Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55449

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: ОЛЬГА ИВАНОВНА ДЕШПИТ

Мастер-класс для воспитателей "Игровые приемы для формирования интонационной выразительности речи старших дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

 Мастер-класс для воспитателей "Игровые приемы для формирования интонационной выразительности речи старших дошкольников" Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 40 «Дружба» Дешпит О.И.Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по выразительности речи дошкольников.Задачи:уточнить теоретические представления по вопросу развития у дошкольников выразительной речи;практическим путём закрепить навыки формирования просодической стороны речи у дошкольников.Оборудование: дидактический материал для проведения игр и упражнений. Ход мастер – класса: Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.Сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать использование игровых приемов для формирования интонационной выразительности речи старших дошкольников. Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по-разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Такие последовательные изменения высоты голоса, темпа и ритма речи, силы звучания называются интонацией.Зачем нужна интонация?Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.По мнению многих исследователей детской речи (Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев и др.), интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным образом в процессе общения со взрослыми.В то же время, многие педагоги ДОУ (думаю, и Вы в том числе) столкнулись с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх, инсценировках. На мой взгляд, в большинстве случаев однообразие речи связано с тем, что дошкольники не понимают смысла интонации, чтобы передать смысл высказываний и свое отношение к происходящему. А также с невозможностью использовать другие выразительные средства языка.Однако мы всегда должны понимать и помнить, что дошкольный возраст - это период интенсивного личностного развития, и речь, включая ее экспрессивную составляющую, играет особую роль в системе факторов, влияющих на формирование этой личности.  Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации. Грамотное и обоснованное использование средств выразительности речи делает ребенка интересным собеседником и желанным участником различных мероприятий, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более спокойно и уверенно в любой ситуации.  Выразительность речи позволяет дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре и искусстве.   Все это делает актуальной тему развития, формирования выразительности речи у детей!Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.Чтобы достичь этой цели, понимать и уметь организовать работу с детьми в данном направлении. Что же такое выразительность речи?Выразительность (красота) речи - это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов.Технология формирования интонационной выразительности у детей:1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. Импрессивная речь (от лат. «impressio» – впечатление) одна из форм речи - восприятие и понимание устной или письменной речи.2 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи. Экспрессивная речь (от лат. «expressio» – выражение) – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ НЕОБХОДИМО:Развивать просодические компоненты (просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций) речи: мелодика, речевое дыхание, сила, высота и тембр голоса, ритм речи, темп речи, ударение.Формировать навык восприятия и воспроизведения основных типов высказывания:Утвердительного, вопросительного восклицательного.Развивать выразительность мимики, жестов и движений. Сейчас я с вами проведу ряд упражнений, используемые в работе по формированию интонационной выразительности. Речевое дыхание Под речевым дыханием в логопедии понимается высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Правильное фонационное дыхание позволяет оптимизировать расход воздуха в процессе речевого высказывания, при минимальном мышечном напряжении достигать достаточной громкости голоса, менять его тональность, сохраняя пластику, экспрессию и четкость речи.Игра «Бабочка, лети!» («Чья птичка дальше улетит?»)Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги бабочек (птичек) и ярко раскрашивает.Краткое описание:На двух столах кладут бабочек (птичек) (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.Игры «Пускание корабликов», «Кто в домике живет?», «Фрукты-обжорки» и т.д. Сила голоса         Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса — его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.Игра « Не разбуди Катю»Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.Краткое описание:Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.Игра «Угадай, близко или далеко поезд»Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.Краткое описание:Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).«Вьюга».Цель: учить регулировать силу голоса.Описание: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:- Вьюга начинается.Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо»: произносим звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья опять громко, четвертая тихо. Предлагается послушать текст, подумать, где нужно изменить силу голоса. Мелодика Мелодика – повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.Игра "Лесенка"Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).Упражнение « Комар - медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом («как комар»), либо низким голосом («как медведь»), используя картинки. Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Высота Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.Игра «Качели»Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.Краткое описание:Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).