Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Бершацкая Евгения Сергеевна

Использование речевых игр в образовательной деятельности

скачать документ

Вернуться назад
xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"
xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">






href="/Картотека%20игровых%20упражнений%20для%20речевого%20развития%20детей%20старшей%20группы.files/filelist.xml">
href="/Картотека%20игровых%20упражнений%20для%20речевого%20развития%20детей%20старшей%20группы.files/editdata.mso">

href="/Картотека%20игровых%20упражнений%20для%20речевого%20развития%20детей%20старшей%20группы.files/themedata.thmx">
href="/Картотека%20игровых%20упражнений%20для%20речевого%20развития%20детей%20старшей%20группы.files/colorschememapping.xml">











Картотека
игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы





Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших
групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки
речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слуха,
связной речи. 









Формирование
правильного произношения вибрантов



Комплекс
артикуляционных упражнений можно проводить с группой детей или
индивидуально с ребенком, у которого еще не получается правильно
произносить сложные для воспроизведения звуки [р] – [р’].



Чтобы
достичь положительного результата, рекомендуется ежедневно выполнять упражнения
перед зеркалом по 5–10 раз. Необходимо выработать достаточный подъем
языка и направленную воздушную струю.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;border:none;mso-border-alt:solid black .75pt;
mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>

































Упражнение style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



Инструкция
к выполнению



Качели



Широко открыть рот, зубы обнажить,
губы в улыбке. Ритмично менять положение кончика языка под счет:



  • 1
    – кончик языка упирается в нижние резцы;

  • 2 –
    широкий кончик языка находится за верхними зубами.


Следить, чтобы нижняя челюсть
и губы оставались неподвижными, в самом начале можно немного
придерживать нижнюю челюсть руками



Маляр



Широко открыть рот
и улыбнуться, кончиком языка провести от передних зубов к мягкому
небу, совершая движения языком вперед-назад.


Следить, чтобы нижняя челюсть
ребенка была неподвижна, а кончик языка не высовывался изо рта



Гармошка



Рот раскрыть и улыбнуться,
язык присосать к небу. Словно конфета приклеилась к небу.
Причмокнуть и не отрывая язык от неба, максимально оттягивать
вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место



Лошадка



Рот приоткрыт примерно
на 1 см, губы в улыбке. Ритмично щелкать языком. Цокать надо
сильно, растягивая подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна



Барабан



Широко
открыть рот, улыбнуться. Кончик языка поднимаем вверх и многократно
и отчетливо произносим звук, напоминающий английский звук [д] –
[д] – [д]... После этого постепенно увеличиваем темп.


Следим, чтобы звук произносился
четко, как удар в барабан, не был хлюпающим. Нельзя произносить
с гласным [дэ], путая звук и название буквы



Индюк



Широким
кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад и произносим [ class=SpellE>бл-бл-бл
]. Язык то высовывается, то скрывается
в ротовой полости



Дыхательные
упражнения




  • Надуть
    мыльные пузыри;

  • дуть
    на игрушку-вертушку или бумажную бабочку;

  • дуть
    в свистульки

  • сдувать
    импровизированные снежинки: маленький кусочек ваты положить
    на кончик носа ребенка. Попросим ребенка высунуть язык, загибая
    боковые края и подуть на ватку, чтобы она улетела;

  • коктейльной
    трубочкой загнать мяч в настольные ворота, или просто сдуваем
    ребристый карандаш. Упражнения можно выполнять в парах, если детей
    посадить напротив друг друга.


Важное условие – нельзя
надувать щеки! Сильная воздушная струя должна быть направлена вперед










data-phrase-id=27>Развитие style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>фонетико-фонематической
стороны речи



Цели
упражнений
:




  • обучить навыкам звукового анализа и синтеза;

  • предупредить нарушения в устной речи, которые
    в дальнейшем могут отразиться на письме.



data-phrase-id=30>Первый
звук



Содержание:
дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три...

Первый звук мне назови: аист – [а], облако – [о], улица – [у],
эхо – [э], иней – [и]». Если какое-то слово незнакомо или малознакомо
детям, педагог объясняет их значение. В предложениях можно
и нужно использовать различные части речи. Например, алый – [а],
очень – [о], умный – [у], этот – [э], ищет – [и].



Примечание:
начинать следует с гласных звуков в ударной позиции. Нельзя предлагать
дошкольникам слова для анализа, если гласный звук не под ударением,
написание слова должно совпадать с его произношением.



data-phrase-id=33>Последний
звук



Содержание:
дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три...

Последний звук мне назови: рука – [а], высоко – [о], могу – [у],
коты – [ы], возьми – [и]».



