Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54973

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Татарникова Наталья Борисовна

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях

скачать документ

Вернуться назад

Татарникова Наталья БорисовнаМуниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 43 (МБДОУ № 43)Иркутская ОбластьУчитель-логопедИспользование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях.Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы: Скудный словарный запас. Нарушение звукопроизношения.Неумение грамматически правильно построить предложение.Затрудняются построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, т.к. заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Речевые недостатки, как правило, сочетаются с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно мышления и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Оптимизировать процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ТНР позволяет использование приёмов мнемотехники. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).К.Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким–нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету». Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.Использование приёмов мнемотехники вызывает у ребёнка интерес к занятию, снижает утомляемость, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зашифровывается. Глядя на рисунки, ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, после - к мнемотаблицам.Мнемоквадрат – это отдельный рисунок (схема) с определённой информацией.Я использую следующие пиктограммы: скажи радостно (весело), грустно, громко, тихо, медленно, быстро; заштрихуй (раскрась, нарисуй).Мнемодорожка – это таблица из трёх и более квадратов, расположенных линейно.Я использую следующие мнемодорожки: - Что такое буквы- Что такое звуки- Короткие скороговорочки.Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.Использование мнемотаблиц значительно сокращает время обучения. У ребёнка появляется желание пересказывать, составлять рассказ — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Интереснее проходит этап автоматизации звуков, и результативность коррекционной работы возрастает.В своей практической работе я использую приёмы мнемотехники и наглядного моделирования на всех этапах коррекционно-развивающего обучения, что позволяет: - более целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; - актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; - упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; - упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные); - описывать предметы, составлять рассказы, пересказывать; - отгадывать и загадывать загадки; - заучивать скороговорки, стихи; - анализировать артикуляцию звука; - давать характеристику звука; Особое место в моей работе занимает использование в качестве дидактического материала мнемодорожек и мнемотаблиц. В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения не раз доказали свою эффективность мнемодорожки для формирования артикуляционного праксиса: последовательное выполнение упражнения «катушка», «чашечка», «желобок», «вкусное варенье».Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я использую дорожки для проведения артикуляционной гимнастики. (Например, цепочка для звуков «л-ль»)А также мнемотаблицы для анализа артикуляции и характеристики звуков.В таких таблицах рисуем вместе с ребенком правильное положение губ, языка, зубов, отображаем основные характеристики звука. Это помогает ребенку запомнить артикуляцию, самостоятельно контролировать правильность артикуляции при произнесении звука.На этапах автоматизации и дифференциации звуков использую мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения чистоговорок, скороговорок, стихотворного текста, текстов для пересказа и составления рассказа. Пользуюсь разработками И.И. Сахаровой «Чистоговорки в картинках», И.В. Баскакиной, М.И. Лынской «Цепной текст», Барсуковой Е.Л. «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек», Е.А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки».Также составляю свои варианты мнемодорожек и мнемотаблиц чистоговорок, скороговорок, стихов и текстов. Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.Для организации коррекционной работы по развитию навыков словообразования, словоизменения использую дидактические игры с мнемотаблицами «Семейка слов», «Приготовим угощение», «Кто как передвигается» и другие. При знакомстве с родственными словами использую следующую мнемотаблицу: - название предмета- умен.-ласк. форма- мн. число- прилагательное- действие- как называют человека, выполняющего то или иное действиеОтрабатывая согласование существительных в роде, числе, падеже, использую следующую мнемотаблицу:14859026993854168140280416029489402880360166306528803603962402880360Детям предлагаются пиктограммы: глаз (вижу кого; что?), скрипичный ключ (пою о ком; о чём?), подарок (подарю кому; чему?), сцепленные ладошки (дружу с кем; с чем?).Вокруг данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).Отрабатывая согласование существительного и числительногоПредлагаю детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т.п. указано цифрой в квадратике (например: три ежа, три медведя; пять муравьёв, пять бабочек и т.д.При образовании приставочных глаголов использую такую мнемотаблицу:- самолёт отлетел, облетел, влетел, пролетел, перелетел, подлетел, вылетел, прилетел и т.д.358140606171055816561664851577340622363542348156280785335851562807852434590628078544386565665359296406566535558165710946033585157109460242506570808851396365722376042348157195185Такие мнемотаблицы помогают детям с ОНР осознать и проанализировать различные способы словообразования, словоизменения. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания. Трудно переоценить значение мнемотаблиц для пересказа сказок, рассказов, самостоятельного составления описательных и сравнительных рассказов.В своей работе пользуюсь методическим пособием Л.Е. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» Пособие состоит из 3 разделов.В 1 включены рассказы с картинками-подсказками. Рассказ предваряется рисунком и загадкой, которая знакомит ребёнка с главным героем.Во 2 разделе помимо картинок-подсказок, дана сюжетная картинка.3 раздел составляют рассказы по серии картинок.По мере надобности составляю свои мнемотаблицы. При составлении описательных рассказов по лексическим темам, рассказов по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок использую пособие «Опорные схемы», пособие Т.Ю. Бардышевой «Обучение связной речи детей 5-6 лет. (6-7 лет) Картинно-графические планы рассказов».Также использую мнемотаблицы в проектной деятельности. С детьми готовили доклады о Байкале, нерпе, байкальской губке, голомянке.Байкальская губка – лучший природный фильтр. Это животное эндемик, т. к. обитает только в Байкале и нигде в мире больше не встречается. Живут губки долго (10 лет и более). Своим основанием губка обрастает камни, а длина ветвей может достигать 1 метра. Почти все губки имеют скелет, образованный известковыми иглами. Губка имеет различные оттенки зеленого цвета. Скопления губок напоминают морские кораллы. На губках любят поселяться бокоплавы, бычки, подкаменщики. Опыты показали, что губка размером 5-7 см за сутки процеживает до 20 литров воды.эндемик1020 В проекте по театрализованной деятельности, где дети инсценировали сказки, запомнить сюжет, последовательность событий помогали мнемотаблицы. Таким образом, использование приёмов мнемотехники в логопедической работе повышает у дошкольников с общим недоразвитием речи чувство заинтересованности и ответственности. У ребёнка появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.Используемая литература:1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2006. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.7. Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3, 10, 12 за 2001г.; №4, 12 за 2002г; № 9 за1996

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X