Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55462

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Маклакова Наталья Александровна

«Творчество как одно из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста с ТНР»

скачать документ

Вернуться назад

«Творчество как одно из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста с ТНР»Маклакова Наталья Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 10» (МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 10)ВоспитательПо мнению В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».Изобразительное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе работы у детей совершенствуются речь, мелкая моторика, развиваются психические процессы, наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в связи с низким уровнем овладения техническими навыками, с мышечной слабостью, с недостатками в сенсорном развитии отсутствует мотивация к продуктивной деятельности.Существует множество форм и методов, множество возможностей привлечения детей к изобразительному творчеству. Об одном из них я хочу вам рассказать.Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, короче, это интеллект плюс воображение. Интеллект человеку нужен для того, чтобы думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, увидеть новые пути решения задач.Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков, составленном на экономическом форуме в Давосе.С помощью чего дети могут передать свои эмоции, восторги, желания, мечты, предчувствия и даже страхи? Конечно же, через свои творческие работы, посредством продуктивных видов деятельности.Чтобы помочь детям, увлечь их изобразительным творчеством, я пришла к выводу, что кроме стандартных занятий продуктивными видами деятельности по темам, которые предлагает педагог, детям необходима необычность работы, новизна форм и методов работы, вернее сказать – «креативное творчество», где ребенок сможет раскрыть свои возможности и особенности, творческий потенциал, а мне, как педагогу необходимо заинтересовать, увлечь детей.Развитие творческих способностей у детей через обучение нетрадиционным техникам продуктивной деятельности художественно-эстетической направленности стало целью моей работы с детьми, во время которой я могла решить множество задач: - Познакомить детей с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; с основными понятиями и базовыми формами разных техник (филигрань, оригами, пластилинография).- Способствовать развитию у детей фантазии, творческих способностей, устойчивого интереса к нетрадиционной деятельности; развитию произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развитию речи детей, коммуникативных навыков.- Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту, радоваться своим достижениям и достижениям других детей.Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Дети еще и не подозревают, на что они способны.Художественно-творческая деятельность предполагает самые разнообразные темы работ в таких видах продуктивной деятельности, как: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги. «Основной путь развития личности детей – организация содержательных видов деятельности, наличие сотрудничества взрослого с детьми» - слова выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. В первую очередь, все развитие ребенка зависит от желания взрослого «творить». Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков у ребенка формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, исчезли закомплексованность и скованность.Самым доступным, интересным и привлекательным занятием для дошкольников в этот период является рисование, потому что оно дает возможность детям передать свои впечатления об окружающей действительности в своих же рисунках. Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия. Именно занятия по изобразительной деятельности подчинены в основном реализации творческих задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений, самостоятельный выбор темы рисунка и материала, с помощью которого ребенок воплотит в жизнь свое творчество. Темы детских работ самые разнообразные, но в то же время понятны и интересны для них – «Мой любимый герой», «Моя Родина», «Моя милая мама», «Защитники Отечества», «Театральные маски», «Берегите елочку!», «Мое домашнее животное», «Печатные пряники» и другие. Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, которые получаются в процессе лепки. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точно передаче формы, которая, по словам психологов обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка, благоприятно влияет на нервную систему в целом. Темы работ дети придумывают самостоятельно. Начиная с близких, знакомых и родных для детей тем, таких как: «Мой дом», «Моя любимая игрушка», «Подарок для мамы», «Герои мультфильмов» до патриотических, значимых тем, которые у детей на слуху, с которыми знакомятся в детском саду, которые вызывают особенные чувства и эмоции - «Русская березка», «Защитники Отечества», «Президент России». Рисование и лепку можно соединить в единый процесс, в технологию под названием – пластилинография (нетрадиционная техника рисования, нетрадиционная техника использования пластилина). Пластилинография, проще сказать – рисование пластилином или создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. «Графия» - создавать, «пластилин» - материал, при помощи которого идет осуществление замысла.Данная техника проста, но требует сотрудничества взрослого с ребенком. С помощью взрослого ребенок учится разнообразным приемам, способам работы с пластилином, способам создания предметов. Данная техника работы вызывает у детей интерес своей необычностью и креативностью, дает детям возможность применить для создания образа, сюжета разнообразные, смешанные цвета, которые красками или карандашами не получить. Взрослый помогает ребенку воплотить в жизнь придуманный (воображаемый) предмет, объект, сюжет, например, «Цветочная поляна», «Морской мир», «Пожар в лесу», «Масленица», «Космическое пространство», «Волшебный мир сказок», «Полярная ночь», «Природа России». В итоге получается необычная красота! Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника, но этот вид деятельности мало привлекает детей по причине трудностей, связанных со слабым развитием мелкой моторики пальцев рук, особенно у детей с ТНР. Но привлечет детей эта техника своим разнообразием – разнообразием и необычностью материалов, разнообразием способов вырезывания, в итоге, разнообразием создаваемых работ. А самое главное – креативность (необычность) и, конечно же, желание и творчество педагога. Темы работ близки детям, знакомы и понятны, такие как: «Поздравительные открытки», «Цветочная поляна», «Бабушки и дедушки! Мы вас очень любим!» и т.д. Бумага является одним из самых популярных, доступных материалов для творчества в детском саду. На ней можно рисовать, ее можно мять в комочки или аккуратно складывать, скручивать или резать на полоски, выщипывать из нее различные фигурки, а затем создавать элементарные поделки. А если проявить желание, творческое воображение, то в итоге можно создать объемные и сложные работы.Бумажное конструирование обладает серьезным образовательным и воспитательным потенциалом, учит фантазировать, развивает мышление, тренирует мелкие мышцы рук. Конструирование из бумаги вызывает у дошкольника некоторые трудности, которые связаны опять же с развитием мелкой моторики и с тем, что бумажный (плоский по форме) материал, нужно перевести в объемные формы. Стимулом к данному виду творчества у ребенка служит опять же желание, творчество и пример педагога, желание самому попробовать создать фигуру (игрушку) из бумаги, а создать игрушку – это вызывает уже огромный интерес у детей. Свою творческую деятельность с детьми я начала с известных техник работы с бумагой - оригами и филигрань. Создать объемный предмет в технике оригами сложно даже для взрослого человека, не имея навыков и, конечно же крепких, ловких пальчиков. Но, возможно! Наша работа с бумагой началась с создания предметов, фигурок небольшой степени сложности, например, маски животных, конвертики, листочки, стаканчики и т.д. А вот благодаря технике «Филигрань» можно создать объемные, воздушные, интересные и в то же время необычные работы - цветы необычной формы и красоты, разнообразных животных, рыб и птиц. Преимущество креативного творчества состоит в том, что частая смена видов деятельности не дает ребенку скучать или воспринимать педагогический процесс как неинтересное, монотонное занятие. Разнообразные варианты творческой деятельности помогают создать ситуацию успеха для каждого ребенка, он приобретает уверенность в своих силах, что особенно важно для дошкольников с ТНР.В результате работы можно сделать вывод – креативное творчество помогает детям узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно воплотить в жизнь, создав рисунок, аппликацию, поделку, картину, дает возможность проявить положительные эмоции, возможность сделать подарок, украсить комнату, елку, оформить выставку и многое другое. Для того чтобы способствовать развитию креативности у детей важно создать среду пространства и предоставить им возможность творить, но результаты работы зависят, в первую очередь от желания и креативности педагога.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X