Примечание:
не используйте слова со звонкими согласными в конце слова.
Например, пишется арбуз – а произносим на конце [с], нож –
[ш], дуб – [п]. Такие слова могут спровоцировать ошибки у детей
в процессе произношения.



data-phrase-id=36>Самолет



Содержание:
воспитатель объясняет детям правила игры. Детям нужно определить в какой
части слова находится буква [с]. Например: «На борт самолета можно взять:
Соль, Смелых, Смешных, пеСок, ноСок,
абрикоС, ананаС.
В нашем самолете можно: Смешить, Спать, class=SpellE>вСтавать
, наСтупать, class=SpellE>риСовать».



data-phrase-id=38>Чистоговорки
и скороговорки









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Звуки [с] – [ш] style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



data-phrase-id=40>Звуки [з] – [ж]




  1. У Сони –
    шишки, а у Сани – шашки.

  2. Скушай,
    Саша, шесть сушек.

  3. Сшила
    Саша шапку Маше.

  4. На сосне –
    сосновые шишки.

  5. У нашего
    Мишутки – смешные шутки.

  6. Шапка
    да шубка – вот и весь Мишутка.

  7. Надо
    суметь тут не шуметь.

  8. Шестые
    сутки шутим шутки.

  9. Шесть
    мышат в шалаше шуршат.

  10. В шалаше –
    шесть шалунов




  1. Завизжала
    пила, зажужжала, как пчела.

  2. Когда
    будильник завожу, Зою с Женей разбужу.

  3. Не жалело
    солнце жара для хорошего загара.

  4. Раз
    зеленый мотылек сел на желтый стебелек.

  5. Я Жучку
    к будке привязала, чтобы она не убежала.

  6. Над
    березой жук кружит и жужжит, жужжит, жужжит










data-phrase-id=57>Развитие словаря, грамматик style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>и



data-phrase-id=58>Подбери
и назови



Цель
упражнения
: закрепить обобщающие понятия, лучше запомнить названия
овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов.



Материалы
к упражнению
: мяч (тряпичный, чтобы можно было безопасно
перебрасывать в группе).



Содержание:
воспитатель и дети встают в круг. Педагог называет обобщающее понятие
(например, «овощи») и бросает или передает мяч одному из детей.
У кого мяч – называет любой из овощей и передает другому
ребенку.



Примечание:
следует быть внимательными и запоминать, какие слова дети уже называли.
Слова не должны повторяться.



data-phrase-id=63>Чего
не стало



Цель
упражнения
:




  • отработать формы родительного падежа;

  • развивать зрительную память и внимание
    у детей.



Материалы
к упражнению
: от 3 до 6 предметов или
картинок.



Содержание:
педагог просит детей внимательно посмотреть на картинки, а затем
закрыть глаза. Затем воспитатель убирает один предмет или картинку,
а детей просит открыть глаза и назвать: «Чего
не стало?» Например: нет кубика, машинки, куклы.



data-phrase-id=68>Скажи
наоборот



Цель
упражнения
: научить детей подбирать антонимы к словам
и расширить их словарный запас.



Материалы
к упражнению
: наглядные картинки, чтобы дети могли сравнивать
предложенные предметы и объекты. Ниже смотрите примеры наглядных
материалов.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634641/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>










style='color:white;mso-color-alt:windowtext'>Содержание:
воспитатель просит посмотреть детей на картинки, озвучить и сравнить
каждую из них.



data-phrase-id=74>Назови
ласково



Материалы
для упражнения
: мяч.



Содержание:
педагог называет слово-предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок
ловит мяч, называет уменьшительно-ласкательную форму этого слова и бросает
мяч педагогу. Например, стул – стульчик, огурец – огурчик,
яблоко – яблочко, облако – облачко, кофта – кофточка,
елка – елочка.



Примечание:
в теплое время года можно играть на улице.



data-phrase-id=78>Жадина



Цель
упражнения
: предупредить ошибки согласования местоимений
и существительных в единственном и во множественном числе



Материалы
для упражнения
: наглядный материал – картинки. Ниже смотрите
примеры наглядных материалов.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634636/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>










Содержание:
детям очень нравится изображать жадину. Закрывая картинки руками, воспитатель
проговаривает вместе с детьми:




  • «Это мой барабан!»

  • «Это моя кукла!»

  • «Это мое ведро!»

  • «Это мои кубики!»



data-phrase-id=85>Один,
два, три, четыре, пять



Цель:
посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам.



Содержание:
упражнение можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики. Например,
проговаривать и загибать вместе с детьми пальцы рук, начиная
с большого пальца: «Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять
ложек»; «Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять
цыплят» и т. д.



data-phrase-id=88>Какой?
Какая? Какое? Какие?



Цель:
научить детей согласовывать слова в разных родах и числах.



Содержание:
дети 5–6 лет уже активно используют в речи слова-признаки и могут
описать свойства и качества знакомых предметов: цвет, форму, части,
размер, материал и пр. А вот согласование слов в роде
и числе еще может вызывать затруднения у группы детей. Поэтому
на начальном этапе, если дети затрудняются правильно назвать слова,
воспитатель может оказать помощь, задавая вопросы и подбирая предметы
с идентичными окончаниями.



