», «Небылицы», «Что сначала, что потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же». При обучение грамоте используются следующие игры: «Найди пропущенную букву», «Прочитай слово по первым звукам слов», «Расшифруй слово» и т.д. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.На всех занятиях, в любой деятельности необходимо поощрять аргументированные полные ответы детей, что способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи.Таким образом, обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.Библиографический списокБелякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] : теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л. И.Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н.Усанова, Э. Л. Фигередо /. Межвуз. сб. науч. тр. – Москва, 1991. Васильева, В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / В.С. Васильева, А.А. Лисина // Современные тенденции развития науки и технологий. ‒ 2016. ‒ № 4-11. Фотекова, Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи [Текст] : Дефектология. / Татьяна Фотекова. – 1994. – №2.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X