Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55473

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Голова Оксана Николаевна

Мастер-класс "Метод проведения детских исследований по А.И. Савенкову"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка» - детский сад «Сказка»Методическое объединение педагогов ДОУМастер - класс для педагогов:Метод проведения детских исследований по А.И. Савенкову.Программа «Я - исследователь»Подготовила и провела:Педагог дополнительного образованияГолова Оксана Николаевнаг. Губкинский, 2022г.Метод проведения детских исследований по А.И. Савенкову.Программа «Я - исследователь»Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой исследовательской деятельности.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «исследование»;Углубить знания педагогов о методике проведения исследований в дошкольных учреждениях, на основе методики, разработанной А.И.Савенковым. Выявить и обыграть основные этапы данной методики с участниками мастер-класса.Продолжительность: 10 мин.Необходимое оборудование: Вода;Сахар -10 столовых ложек;Шприц;Столовые ложки;Пищевые красители разных цветов;5 стаканов.ЧастьСодержаниеОписаниеОрганизационная частьСоздание мотивационной ситуации. Определение актуальностимастер - классаСтремительно меняющиеся требования современности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.С введением ФГОС ДО возникла необходимость в поиске новых путей полноценного развития познавательной активности детей. В ФГОС большое значение придается именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой: ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. А современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства. Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме: ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ А.И. Савенков подчеркивает: «Ребенок не готовится жить, он уже живет, но, говоря о детстве, мы обычно забываем, что детство — это не подготовка к жизни, а полноценный жизненный этап, наполненный собственными, радостями и горестями, достижениями, открытиями, сложностями и поражениями». Предлагаемая им методика «Маленький исследователь» позволяет включить старшего дошкольника в собственный исследовательский поиск во время различной образовательной деятельности. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска необходимой информации.При этом следует разграничить такие понятия как исследование и проект. Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.Практическая частьУважаемые коллеги, предлагаю Вам вместе со мной провести тренировочный этап по данной методике. Сегодня вы будете учеными, а я вашим консультантом. Как вы знаете, ученые проводят научные исследования и опыты. Мы с вами тоже будем проводить исследования и опыты. Цель исследования: Получить радугу в домашних условиях при помощи воды, сахара, красок (красителей)Задачи исследования:- изучить свойства воды экспериментальным путём; - развивать исследовательские навыки; - приобретение детьми умений самостоятельно поставить простейший эксперимент.Прогнозируемый результат: Мы должны получить «Радугу в стакане», т. е. несколько слоёв цветной воды, не смешивающиеся между собой.Итак, первым делом мы добавляем сахар в стаканы. Для удобства стаканы рекомендую выставить в ряд, чтобы не запутаться в какой стакан сколько сахара насыпали.В первый стакан – 1 столовую ложку.Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара.В третий стакан – 3 столовые ложки сахара.В четвертый стакан – 4 столовые ложки сахара.В каждый стакан добавляем по 3 столовые ложки воды.Далее, тщательно перемешиваем сахарную воду в стакане. Перемешать нужно очень хорошо, чтобы сахар растворился. В результате мы видим, что в 1 и 2 стаканах сахар растворился полностью, а в 3 и 4 стаканах сахар растворен не полностью.Добавляем красители. Можно использовать жидкие красители и накапать по несколько капель в каждый стакан. После того, как добавили красители – все хорошо перемешиваем.В первый стакан (где находится 1 ст. л. сахара) – красный цвет.Во второй стакан (где находится 2 ст. л. сахара) – желтый цвет.В третий стакан (где находится 3 ст. л. сахара) – зеленый цветВ четвертый стакан (где находится 4 ст. л. сахара) – синий цвет.Далее вооружаемся шприцом и добавляем аккуратно, потихонечку синюю воду, затем следует слой зеленой сахарной воды. Следующий слой – желтый. И завершающим этапом эксперимента будет добавление красной сахарной воды в стакан.Важно: добавлять новый слой воды нужно очень аккуратно – тогда цветная вода не будет смешиваться, а разделится на слои. Это происходит из-за разного содержания сахара в воде, т.е. из-за разной плотности воды.В чем секрет опыта с водой? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.Заключительная частьПодведение итоговТаким образом, организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, содержательный материал защиты или исследования может выглядеть простым и примитивным, но сама исследовательская деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка, внешне простое дело формирует качества творческой личности.Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X