Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Шмыкова Валентина Ивановна

Интегрированное занятие "Как Иван Васильевич баклуши бил"

скачать документ

Вернуться назад

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А.АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКАХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ В.Г.ПЕРОВАИнтегрированное занятие - «Как Иван Васильевич баклуши бил»ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ШМЫКОВА В. И.ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯТОБОЛЬСК 2024Цель: знакомство детей с особенностями создания деревянной посуды. интеграция предметов истории декоративно-прикладного творчества, литературы и композиции.Задачи:Обучающая - сформировать представление об особенностях создания деревянных предметов быта.Воспитательная - воспитывать любовь к родной природе, к народному искусству.Развивающая - развитие мышления и внимательности детей, умения анализировать художественные произведения, умения работать в материале. Оборудование: презентация: фотографии Хохлома, Городец, детские творческие работы ( элементы декора ). Литературные фрагменты текста о технике и последовательности создания предметов быта. Необходимого размера бумага для создания композиции, карандаши, гуашь, ластики. План:1. Организационная часть2. Основная часть (беседа, просмотр презентации)3. Подведение итога занятия.Ход занятия:1. Организационная часть. Приветствие детей.презентации.2. Основная часть. Ход мероприятия.-  Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками собирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. - Особенно интересны для нас работы мастеров Хохломы, Городца, Дымкова, Гжели. Они красивы, хорошо выражают форму, могут быть использованы в быту.-  Ребята, поднимите руку. У кого дома есть такие предметы быта? - А сейчас, ребята, вы внимательно прослушаете текст об одном мастере добрых дел. Узнаете, как в старые времена изготавливались деревянные предметы быта, а точнее, вы узнаете о предметах Хохломы.«…Немало лет прошло с тех пор, как жил-был в приволжском селе один крестьянин по имени Иван, а по отчеству Васильевич, но и сегодня, вспоминая его, люди говорят о нем с исключительным почтением! А уважали Ивана Васильевича за то, что всю свою жизнь он… бил баклуши… Ну, а начиналось битье баклуш у Ивана Васильевича с того, что брал он в руку небольшой топор, а в другую – острозубую пилу и отправлялся по серебряной от росы тропе за околицу села в березовую рощу… Иван Васильевич начинал рубить и подпиливать облюбованную им заранее березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван Васильевич любил именно березовые – самые подходящие.- Береза, - говорил Иван Васильевич, разбивая напиленные чурбачки-баклуши,- дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела-случая… И хоть нет на ней шишек для белок, ,зато спрятаны сорок поделок: и чашки, и плошки, и миски, и ложки!... После чего доставал Иван Васильевич острый ножик и чуть слышно приказывал ему: « прошу тебя, Мишка, не бери лишку!» - и начинал для своих поделок чурочки-баклуши подготавливать. То есть снимать с них все ненужное: срезать сучки, скалывать горбыльки, неровности.Но мало выдолбить из березовой баклуши какую-нибудь чашку или выточить из нее ложку, - их нужно еще пригодными для употребления сделать. И придумали…Приготовленные из баклуш заготовки тщательно покрывали тончайшим слоем глины («вапы»), просушивали. И покрывали посуду вареным льняным маслом – олифой, которое делает посуду непроницаемой ни для чего жидкого. В доме Ивана Васильевича этой работой под его приглядом занимались дети его – Татьяна и Василек. Просушенную, « повапленную» вещь, многократно покрытую олифой, красили серебристым алюминиевым порошком, по которому наносили роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифили и сушили в печи после чего серебро давало золотистый оттенок, а красные узоры еще более пламенели на золотом и черном фоне. Поэтому Хохлому и называют «золотой» и «пламенной».Не забыто и сейчас ложкарное дело, мастером которого был приволжский крестьянин Иван Васильевич. Только теперь деревянная посуда – чашки и плошки, миски и ложки, изготавливаются не столько для употребления, ,сколько в память о замечательном народном промысле, для украшения нашего дома. Представьте себе звонкое морозное утро и накрытый белой, как снег в поле, скатертью стол с расставленной на нем деревянной посудой. Она сияет, как солнце, и кажется теплой, отчего и распускаются на ней цветы, шелестят травы и зреют ягоды, смотришь на них, и вспоминается синяя весна и жаркое лето. А что до выражения «бить баклуши», то в ту пору означало оно одно: раскалывать осиновые или березовые чурки и чурочки для изготовления из них мелких изделий. Эта работа казалась настолько незначительной, что с течением времени слова «бить баклуши» приобрели отрицательный смысл. Поэтому, когда говорят «бить баклуши» - это значит бездельничать, ничего не делать. Учитель: сейчас, когда вы внимательно прослушали текст, приступим к созданию композиции. Продумываем будущую композицию. Выбираем формат листа на усмотрение по замыслу композиции..3. Подведение итога занятий.Анализ выполненных работ.Повторение и закрепление материала: Что означает выражение «бить баклуши»? Из какого дерева изготавливались баклуши и для чего? Как сделать пригодную для употребления деревянную посуду? Какими красками ее расписывали? Список использованной литературы:1.Н.П.Костерин «Учебное рисование»2.И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил» 3.Иллюстрации.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X