Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55348

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Багина Ирина Анатольевна

Игровая модель интеллектуально-творческого развития детей через дидактические игры при реализации ФГОС ДО

скачать документ

Вернуться назад

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций. С введением ФГОС ДО повысились требования к качеству дошкольного образования. В центре образовательной системы ставится личность ребенка, развитие его природного потенциала и творческих возможностей. Путем изучения и внедрения современных игровых моделей коллектив успешно достигает качественного результата. С выбором дидактических игр, решается одна из главных проблем дошкольников – это приобретение практических навыков в совместной и самостоятельной деятельности. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра- ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности авторы программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы дополнили ее отдельной главой для каждого возрастного периода, что позволяет нам видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии. Игровая модель интеллектуально-творческого развития детей через дидактические игры при реализации ФГОС ДО выстроена на взаимосвязи интереса, познания и творчества. Данную модель мы используем в работе по формированию у детей элементарных математических представлений, социализации, развитие общения, развитие речи, приобщение к искусству, музыкальной и физической культуре, опираясь на пособие В.П.Новиковой «Математика в детском саду», …. Дошкольники с большим интересом не отвлекаясь, могут упражняться в занимательном материале, в задачах на смекалку, перекладывать палочки или другие предметы по заданному образцу или по собственному замыслу, но умеют видеть далеко не все, а иногда не замечают самого главного. Если рядом взрослый, который учит их не только наблюдать, но и обучает решению задач, планировать свои действия, дети захотят больше проявить интерес к использованию занимательных математических игр ( ФГОС п.1.4. 3) ). Игровые упражнения, представленные в ней, направлены на развитие у детей психических процессов, способов умственной деятельности. Дидактический материал, используемый в дидактических играх, обеспечивает развитие мелкой моторики рук. Цель обучения: успешная подготовка детей к обучению в школе, необходимость получить не только знания, сколько умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Главный компонент игровой модели - ее назначение: активизация мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности дошкольников. Задачи: 1.Формировать у детей математические представления в форме и содержанию разнообразных дидактических игр. 2.Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. 3.Развивать умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. 4.Воспитывать умения сосредоточенно думать, проявлять интерес к математике, к логике и доказательности рассуждений. Игровая модель представлена игровой формой взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, развлечения, конкурса, занятия и др.), в которых используют занимательные дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного образования. В процессе обучения и развития дошкольников игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми или подгруппой в свободное от занятий время. Подходом к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике занимались А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. О роли игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве уделяли внимание А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев. Содержанием и структурой дидактической игры, упражнениями по развитию умственных способностей Ю.Ж.Генко, Е.И. Игнатьев. Для того чтобы научиться использовать дидактическую игру, надо знать, что она собой представляет ( дидактическая задача, правила, игровые действия) в отличие от дидактических игровых упражнений (назначение их- упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Используемый материал ( дидактические игры ) с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Процесс обучения состоит из следующих элементов: 1.Общая характеристика дидактических игр и упражнений ( с наглядным материалом, словесные). 2.Выделение умственных действий , из которых складывается процедура ихдействий. Суть игровой модели - сопровождение педагогом занятия или другой формы работы с детьми заключается в организации комфортного общения, приносящей удовольствие совместной деятельности и сотрудничества ФГОС.*3 ДО п. 3.2.1). Создание эмоционального комфорта участников образовательного процесса, способствующего созданию ситуации успеха, организации работы в зоне ближайшего развития. Достоинства игровой дидактической модели: многообразие занимательного материала, игр, задач, головоломок- дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Например, развивающие (дидактические игры) и упражнения они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксального результата. