Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55494

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Почтаренко Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока музыки в 5 классе на тему «Жанры вокальной музыки»

скачать документ

Вернуться назад

План-конспект урока по музыке 5 класс на тему «Жанры вокальной музыки»         Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающая: уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.Тип урока: обобщение пройденного материалаВид урока: урок-путешествиеПроблема урока: Нужна ли музыке литература?Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.Ход урокаСлайд№1- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с приветствия:Ученики: Здравствуй солнце золотое!Здравствуй небо голубое!Мы услышали звонок.Нам пора начать урок!Учитель: Здравствуйте ребята.Ученики: Здравствуйте учитель.Мы продолжаем тему предыдущего урока: «Жанры вокальной музыки»       - Дайте определение, что такое вокальная музыка?Выслушиваю ответы детейСлайд№2- Вокальная музыка - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), связанные со словом, поэтическим текстом.-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)Слайд№3Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.Слайд№4- Давайте обратим внимание на экран и назовём группы музыкальных инструментов и как они называются:I группа струнные: скрипка, домбра, арфа, гусли, контрабас, виолончель, гитара, банджо, балалайка.II группа ударные: там-там, бубен, металлофон, ударная установка;III группа клавишные: синтезатор, аккордеон, орган, рояль.IV группа духовые: саксофон, труба, свирель, фагот, губная гармошка, флейте, гобой, кларнет, тромбон.Существует очень много жанров вокальной музыки.  Послушайте стихотворение Екатерины Растопчиной и  подумайте, о каком жанре пойдет речь.Слайд №5Какая власть сравниться с властью их?Друг с другом мы через слова и звукиСближаемся …Блаженство, радость, муки,Любовь, вражду - все облекаем в них…В словах и звуках вечный ключ сердец! Конечно же,  это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.Давайте  послушаем (вспомним) песнюСлайд 6 Георгий Струве – Музыка (Я хочу увидеть музыку)1.Я хочу увидеть музыкуЯ хочу услышать музыкуЧто такое это музыка?Расскажите мне скорей!Источник text-pesni.comПрипев: Птичьи трели — это музыка И капели — это музыка Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей2. Видишь, лист кленовый кружитсяТихо кружится под музыкуВидишь, тучка в небе хмуритсяБудет музыка дождя И у ветра, и у солнышка И у тучи, и у дождика И у маленького зернышка Тоже музыка свояПрипев: Птичьи трели — это музыкаИ капели — это музыкаЕсть особенная музыкаВ тихом шелесте ветвейЯ хочу увидеть музыкуЯ хочу услышать музыку…Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?- Как будет называться такое произведение? (вокализ)- Дайте определение вокализа. Что такое вокализ?Слайд №7Вокализ – это пение без слов, так же пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.На прошлом уроке мы знакомились с вокализом Сергея Васильевича Рахманинова.Слайд №8 «Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту» - так писал поэт 19 века Иван Суриков.Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных. Исполняя и слушая, мы понимаем, как много можно высказать в одном произведении.Слайд №8 Послушайте «Песню о России», её исполняют две девочки Юля и Лера. Как вы считаете, это песня народная или композиторская?Слушание «Песня о России»  1. Песни русские в березах, Песни русские в хлебах На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов.            Припев: Столько песен у России –                           Сколько во поле цветов!2. Кто сложил её, не знаем,Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез,Припев: Столько песен у России,                Сколько в рощицах берёз. 3. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, Всем охота подпевать…            Припев: Столько песен у России, -                            Никому не сосчитать            С. ЕсенинИ для сравнения послушайте ещё одну «Песню о России». Эта песня  композиторская или народная?Слайд №9Слушание «Песни о России» муз. В. Локтева сл. О. Высотской.- Эта песня композиторская или народная?- Чем отличается народная песня от композиторской?У народных песен нет автора, их сочинял народ, а в композиторской песни мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текста.1 народная, 2 композиторская.Слайд № 10 А сейчас для вас игра  «Собери слоги – назови жанр народной песни»1. е ис ри то чес  ки                исторические2. лы ко ны е бель                  колыбельные3. датс ки  сол е                      солдатские4. до тру вы е                          трудовые5.  со вы пля  е                        плясовые6. ри чес ли ки е                     лирические7. е точ ны шу                         шуточные8. е деб сва ны                        свадебные9. туш час ки                          частушки 10. хо вод е ны ро                  хороводныеСлайд № 11- К какому жанру народной песни относятся следующие песни:«Солдатушки, бравы ребятушки..» - солдатская«А я по лугу» плясовая«Во поле береза стояла» хороводная- А как бы вы дали определение  частушке?Слайд № 12 Частушка — это фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.Слайд № 13 Шлягер – это популярная на какой-то период времени, модная песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной), любое произведение различных жанров, пользующиеся особой популярностью.Слайд № 14-15. Вокально – хоровая работа:Песня «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве (видео ноты)Слайд № 16 Домашнее заданиеПредлагаю выполнить творческое задание : Собери частушку». Перед вами 4 частушки, необходимо подобрать по рифме и смыслу.                            Творческое задание «Собери частушку»1. Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, 2. Все контрольные работы На пятерочки сдала. 3. Мы, как видите, красавцы,И сердца у нас горят 4. Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной5. Я читаю очень быстро,В школе все гордятся мной 6. Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат7. Ах, как мне не погордитьсяХороши мои дела, 8. Мы поучимся на славу И посоревнуемся Слайд №13А сейчас мы немного попутешествуем. И из России мы отправляемся в Италию.  Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)- Что такое баркарола. Слайд №14Баркаро́ла — народная песня венецианских гондольеров.Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.Слушание   Ф. Шуберт «Баркарола»-Что необычного мы услышали в этом произведении? (в аккомпанементе движение, покачивание волн).Слайд № 15Это произведение написал Франц Шуберт. (портрет)(1797 – 1828г.г.) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций.Слайд № 16Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)Давайте сейчас послушаем произведение и  определим, что сейчас прозвучит:  романс или серенада. Слайд № 17Серенада – это музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь.Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма«Бременские музыканты»… Луч солнца золотого- А что такое шлягер? Определение.Слайд № 18Шлягер – это популярная на какой-то период времени, модная песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной), любое произведение различных жанров, пользующиеся особой популярностью.Слайд № 19Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой участница детского Евровидения 2009 годаИтог урока:Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке.(перечисление)Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу?(да)Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыкаИ закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»Слушание или исполнение песни «Земля полна чудес»

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X