Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55421

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Веселова Елена Константиновна

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и урока «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» по темам: Л.Н. Толстой. Учение Христа, изложенное для д

скачать документ

Вернуться назад
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и урока
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры» по темам:
Л.Н. Толстой. Учение Христа, изложенное для детей. Православная молитва «Отче наш»

Веселова Елена Константиновна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №39» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 39» г. Смоленска)

Класс - 4(1 урок)
Предмет - Чтение (внеклассное)
Основы Православной культуры
Тема урока – Л.Н. Толстой. Учение Христа, изложенное для детей
Православная молитва «Отче наш»
Цели урока:
познакомить с новым произведением Л.Н. Толстого «Учение Христа», познакомить учащихся с православной молитвой «Отче наш», узнать о происхождении молитвы, понять смысл входящих в нее слов и выражений, познакомить с видами молитвы
уметь понимать образные выражения, уметь высказывать своё отношение к прочитанному, уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.
усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать»
осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость
Планируемые результаты
Личностные;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
формирование умений понимать причины успеха - неуспеха учебной деятельности;
Предметные;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Тип урока – урок изучения нового материала
Используемые технологии:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Интерактивные технологии (элементы)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Постановка целей урока
4 (а, б) Изучение нового материала
5. Первичное закрепление
6. Подведение итогов. Рефлексия
7. Домашнее задание

1. - Сегодня на уроке вас ждёт большая и интересная исследовательская работа, для исследования вам будут предоставлены разные тексты, а что в них общего вы узнаете в конце нашего занятия. Желаю вам удачи!
2. - Вновь обратимся к творчеству классика русской литературы Л.Н. Толстого.
- Что вы знаете об этом удивительном человеке и замечательном писателе?
- Какие произведения уже читали? О чём они?
- Вспомните, чем был занят Л.Н. Толстой в Ясной поляне?
- Часто на своих уроках Л.Н. Толстой разговаривая с детьми, учил их нравственности, а вот о чём он беседовал со своими учениками, как учил нравственности, вы узнаете из книги «Учение Христа».
- Послушайте, какое предисловие написал автор к этому произведению.
«В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни.
Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось - и из пересказов детей, и из вопросов их - все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их.
Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей».
3. - Определите цели вашего исследовательского занятия? (Уч-ся высказывают свои мысли)
4(а) – Предположите, о чём будем читать в этой главе? (рассматривается иллюстрация, после - выслушиваются ответы детей)
Совместное чтение 12 главы из книги «Учение Христа».
Отошел один раз Иисус от учеников и стал молиться. И когда он кончил, ученики подошли к нему и сказали: - Учитель, научи нас молиться. И он сказал им:
- Прежде всего, молиться надо не для того, как это часто делается, чтобы люди видели вас и хвалили за это. Если так делают, то делают это для людей, и от людей бывает и награда за это. Но для души нет пользы от такой молитвы. Вы же, если хотите молиться, то зайдите в такое место, где бы никто не видал вас, и там молитесь Отцу своему, и Отец ваш даст вам то, что нужно для души вашей. И когда молитесь, не говорите лишнего. Отец ваш знает, что вам нужно, и если вы и не скажете всего, он даст вам все то, что нужно душе вашей.
Молиться прежде всего надо о том: чтобы свят был в нас дух Божий; чтобы пришло царство Божие в душу нашу; чтобы жить нам не по своей воле, а по воле Бога; чтобы не желать нам лишнего, а только дневного пропитания; чтобы помог нам Отец наш прощать братьям нашим грехи их и чтобы помог нам избавиться от соблазнов и зла.
Молитва ваша пусть будет такая:
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя твое;
да приидет царство твое;
да будет воля твоя и на земле,
как на небе;
хлеб наш насущный дай нам
на каждый день;
и прости нам грехи наши, так же
как и мы прощаем всем тем,
кто согрешил против нас;
и избавь нас от искушения и от зла.
Молиться надо так, но если хотите молиться, то прежде всего подумайте о том, нет ли у вас на душе зла на кого-нибудь, и если вспомните, что есть зло на кого-нибудь, то подите прежде и помиритесь с тем, на кого держите зло, и если не можете найти того человека, то в сердце своем вырвите зло против него, и тогда только молитесь. Тогда только молитва ваша будет на пользу вам.
Лексическая работа.
- Объясните, как вы понимаете слова: сущий на небесах, хлеб насущный, избавь от искушения
– Вопросы по содержанию прочитанного (выборочное чтение)
- Кто и когда спросил Христа о молитве?
- Как Христос не велел молиться?
- Отчего так не надо молиться?
- Как и где надо молиться?
- Что бывает от молитвы?
- Отчего не надо говорить лишнего в молитве?
- О чем первое надо молиться?
- Что надо сделать перед молитвой?
4(б) - Вы услышали толкование учения Христа в пересказе Л.Н.Толстого, а теперь обратимся к нашей православной культуре. (Коллективная работа с текстом учебника)
- Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.
У православных людей есть три вида молитвы.
(Работа со справочной литературой – энциклопедией, справочниками, работа в Интернете, или же заранее подготовленные учащиеся)
Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.
Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.
Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).
Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.
В сказке про «Снежную Королеву» Герда молилась в ту минуту, когда ей преградила путь ледяная армия. Точнее, Герда принялась читать “Отче наш”.
Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:

Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире.
Лексическая работа
- Попробуйте, объяснить смысл слов в этом варианте молитвы.
Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).
Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.
Слово «иже» означает «который».
«Еси» - значит «ты есть».
«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.
«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.
«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».
«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. Насущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.
«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.
«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа. Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.
Теперь, когда мы знаем, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Неправильно – желать в молитве зла и боли другим людям.
5. Вопросы и задания после коллективной работы.
- Сравните две молитвы, что общего, в чём различие?
1. Что значит слово «молиться»?
2. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».
3. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?






Урок 4.
Молитва «Отче наш»
Задание 1.
Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех!
да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Иже еси на небесех ___________________________________________________________
святится _____________________________________________________________________
яко __________________________________________________________________________
даждь _______________________________________________________________________
якоже ________________________________________________________________________
искушение ___________________________________________________________________
от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 2.
Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».
О каких долгах идет речь? ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?
Перед Богом?
Если да, то какие? _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше.
Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:



Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?




6. Подведение итогов. Рефлексия
- Актуальны ли молитвы в настоящее время?
- Что же в исследовательской работе было интересно, сложно, а что было не совсем понятно?
7. Домашнее задание. Обсуди дома с родителями эти вопросы, если хочешь, запиши свои мысли
- О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость
- Что ты можешь сказать об этих людях? А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?


Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X