Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Селина Любовь Владимировна

Рабочая программа

скачать документ

Вернуться назад

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
социально - педагогической направленности
«Юный журналист»


О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан.
Введение
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль, играют средства массовой информации. Они серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Пояснительная записка
Базовым материалом при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист», стало пособие «Журналистика в школе» Н.А. Спириной и «Пресс-клуб и школьная газета» Н.В. Кашелевой, утверждённые Управлением воспитания дополнительного образования детей и молодёжи Министерства образования Российской Федерации и рекомендованные для использования в системе дополнительного образования детей.

Направленность программы
Программа «Юный журналист» модифицированная, социально-педагогической направленности. Она предполагает освоение учащимися теоретических знаний и выработку практических умений по освоению навыков журналистского дела.

Уровень программы
В текущем учебном году реализация программы «Юный журналист» осуществляется на базовом уровне.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Юный журналист» заключается в решении такого блока задач общеобразовательной организации, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Введение данной программы обусловлено тем, что определённый круг обучающихся стремится развить в себе умения, способности необходимые для настоящего журналиста. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.

Педагогическая целесообразность программы
Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Программа имеет связь с базовыми предметами: русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика. В реализации программы прослеживаются межпредметные связи.
Программа дополнительного образования «Юный журналист» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. Структурно она делится на пять самостоятельных основных частей (блоков), включающих в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение работать над выпуском газеты, радио- и телепередачи:
Введение.
Журналистика как профессия.
Мастерство журналиста: работа со словом.
Публицистический стиль – основа журналистики.
Мир журналистики.

Новизной и отличительной особенностью программы является интеграция современных технологий и углубление в культурологическую сферу деятельности, что обогащает и разнообразит сам процесс обучения и воспитания.
Содержание учебного материала программы создаёт условия для активного включения обучающихся в окружающую социальную среду.

Возраст детей
Программа предназначена для изучения воспитанниками объединения дополнительного образования в возрасте 13 - 14 лет (8 класс).

Сроки реализации программы
Программа «Юный журналист» предназначена для реализации в течение 1 учебного года. Занятия проводятся из расчёта: 38 учебных недель, 190 часов в год.

Формы и режим занятий
В процессе реализации данной программы наряду с традиционными типовыми занятиями внедряются такие формы организации образовательного процесса, как:
брифинг;
дискуссия;
соревнования в мастерстве;
работа с аудиторией;
работа с прессой и литературой;
конкурсы-зачёты;
фотосъёмка;
интервью;
встречи со специалистами;
презентации;
экскурсии;
лекции;
наблюдения;
тренинги и др.
Занятия проходят 3 раза в неделю (5 часов) с группой обучающихся 22 человека.

Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации
Способы проверки ожидаемых результатов осуществляются с помощью диагностических материалов, дающих представления о степени усвоения учащимися программного содержания: наблюдений, индивидуальных опросов, анкетирования, тестов, проверочных работ, учёта публикаций журналистских материалов, проектной деятельности.
Основные критерии оценки практических работ: умение находить и собирать необходимую информацию, пользоваться различными источниками информации, глубина самостоятельного мышления автора, аналитика, логичность, грамотность и острота подачи материала.
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде итоговых занятий, фотовыставок работ учащихся, слётов юных журналистов, мониторинга участия в журналистских конкурсах и фестивалях

Цель программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
образовательные:
формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичной профессиональной ориентации;
изучение истории журналистики, этапов её развития;
вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое или косвенное отношение к медиасфере;
расширение общего кругозора;
развивающие:
всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
развитие индивидуального мышления, интересов, склонностей обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
познавательные:
вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;
развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории.
практико-деятельностные:
развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
мотивационные:
создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
социально-педагогические:
формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;
развитие ученического самоуправления;
формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.

Формы, методы и приёмы работы
В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Юный журналист» применяются различные формы, методы и приёмы работы:
тематические занятия и мероприятия;
эвристические и тематические беседы;
практическая работа по технологическим картам, шаблонам и др.;
поиск материала, разработка и обработка коллективных и индивидуальных сообщений;
составление таблиц – характеристик;
эксперименты, творческие проекты и исследования;
игровые и познавательные приёмы;
дидактические игры и др.

Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента будут формироваться:
знание основных исторических событий развития журналистики и общества, достижений и культурных традиций;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут формироваться:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут формироваться:
готовность и способность к участию в общественной жизни учреждения в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, конкурсах различных уровней и др.);
готовность и способность к выполнению норм и требований жизни, прав и обязанностей юного журналиста;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную и планированию путей достижения цели;
научится принимать решения на основе переговоров для выхода из проблемной ситуации
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, интерпретировать текст, осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, поисковые сервисы, формировать собственное информационное пространство для информационного обмена;
осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъёмку;
использовать различные компьютерные программы в своей творческой работе;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации; соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
понимать и использовать функциональные понятия и язык журналистики (термины, символические обозначения).
использовать различные методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск и др.;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта, находить способы проверки противоречивой информации.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в виде круглого стола с представлением и защитой «Портфеля творческих достижений».
Учебный план

№ п\п

Раздел, тема
Количество часов



Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов


Введение
6
6
12


Журналистика как профессия
21
17
38


Мастерство журналиста.
Работа со словом.
34
21
55


Публицистический стиль - основы журналистики.
26
14
40


Мир журналистики
22
23
45

Итого:
109
81
190


Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» предусматривает ознакомление обучающихся с понятием журналистики как вида творческой деятельности, её задачами и функциями, спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ. Она включает сведения по истории создания и развития периодической печати, радио и телевидения, информационных агентств и Интернета, а также изучение особенностей развития СМИ в настоящее время. Обучающиеся знакомятся и углубляют свои знания об особенностях и структуре различных литературных и публицистических жанров. Особый упор делается на изучение наиболее распространённых жанров - интервью, репортаж, статья, заметка, корреспонденция.
На занятиях воспитанники получают сведения об основах мастерства журналиста, связанных с умением находить, обрабатывать и распространять информацию, работать с документами и учатся работать, обращая внимание на язык, стиль, выбор слова, исправление ошибок, т.е. занимаются подготовкой материала к печати. В ходе обучения большое внимание уделяется вопросам правовой и этической культуры журналиста, его сотрудничеству с аудиторией. Предусмотрено знакомство с риторикой как составной частью подготовки обучающихся к профессиональному обучению, которая учит искусству композиции текста, овладению техникой речи, речевой культурой.

Материально – техническое обеспечение программы:
Техническое оснащение кабинета:
Мультимедиа
Персональный компьютер
Фотоаппарат
Оборудование кабинета:
Магнитная доска (школьная)
Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)
Шкафы для учебных принадлежностей
Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):
Линейки – 10 шт.
Карандаши простые – 10 шт.
Карандаши цветные (в наборах) – 10 шт.
Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах) – 10 шт.
Ножницы – 10 шт.
Циркуль – 5 шт.
Канцелярский нож – 5 шт.
Материалы:
Клей: «ПВА», канцелярский, клей-карандаш.
Калька, копировальная бумага.
Наборы цветного и белого картона и бумаги.
Природные и бросовые материалы.

Список используемой литературы для педагога
Аграновский А. Призвание. [Текст] / А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.
Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.
Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.
Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009
Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. СПб., 2009. – 226 с.
Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В.В. Ворошилов. СПб., 2009. – 620 с.
Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.
Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. [Текст] / В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики. [Текст]: учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.
Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. [Текст] / – М.: Айс, 2008.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. – М., 1995 г.
Кеворков В.В. Рекламный текст. [Текст] / В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.
Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н. Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.
Крутова О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.
Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.
Правовое поле журналиста. [Текст] / - М: Столица, 2011.
Ропель К. Как научить детей сотрудничать.
Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010
Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.
Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») [Текст]: Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.

Интернет-ресурсы:
http://italingua.ru - «История журналистики русской».
http://jf.pu.ru - «Заголовок на газетной полосе».
http://media.utmn.ru - «Очерки истории зарубежной журналистики».
http://mec.tgl.ru - «Организация школьной газеты».
http://molod-oi.narod.ru - «Молодёжка.ш».
http://pedsovet.org - «Школьная газета».
http://post.tomsk.fio.ru - «История газеты»








HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER146




Заголовок 1 Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X