Упражнения на изменение высоты голоса: "Кошка и котенок", "Медведица и медвежонок": дети приговаривают "мяу" или "топ-топ" низким или высоким голосом; «Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»;"Большой и маленький барабан (дудочка): бом-бом-бом (ду-ду-ду)" и т. д. Тембр голосаТон – это эмоциональная окраска голоса человека. Некоторые ученые используют в этом значении термин «тембр». В народе говорят: «То же слово, да не так бы молвит». Что значит эта поговорка?Игра «По-разному» 1. Произнести междометие «О» с разной интонацией.Удивлено,Радостно,НедовольноИспуганно,2. Произнести слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Слушатели попробуют определить чувства.«Открой дверь!» - гневно, трагически, грустно, радостно, весело, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.3. Предлагаемые тексты разыграть, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.Сказала тетя:- Фи, футбол! (с пренебрежением)Сказала мама:- Фу, футбол! (с отвращением)Сестра сказала:- Ну, футбол! (разочарованно)А я ответил:- Во, футбол! (восторженно)4. Прочитать стихотворение, как робот, как старик, как плаксивый ребенок и т.д.. Движение голоса по высоте, силе, тембру.1.Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.2.Назвать дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.На изменение тембровой окраски: "Три медведя", "Теремок" и т. д.Игра «Кот – кошка – котенок»Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.Игра «Узнай по голосу»Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Ритм речи Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи.Игра "Барабанщик"Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала. Левой, правой!Левой, правой!На парад идет отряд.На парад идет отряд.Барабанщик очень рад:Барабанит, барабанитПолтора часа подряд.Левой, правой!Левой, правой!Барабан уже дырявый.Игра «Кто стучит?»Цель. Развитие восприятия ритмических структур.Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные.Описание. Педагог предлагает послушать, кто как стучит в теремок (воспроизводит ритм для каждого героя, произнося «тук»), затем предлагает ребенку угадать, кто стучит.Упражнения «Повтори ритм», «Осенний дождь»Цель: развивать чувство ритма, восприятие и воспроизведение ритмических структур.Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй повторить. Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию хлопков и:А. назвать количество ударов.Б. «Прохлопать» предложенный ритм.1. Воспроизведение простых ритмов: (II II II) (III III III) (II II II).2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II).3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо». Темп речи Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает быстрый, медленный и средний.- Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.Я шёл зимою вдоль болотаВ галошах, в шляпе и в очках.( Средний темп)Вдруг по реке пронёсся кто-тоНа металлических крючках.Я побежал скорее к речке,А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)К ногам приделал две дощечки,Присел, подпрыгнул и исчез.И долго я стоял у речки,И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)Какие странные дощечкиИ непонятные крючки!»Игра "Карусели"Цель: Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.Описание. Дети, держась за руки, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе)Завертелись карусели (в умеренном темпе),А потом кругом, кругом (в быстром темпе),Все бегом, бегом, бегом (бег).Игра "Весело - грустно", медленно - быстро", "громко - тихо".Цель. Учить соотносить темп речи и движений с условным обозначением.Материал. Карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно.Описание. Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.Педагог меняет карточки в течении стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию. Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей! Ударение.Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.Произнести фразу так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза: Наша Таня громко плачет.Игра "Найди важное слово» Цель: Формировать навыки восприятия логического ударения.Материал. Наборы предметных картинок и кружки (один – красный, несколько - синих) , - по количеству детей.Описание. Педагог предлагает составить предложение по картинке, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из кружков (красный – важное слово, синие – остальные). Например: "Девочка играет в мяч". Дети выкладывают схему. Затем называют слово-носитель логического ударения. ПаузаПаузы – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части.Это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.Помните? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»Формировать навык восприятия и воспроизведения основных типов высказывания:Все предложения по цели заявления делятся на три группы:1. Повествовательные предложения. Это предложения, которые о чем-то рассказывают, информируют, несут информацию для собеседника. Эти предложения имеют позитивную интонацию.2. Вопросительное предложение. Это предложения, которые содержат вопрос.3. Восклицательные (мотивационные) предложения. Это предложения, которые заказывают или просят что-то сделать. Поощряют действия.Придумайте сами предложения с разной интонацией. Развивать выразительность мимики, жестов и движений.Мимика - (от греч. mimikós — подражательный), выразительные движения мышц лица, которая является одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека.Игровые упражнения на развитии мимики:- " Съели кислый лимон"(дети морщатся).- "Рассердились на драчуна" (сдвигают брови).- "Встретили знакомую девочку"(улыбаются).- "Испугались забияку"(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).- "Удивились"(приподнимают брови, широко открывают глаза).- "Обиделись"(опускают уголки губ).- "Умеем лукавить"(моргают то правым, то левым глазом).Игра «Кубик Эмоций» Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.Заканчивая свой мастер-класс хотелось бы сказать, что именно от систематичной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и изобретательности, зависит, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X