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа ( решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Дидактические игры мотивируют, стимулируют, активируют познавательный процесс, повышают интерес к изучаемому материалу. Создание условий в применении игровой модели в соответствии с ФГОС ДО: 1. Создание психолого- педагогических условий. ФГОС п. 3.1. Нами создается психологическое, эмоционально- комфортное благополучие для детей в группе. Обучение детей немыслимо без использования дидактических игр. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: заинтересовывать занимательным материалом. Увлекать и развлекать детей, развивать ум, упражняться в применении дидактических задач и в других видах деятельности, новой обстановке. 2.Развивающая предметно-пространственная среда. ФГОС ДО п.3.3.4. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. В групповой определяется место для развивающей предметной среды. У нас в группе созданы условия для математической деятельности, развития речи, конструирования ребенка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, вида деятельности, находить партнера по общению ФГОС ДО 3.2.1.* 6). Игры, возникающие по инициативе самого ребенка, приобщают его к сложному интеллектуальному труду. Разновидность развивающих предметных уголков – это специальное отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. РППС в группе несёт развивающую роль и отвечает всем ее принципам (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) в рамках ФГОС ДО. Успех игровой деятельности в организованном уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным дидактическим задачам для детей. 3.Материально-технические условия. ФГОС п.3.5. 5). В группе используется обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, стеллажи, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставляется возможность детям выбрать интересующую их игру, пособие игрового содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. На НОД используются ИКТ, фрагменты видеофильма, мультфильма, презентация к теме. Методический инструментарий обучения дидактическими играми познавательного содержания ФГОС ДО п. 3.2.1.*2). В процессе руководства деятельностью детей мы используем разнообразные методы, помогающие поддерживать у ребят интерес, стимулирующие активную умственную деятельность.Методы *практических действий; *беседа (диалог); * наглядный. По мере овладения детьми приемами решения задач дидактической игры изменяется соотношение их действий и рассуждений, которые сопровождаются практическим действием. Приемы *вопросы; *задания творческого характера; *указания поискового подхода; *оценка подтверждения правильного или ошибочного хода; Технологии, сопровождающие игровую модель интеллектуально-творческого развития *игровая; *сотрудничества; *ТРИЗ; *здоровьесберегающая; *индивидуального и дифференцированного подхода; *ИКТ. Средства обучения *ЦОР; * дидактический материал (дидактические игры, упражнения), *демонстрационный материал (наглядность); * Формы обучения *занятия, ( занятие- путешествие),* КВН, *олимпиады, * развлечения,* викторины, познавательные вечера досуга и т.п. Роль педагога в процессе деятельности детей 1.Воспитатель предлагает детям дидактическую игру. Частично подсказывает решение, что положительно влияет на результативность процесса поиска способа решения. 2.Наблюдает за действиями детей, влияет на успешность выполнения задания. 3.Анализируя образец, воспитатель предлагает детям подумать практический путь поиска варианта правильного ответа. 4.Идет поиск правильного способа решения по образцу, что приводит к положительному результату. 5.Поощрение детей, одобрение за сообразительность, настойчивость, инициативу. 6. Можно сделать зарисовки в индивидуальный альбом, тетрадь. Мы предоставляем выбор дидактических игр на разных этапах совместной деятельности, создаем условия для развития самостоятельности, поддерживаем детскую инициативу, культуру соучастия в жизнедеятельности группы. ФГОС ДО п.3.2.5*2). Оказываем недирективную помощь (недирективная помощь–партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей), задаём вопросы проблемного- поискового и причинно-следственного характера. Привлекаем детей к установлению правил взаимодействия в разных ситуациях. Игровая модель интеллектуально-творческого развития через дидактические игры предназначена для закрепления формирования познавательного интереса. Потребности в двигательной активности используются и в других образовательных областях общеобразовательной программы: представления об окружающем мире, навыков изобразительной деятельности, развития речи, коммуникативных навыков, памяти, внимания, способов умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ ПРОГРАММЫ СС С Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ• Игровые тренинги• Сюжетно – ролевые игры• Театрализованные игры Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об окружающем мире.Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и развивающие игры, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них способы решения. Речевое развитие включает:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря;развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.Подобранные дидактические игры соответствуют детской деятельности, способствуют самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Художественно-эстетическое развитие предполагает:формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятия как одно из средств реализации программных задач .В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. ФГОС ДО п.3.2.5. 2)Физическое развитие формирует важные качества личности ребенка: наблюдательность, сообразительность, быстрота, ловкость, находчивость, отрабатывают двигательные навыки. Приглашаем на подвижную игру: например «Третий лишний». Предлагаем детям спеть песню В.Шаинского, слова Г.Остера « Ужасно интересно все то, что неизвестно». В занятие включены дидактические развивающие игры как основа интереса к физической культуре, ЗОЖ.При проведении мероприятий любой формы в образовательном процессе выполняем требования на создание образовательной среды, которая: *гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей; *способствует профессиональному развитию педагогов. ФГОС ДОп.3.1. * 1),3).ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Работу с родителями и детьми ведем одновременно. Этим обеспечиваем разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к дидактическим играм, упражнениям, обучение их способам поиска ответа, решения. Формы и методы работы с родителями по игровой модели интеллектуально- творческому развитию через дидактические игры могут быть разными: тематические родительские собрания «Руководство дидактическими играми», «Значение занимательного материала для всестороннего развития детей»; беседа « Роль дидактической игры в подготовке детей к школе» и консультация «Что такое занимательный материал», просмотр занятий «Золушка», «Занятие-путешествие» и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли дидактических игр и занимательного материала, выпуск буклетов «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Математические игры дома» и другие. Работа с родителями в этом направлении является одним из аспектов педагогического всеобуча. ФГОС ДО п.3.2.5.*5) Итог работы. Если бы мне задали вопросы: Что нового, оригинального содержится в игровом модуле по данной теме? Ответ: «Уровень новизны зависит от цели, на достижение чего направленадидактическая игра, занимательного материала». На какие решения направлена проблема игровой модели интеллектуально- творческого развития через дидактические игры? Ответ: «Возможно проблемы для детей нет. Важно отметить, что своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости этой работы в условиях ДОУ». Решения направлены к обучению детей к школе, на развитие качеств личности ребенка, необходимых для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. Следует ли её использовать в работе? Освоение данной модели будет полезна всем педагогам, учитывая особенности педагогов и условий в которых он работает, непосредственно общаясь с ребенком, уважительно относится к его чувствам и потребностям. ФГОС ДО п. 3.2.5.*1). Результат качества образовательного процессаМетодически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал, дидактические игры способствует всестороннему развитию ребенка, обеспечивает единство воспитательно-образовательных задач. Целенаправленная организация детской деятельности обеспечивает прочное и глубокое освоение дошкольниками программного учебного материала. ФГОС ДО п.1.8. 1.Образовательной деятельности с детьми на основе изучения (диагностики) их индивидуального развитияМы планируем и организуем образовательную деятельность с детьми на основе изучения их индивидуального развития. В деятельности с детьми на протяжении трех последних лет разрабатываем и используем диагностические карты, тематические и игровые задания, осуществляем педагогическую диагностику через наблюдения, беседы, анализ продуктивной деятельности для поддержки ребенка и коррекции его развития. ФГОС ДО п.3.2.3.* 1). 2. Выполнение образовательной программы Учебный годКоэффициент освоения программы2016-2017уч.г. подготовительная группа96%2017-2018уч.г. 2-я мл. группа 97%2018-2019уч.г. средняя группа98%В течение трех последних лет мы профессионально использовали в образовательном процессе современные игровые модели, технологии, средства, приемы в разных видах детской деятельности с целью полноценного развития каждого ребенка. Работу строили на принципах интеграции, комплексного и деятельностного подхода, индивидуализации, социализации, партнерства, сотрудничества с семьёй в соответствии с требованиями ФГОС ДО Целенаправленно уделяли внимание развитию инициативности, самостоятельности, произвольно-волевой сферы на основе совместного обогащения и реализации центров активности в группе с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка ФГОС п.3.2.1.*5)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X