Например,
по цвету:




  • «Мяч какОЙ?» ( class=SpellE>ГолубОЙ)

  • «Юбка какАЯ?» ( class=SpellE>ГолубАЯ)

  • «Небо какОЕ?» ( class=SpellE>ГолубОЕ)

  • «Столы какИЕ?» ( class=SpellE>ГолубЫЕ).



Используйте
картинку к упражнению.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634642/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



 










Следует
обязательно выделять голосом окончания слов, формируя грамматические
компетенции у детей. Например, по форме:




  • «Шкаф какОЙ?» ( class=SpellE>ПрямоугольнЫЙ)

  • «Дверь какАЯ?» ( class=SpellE>ПрямоугольнАЯ)

  • «Окно какОЕ?» ( class=SpellE>ПрямоугольнОЕ)

  • «Столы какИЕ?» ( class=SpellE>ПрямоугольнЫЕ).



Используйте
картинку к упражнению.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634644/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>










data-phrase-id=101>Загадки-описания style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



Цель:
научить детей самостоятельно описывать предметы, подбирать и называть
характерные признаки предметов и явлений.



Содержание:
воспитатель сначала дает пример – описание какого-либо предмета или овоща.
Например «Зеленый, длинный, хрустящий... (огурец)». Если кто-то из детей
затрудняется, педагог задает наводящие вопросы. К примеру, «Какой овощ
по цвету, форме, вкусу?»



Далее
воспитанники сами пробуют составлять описание к чему-либо. Например,
«Красный, круглый, гладкий, сочный... (помидор)», «Оранжевая, вытянутая,
вкусная, полезная... (морковь)».



data-phrase-id=105>Один –
много



Цель:
отработать с детьми существительные единственного и множественного
числа, усложняя речевой материал.



Содержание:
педагог закрепляет с детьми формы существительных среднего рода на «- class=SpellE>ья
» с безударными окончаниями «-ов,
-ев». Например, «платье – платья – много платьев», «крыло –
крылья – много крыльев», «звено – звенья – много звеньев», «полено –
поленья – много поленьев».



Также
воспитатель отрабатывает с дошкольниками формы существительных среднего
рода с нулевым окончанием:



в родительном
падеже с безударным окончанием «-а»;

в именительном падеже с дополнительной гласной в основе слова. Например,
«окно – окна – много окон», «кресло – кресла – много
кресел», «полотенце – полотенца – много полотенец», «ведро –
ведра – много ведер».



Воспользуйтесь
картинками к упражнению.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634654/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634656/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>



src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634661/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>










data-phrase-id=115>Развитие
связной речи



data-phrase-id=116>Где
спрятались



Цель:
научить детей различать и употреблять предлоги: на, под, над, из, около,
за, перед, между и другие.



Содержание:
дети старшей группы могут допускать ошибки в употреблении предлогов,
заменять один предлог на другой или пропускать их в речи. Чтобы
научить дошкольников правильно употреблять в речи предлоги, педагог использует
в работе разные игрушки или кукольную мебель. Воспитатель говорит
воспитанникам, что игрушки захотели поиграть в прятки. Далее педагог
предлагает посмотреть, где они спрятались, и назвать их.



Примерные
ответы детей:




  • «Кошка спряталась на кресле»;

  • «Собака спряталась под столом»;

  • «Кукла спряталась около шкафа»;

  • «Попугай спрятался между стульями».



Как
вариант, дети могут расставлять игрушки по инструкции воспитателя,
проговаривая: «Я посадил куклу за стол», «Я спрятал
кошку за шкаф».



data-phrase-id=122>Логический
поезд



Материалы
к упражнению
: карточки с картинками.



Содержание:
педагог с помощью считалочки определяет, кто первый начинает игру.
На столе или доске расположены картинки с поездом. Первый игрок
просто кладет любую понравившуюся ему карточку вслед за паровозом,
объясняя, чем именно она понравилась.



Например,
первый ребенок выбрал дерево, так как у него красивые зеленые листики.
Второй – яблоко, так как яблоки растут на дереве. Третий –
конфету, так как и яблоко, и конфета сладкие.



Следующий
ребенок должен выбрать карточку, которая каким-либо образом подходит
к первой картинке. И обязательно объяснить всем: почему
он выбрал именно такую картинку? Выигрывает тот, кто первый выложит все
свои карточки-вагончики.



Примечание:
существует готовый вариант дидактической игры «Логический поезд», но можно
и самим разработать для нее картинный материал, который можно обновлять,
предлагая детям новые карточки.









style='width:100.0%;border-collapse:collapse;mso-yfti-tbllook:1184;mso-padding-alt:
3.75pt 7.5pt 3.75pt 7.5pt'>









src="https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634447/"> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>










data-phrase-id=130>Я начну,
а ты продолжи



Цель
упражнения
: активизировать словарный запас ребенка и формировать
навыки связной речи.



Содержание:
педагог сочиняет рассказ и просит детей его продолжить. При необходимости
оказывает детям помощь: помогает подобрать нужные слова, составить предложение.
Можно использовать серию сюжетных картинок, иллюстрации из книг
и другой наглядный материал.












Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X