Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55421

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Бабушкина Ольга Юрьевна

Игровые приемы коррекции и развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Игровые приемы коррекции и развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаБабушкина Ольга Юрьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262» г. Ижевскпедагог-психолог Игра - это естественный путь обучения маленьких детей.Добрый день, уважаемее коллеги! Сегодня мы будем говорить об играх и игровых приемах коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.Использование в работе с детьми дошкольного возраста игровых приемов позволяет решить ряд важных задач:во-первых, благодаря игре появляется возможность превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;во-вторых, это естественный для детей переход от обучения к игре и создание благоприятных условий для их развития;в-третьих, игровой способ взаимодействия с детьми позволяет быть педагогу в позиции «вместе», а не «над»; в-четвертых, использование игровых приемов в структуре занятий позволяет решить ряд педагогических, развивающих и коррекционных задач;в-пятых, игровые приёмы повышают эффективность обучения и развития детей на занятиях.Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученые: Константин Дмитриевич Ушинский, Алексей Николаевич Леонтьев, Зоя Михайловна Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» - говорила Лидия Ильинична Божович. Зачем же отказываться от такой «волшебной палочки», как игровой прием в процессе обучения детей? В своей работе я охотно применяю игровые приемы обучения. Они направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру.Игра – это прием организации деятельности детей в совместной деятельности или набор приемов, выстроенных как в логике изучения программного материала, так и в логике организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.В психологической практике игровая деятельность выполняет следующие функции:Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение. Способствует воодушевлению и пробуждению интереса.Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, предлагает детям: «Веселые человечки построили себе домики. Ребята, помогите им, пожалуйста, найти свой домик» и т.д.Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел и даже превратить занятие в настоящее увлекательное путешествие.Педагог-психолог может проводить психологические занятия для детей в разных формах:Форма занятий: Индивидуальная (индивидуальные занятия)Мини-группы (занятия с двумя детьми одновременно)Групповая (фронтальные занятия)Индивидуальная работа - организационная форма работы, в которой процесс обучения протекает в диаде психолог-ребенок. В парной форме организации занятий – участники 2 ребенка и психолог, который ведет и направляет одновременно двух участников образовательного процесса.Групповая работа - совместная деятельность детей и психолога, которая направлена на активизацию взаимоотношений в группе сверстников, развитие (коррекцию) познавательной сферы и развитие коммуникативных навыков.Дидактическая игра является прекрасным средством развития и коррекции познавательной сферы ребенка. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Такая игра может использоваться во всех формах специально организованного обучения.Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. В своей работе использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, дидактические и интерактивные игры.В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной сферы ребенка. Сегодня мы остановимся на играх, способствующих развитию познавательных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления.Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия: направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности.Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:Целесообразно проводить на занятии в виде минуток отдыха.Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.Шепотная речь. Повтори, услышанное шепотом слово.Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:Игры на развитие зрительной памяти:Детям демонстрируется карточка, на которой изображено несколько предметов. Время показа 10-20 секунд. Надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается, дети воспроизводят предметы по памяти.Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации картинке, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, буквы и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети закрывают глаза, а педагог меняет 2-3 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).Ребенку показывают 5-7 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а психолог раскладывает предметы в разных углах кабинета, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).Предложить ребенку 5-7 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? Что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.Игры на развитие слуховой памяти:Психолог называет 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слово, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.Психолог называет 1-2 слова, несвязанных между собой по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ребенку, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). В это игре развивается память и активизируется словарь.Мнемотехника – прием запоминания посредством опорных схем.Пересказ текста. Психолог читает детям небольшой рассказ. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.Картинка-рассказ. Психолог зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета - картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.Игры на коррекцию и развитие внимания.Найди отличия.Нади и зачеркни. Корректурные пробы и упражнения.Что перепутал художник?Найди такой же предмет.Найди цифры по порядку.Запрещенное движение.«Веселые обезьянки». Дети повторяют за педагогом те движения, которые он показывает.Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:Для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и классификации предметов. Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).Узнай предмет, спрятанный за ширмой. Детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой загадки или придуманной самими детьми. Можно узнавать предмет с помощью вопросов.Группировка предметов по их основным свойствам. Детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-й лишний. Классификация предметов по заданному признаку. Можно проводить на любом предметном материале (игрушки, одежда, мебель, фрукты, овощи, инструменты и т.д.…)Сформированность понятий. Предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).Конкретизация понятий. Предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (транспорт – воздушный, водный, наземный …).Сериация (упорядочивание) объектов. Необходимо найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).Решение задач. Предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже?Логические задачи. Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?Игровые задания на развитие способности действовать в уме: ребусы, кроссворды (по теме занятий);Зашифрованные слова. Предлагают детям ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-й звук, из которых получится новое слово.Игровые задания на развитие умения рассуждать. «Бывает - не бывает», предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает. Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.Игровые задания на коррекцию и развитие воображения:Дорисуй до целого.Нарисуй город будущего.Превращение фигур.Пятнография.Рисование под музыку.Несуществующее животное.Важно на занятиях сочетать разные игры, при этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.Список использованной литературы:Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X