Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55348

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Щербакова Елена Минигораевна

Семинар – практикум «Инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста» «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

скачать документ

Вернуться назад

Мауниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Полянка»Семинар – практикум «Инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста»«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».Подготовил: воспитатель 1 кв.к. Щербакова Е.М.п. Жирекен,2019 г.Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:• соответствовать четко поставленной цели создания;• иметь соответствующий уровень трудности;• иллюстрировать типичные ситуации;• развивать аналитическое мышление;• провоцировать дискуссию;• иметь несколько решений. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.Как правило, кейс включает в себя:• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,• комментарий ситуации, представленный автором,• вопросы или задания для работы с кейсом,• приложения. К кейс-технологиям относятся:• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);• метод инцидента;• метод ситуационно-ролевых игр;• метод разбора деловой корреспонденции;• игровое проектирование;• метод дискуссии.Например:Ситуационно-ролевая игра.Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.Игровое проектирование:Цель — процесс создания или совершенствования проектов.Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.Как составить кейс.ШАГ 1  - Определить цель кейса ШАГ 2 -Описать кейсШАГ 3 - Обозначить кульминацию кейс-ситуацииШАГ 4 - Определить момент проблемного включения детей Где брать идеи для кейса?Реальные жизненные ситуации  Рассказы родителей Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.Вопросы, поступки, игры детей.Пример 1. Кейс-прогнозирование Направлен на: Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;Умение строить логические и обоснованные прогнозы;Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;Развитие критического мышления, умения включаться в коллективное решение сложных задач;Кому адресован:Дети среднего и старшего дошкольного возраста Ситуация:Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать.Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»Момент проблемного включения детей: Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?Пример 2. Кейс-неоднозначная ситуация Направлен на:проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.Пример 3. Кейс-проблемная ситуацияНаправлен на: умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений; способность формулировать проблему; умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; способность коллективно решать сложные задачи .Кому адресован: дети подготовительной к школе группы.Ситуация : Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе .Момент проблемного включения детей:Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, – перья прижать, чтобы теплее было? Пример 4. Кейс-диспут.Направлен на:умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон Кому адресован: дети старшей и подготовительной к школе группы.Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов).  После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?Момент проблемного включения детей: Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться  на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката.  Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь. Например: «Я обвиняю дождь за то, что он мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и…» Пример 5. Кейс с добавлением проблемной ситуации Направлен на:умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор; способность вести конструктивный диалог; способность выбирать наиболее актуальные решения Кому адресован: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.Ситуация: Однажды девочка по имени Нина собралась пойти с бабушкой в магазин.  Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список покупок и попросила Нину взять  его с собой, положить в рюкзачок.  Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавков, обнаружили, что бабушка забыла очки и не может прочитать список.Момент проблемного включения детей : Что дальше делать в такой ситуации? Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).В процессе освоения кейс-технологий дети:• учатся получать необходимую информацию в общении;• умение соотносить свои устремления с интересами других;• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;• учатся отстаивать свою точку зрения;• умение принимать помощь.Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:• происходит формирование у детей навыков работы в команде;• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.В «фото – кейс» входит:1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. В процессе освоения кейс-технологий дети:-учатся получать необходимую информацию в общении;-умение соотносить свои устремления с интересами других;-учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, --участвовать в дискуссии;-учатся отстаивать свою точку зрения; -умение принимать помощь.Вывод:Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.И в заключение…И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.А. В. Луначарский Практическая часть.А теперь попробуйте самостоятельно, опираясь на алгоритм действий, заполнить таблицу алгоритма решения кейса для детей старшего дошкольного возраста. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. Алгоритм работы над фото-кейсом: Первый этап: подготовительный. Знакомство с ситуацией (фотографией). В ходе рассматривания зачитывается текст: «Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника» На втором этапе: мотивационном, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку. Постановка проблемы :«Как вы думаете, в чем проблема?» (Ребенок мешает) Задание : «Какие действия предпринять, чтобы ребенок не мешал остальным?» На третьем этапе: «мозговой штурм», педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоционально-чувственный опыт детей, осуществляет координационную работу вовремя поисковый деятельности воспитанников. Решение: Дать ребенку особую роль-суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь». Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист». Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа). Четвертый этап-анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически мыслить. Вопрос «Почему мальчик так поступает?» -Хочет привлечь внимание. Хочет показать, что все знает. Хочет, чтобы его похвалили. И на пятом, оценочно-рефлексивном, этапе, дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют полученные знания. Вывод: необходимость знания психологических особенностей каждого ребенка своей группы и , в крайнем случае, привлечение педагога-психолога с целью формирования у ребенка адекватной самооценки и коррекции эмоционально-волевой сферы. Практическая работа для педагогов ДОУ:Задания для педагогов:Название этапаДеятельность педагогаДеятельность детейПодготовительный Знакомство с ситуацией (фотографией). В ходе рассматривания зачитывается текст: Показывает фотографию, зачитывает текст. Знакомятся с ситуацией МотивационныйПостановка проблемы: «Как вы думаете, в чем проблема?» -формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. осознают проблему; -концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Мозговой штурмактивизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение.-представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. Выбор решенияАнализ принятия решения.воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действийдети демонстрируют умения логически мыслить.Оценочно- рефлексивный.- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания -размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X