Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55519

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Фритина Светлана Викторовна

Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника

скачать документ

Вернуться назад

Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольникаФритина Светлана ВикторовнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №17(МАОУ СОШ №17)воспитательОдин из трендов современного общества– развитие личности ребенка с раннего возраста, а также его способности к творчеству и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Эффективным инструментом раннего развития является исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).Она способствует формированию общей культуры, интеллектуальных, творческих и личностных качеств дошкольников.Исследовательская деятельность в ДОУ – это процесс активного и целенаправленного познания дошкольниками окружающего мира с помощью различных методов, форм и средств. Она способствует развитию психических процессов, личностных качеств и ключевых компетенций детей, а также их подготовке к школе. Правильная организация исследовательской деятельности стимулирует естественную любознательность детей, тем самым делая дальнейшее обучение проще и эффективнее.Формы организации исследовательской деятельности в ДОУДля обучения дошкольников педагог может использовать занятия различных направлений: изучение окружающего мира, знакомство с основами математики, чтение, музыкальные и спортивные уроки. При этом занятия могут принимать разные формы. В ДОУ, как правило, используются такие формы:Индивидуальная , которая используется для занятий с ребенком один на один. Причиной для выбора индивидуальных занятий может стать как слабый уровень знаний ребенка, так и наоборот, повышенный интерес, благодаря которому дошкольник опережает своих сверстников.Коллективная– занятие рассчитано на группу детей и построено с учетом принципов доступности, структурности и непродолжительности. Работа в коллективе способствует социализации детей и позволяет примерить на себя различные социальные роли (лидер, посредник, ведомый).Подгрупповая форма позволяет провести сравнительный анализ нескольких результатов деятельности, полученных в разных группах детей.Все три формы могут использоваться с одной и той же группой детей в разных обстоятельствах, чтобы получить оптимальные результаты той или иной деятельности.Особенности организации исследовательской деятельностиОрганизация исследовательской деятельности в ДОУ включает в себя множество практических аспектов, которые комплексно или по отдельности позволяют добиться от ребенка наилучшего отклика и результата. К ним относятся:Выбор тем и задач, которые соответствуют возрастным особенностям, интересам и уровню развития детей. Также стоит учитывать особенности окружающей действительности и подбирать актуальные для контрактного времени проблем.Организация процесса исследования, предполагающая постановку цели, планирование действий, сбор и анализ информации, экспериментирование, обобщение и оформление результатов, оценку. Как правило, дети быстро понимают алгоритм работы, но не стоит ограничивать их воображение и удерживать в рамках очерченных границ, если ребенок предлагает альтернативный вариант решения задачи.Использование разнообразных методов, форм и средств исследования. К ним относятся наблюдение, сравнение, классификация, измерение, беседа, игра, экскурсия, экспериментирование и еще многие виды деятельности. Их использование помогает раскрыть для ребенка окружающий мир, сделать его более дружелюбным и увлекательным, а заодно научить дошкольника критическому и логическому мышлению.Оценка результатов и отслеживание прогресса детей.Это могут делать как значимые взрослые (педагоги или родители), так и сами дети с помощью взрослых. Умение осознавать свои достижения и ошибки, адекватно реагировать на неудачи, ориентироваться в новых обстоятельствах очень важны для развития лидерских качеств, самостоятельности, ответственности.Влияние исследовательской деятельности на разные сферы жизниЯвляясь одним из наиболее эффективных способов развития личности ребенка дошкольного возраста, а также его познавательных, эмоциональных, волевых, творческих и социальных способностей, исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие каждой сферы жизни ребенка.Познавательное развитиеИсследовательская деятельность формирует у ребенка любознательность, интерес к окружающему миру, стремление к самостоятельному поиску знаний и решению проблем. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, выдвигать гипотезы и проверять их. Все это положительно влияет на мышление, речь, память, воображение, логику и прочие психологические процессы, необходимые для познания мира.Эмоциональное развитиеИзучение мира через игру помогает формировать у ребенка положительные ассоциации с учебным процессом. Выполняя те или иные задания, малыши испытывают радость, интерес, восхищение, удивление, а также учатся выражать свои эмоции и управлять ими. Еще один важный аспект эмоционального развития – эмпатия, благодаря которой дети более глубоко взаимодействуют с другими людьми, развивают способность к сотрудничеству.Волевое развитиеПравильный подход к воспитанию помогает вырабатывать у ребенка дисциплину, силу воли, инициативность, ответственность и уверенность в себе. Это влияет на его самооценку, от которой зависит, как в дальнейшем ребенок будет ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, переживать поражения, контролировать себя, оценивать свои достижения, исправлять ошибки и использовать полученный опыт.Творческое развитиеИсследовательская деятельность способствует стимулированию творческого мышления, фантазии, страсти к экспериментам и изобретательству, продуктивности. Ребенок учится создавать новые идеи и решения, не боится выражать свою индивидуальность, проявляет таланты, развивает способность к импровизации.Социальное развитиеПознание мира через исследовательскую деятельность помогает детям социализироваться и способствует его умению общаться со сверстниками в качестве лидера или последователя, договариваться, делиться опытом и участвовать в коллективных играх. Ребенок учится не просто взаимодействовать с окружающими людьми, но и уважать их, учитывать мнения и чувства.Рекомендации для педагогов и родителейСоздать благоприятную среду для исследовательской деятельности можно в любой обстановке: в группе, на улице, в кабинете педагога. Главное, придерживаться нескольких правил, разработанных для преподавателей и родителей:Необходимо организовывать предметно-развивающую среду, которая стимулирует познавательный интерес и любознательность детей, поощрять их страсть к экспериментированию и обеспечивать им свободу выбора в способах достижения успеха.Важно учитывать возрастные особенности детей и уровень их развития, предлагая задачи, которые понятны и интересны малышам. Действенные, но несвоевременные задания не принесут результата и в лучшем случае не привлекут внимания детей, в худшем – сформируют негативный опыт для дальнейшего обучения.Нужно использовать понятные алгоритмы и правила для организации игровой деятельности, чтобы дети понимали цели и задачи игры.Рекомендуется использовать разнообразные методы, формы и средства исследования, чтобы подкреплять интерес ребенка.Всегда важно давать позитивное подкрепление, оценивая деятельность ребенка. Подкрепление может быть как материальным (наклейки, игрушки, пособия), так и нематериальным (похвала). По возможности стоит вовлекать родителей в организацию исследовательской деятельности детей, через совместные проекты, обмен опытом, поддержку и поощрение.При таком подходе исследовательская деятельность в ДОУ станет для дошкольников мощным стимулом для личностного развития, поможет в формировании интересов и дальнейшей подготовке к жизни в общества.Список использованной литературы:Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2010.Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Методическое пособие. – М.: Москва – Синтез, 2012.Савенков А.И. «Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника» - СПб, Питер, 2003.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X