Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55348

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Кулинич Ирина Евгеньевна

Творческие задания как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.

скачать документ

Вернуться назад
УДК 378
Кулинич Ирина Евгеньевна
студентка 3 курса колледжа, преподавание в начальных классах
ФГБОУ ВО «Южно – Уральский государственный гуманитарно – педагогический университет», г. Челябинск
Научный руководитель: Павлова Лариса Николаевна,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно – Уральский государственный гуманитарно – педагогический университет», г. Челябинск

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Аннотация. В статье дано описание исследования по учебной мотивации младших школьников на основе анкетирования. В работе описываются технология и результаты проведенного исследования. Автор считает важным отметить, что итоги исследования должны войти в аналитический пакет для использования проектирования профессиональной деятельности классного руководителя в данном ученическом коллективе. Мотивация младших школьников изучалась на базе общеобразовательной организации во время прохождения студентом практики.
Ключевые слова: творческие задания, УУД, литературное чтение.
Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важных проблем стандарта второго поколения. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. В настоящее время интерес детей к чтению угасает, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, не сформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения.
Главной задачей учителя является обучить ребенка смысловому чтению и как осмысление цели чтения вызвать интерес к чтению. Проблема формирования познавательных учебных действий является острой на сегодняшний день. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Понятие творческие задачи складывается из совокупности факторов, которые являются движущей силой и процессом вовлечения ребенка в учебную деятельность. Опираясь на основные положения, касающиеся вопроса универсальных учебных действий младших школьников, было проведено исследование. Целью данного исследования разработка и апробирование уроков литературного чтения для формирования познавательных УУД.
В данном исследовании принимало участие 29 второклассников, 17 девочек и 12 мальчиков, в возрасте от 8 до 9 лет. До поступления в школу все учащиеся воспитывались в детском саду. Класс занимается по одному из наиболее известных в стране учебно-методических комплексов «Школа России». Проводятся внеурочная работа по следующим направлениям: «Я – гражданин России» (гражданско-нравственное воспитание); «В мире прекрасного» (художественно-эстетическое воспитание); «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (оздоровительно-спортивное воспитание); «Золотые руки» (трудовое воспитание); «Голубая планета - Земля» (экологическое воспитание); «Знание – сила» (развитие познавательной активности, интеллекта). По каждому из направлений в течение учебного года проводятся мероприятия: беседы, игры, олимпиады, конкурсы, праздники, акции, викторины, веселые старты и др.,- на которых дети узнают много познавательного и интересного для себя, раскрываются с новой стороны. Учащиеся класса посещают следующие кружки: художественная школа, музыкальная школа, кружок мягкой игрушки, дзюдо, футбол, хоккей, танцы. Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют семьи, где иногда случаются конфликты, которые, естественно, отражаются на детях. Класс в целом очень серьезно настроен на учебу. Добросовестно выполняют домашние задания, внимательно слушают на уроках. Условно обучающихся данного класса мы можем разделить на 3 группы: дети, которые внимательны и активны на уроке, имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса (11 человек); ученики, которые осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, верно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал (12 человек); дети, которые редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы, познавательная активность отсутствует. (5 человека). У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал. В классе ведется дневник читателя, куда записываются сведения о прочитанной учащимися книге. Хорошо знают многих авторов. Очень любят уроки математики, физкультуры, труда и рисования. Учащиеся класса активно участвует в классных и внеклассных мероприятиях. Особо выделяется большая группа учеников, которые умеют вовлечь весь класс в подготовку и к участию в мероприятии. Активно участвуют каждый год в международных конкурсах : « Русский медвежонок» и « Кенгуру» а так же «ИНФОЗНАЙКА». Но есть ученики, которых очень сложно приобщить к масштабным мероприятиям. Они охотнее всего работают отдельно. Например, в оформлении стенгазеты, уголка здоровья - они с удовольствием показывают свое умение. Все ребята класса дополнительно занимаются в кружках, выступают на сцене. Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий.
Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.
В учебниках «Литературное чтение» для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу.
О. В. Кубасова считает, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении. [2].
Исследование творческой деятельности связано с именами Г. С. Альтшуллера, П. Я. Гальперина, Завражнов В. В., Чагина М. В. [3]. В. А. Данилиной, З. И. Калмыковой, Я. А. Пономарева и В. Н. Пушкина, В. Д. Шадрикова, В. И. Тютюнника, Е. Г. Алиевой, Н. М. Гнатько, В. Н. Дружинина, Н. В. Хозратовой и др.
Эмпирическое исследование проводилось в форме беседу с учениками, анкентирования и опросы в ноябре 2018 года и в апреле 2019. В исследование использовались такие методики, как Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. [1]. Данная методика направлена на заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Классификация методов воспитания Г.И. Щукина[4]. Она содержит методы воспитания непосредственное влияние педагога на учиников; создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы, личностно значимого авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации; совместную деятельность педагога с воспитанником, общение с ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.
Результаты опроса до применения методик показали: что при простом чтении запоминание прочитанный материала идеально пересказать рассказ могли только 12 человек. 10 учащихся запинались и теряли свою мысль при пересказе. 7 учащихся вовсе не понимали смысл прочитанного произведения. Показатели были сняты с результатов опроса и тестов.
Результаты опроса после применений методик показал что при использование творческой работы такой как : разыграть сценку, составь план произведения и изобрази в виде рисунка, или схемы. Ученики стали лучше запоминать материал и понимать прочитанное.
Кроме того было установлено что до применения методик учащихся заинтересованы в чтении было только 45% из 100% читают книги в свободное время. В библиотеку было записано 14 ученика.
После применения методик было отмечено, что почти 96% учащихся заинтересовались чтением. В библиотеку записано 24 ученика из 29.
Таким образом, на основании полученных данных мы предполагаем, что классный руководитель должен пользоваться творческими заданиями на уроках литературного чтения, способствующие развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках в исследуемом ученическом коллективе. Наша позиция заключается в том, что творческая работа в учебной деятельности повышает развитие учащихся.


Список литературы

[1] Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №1. С. 93-97. URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/801/ (дата обращения: 11.05.2019)
[2] О.В. Кубасова. Литературное чтение. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Смоленск: Ассоциация XXI век,2014. [3] Завражнов В. В., Чагина М. В. Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №20. С. 396-399. URL https://moluch.ru/archive/154/43339/ (дата обращения: 11.05.2019).
[4] https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00488291_0.html

© И.Е.Кулинич
іђ Заголовок 1

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X