Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Шарипова Гульчехра шарифовна

«Развитие логического мышления у старших дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Развитие логического мышления у старших дошкольников»(Консультации для родителей ) Составила: Шарипова Гульчехра Шарифовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Огонёк» (МАДОУ №8 «Огонёк»ХМАО – Югра Г. Сургут воспитатель «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком,не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». Л.С. Выготский Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большой мере, степенью их оформленности в систему.Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости. Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Отсюда единственный правильный путь, ведущий к ускорению логического мышления - это игра.Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Логическое мышление включает в себя ряд компонентов: - умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; - умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; - умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; - умение производить логические операции, осознанно их аргументируя. Игра, а точнее, обучающая игра, - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать. В определенном возрасте игра необходима ребенку как воздух. И именно этим благотворным периодом родители могут воспользоваться для того, чтобы не только развлечь, но и максимально развить творческие и интеллектуальные способности своего малыша в игре. С этой целью предлагаем вам рекомендации и интеллектуальные игры на развитие логического мышления вашего ребенка. Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями). Здесь важно обратить внимание на то, чтобы ребенок выделял как можно больше признаков сравниваемых предметов, опираясь при этом на разносторонний анализ объекта.Игра «Исследователь»Вы и ребенок – «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударит по нему, подбросить и т. д. Игра «Чем похожи и чем отличаются"Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.Например: • платье и кроссовки; • роза и тюльпан; • заяц и волк; • сосна и каштан; • холодильник и пылесос; • тетрадь и книга; • клюшка и ракетка; • рыбы и птицы; • море и океан; • человек и обезьяна. С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции. Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов: •на предположение, угадывание, додумывание; • на выяснение причины или смысла происходящих событий; • на принятие решения и планирование своих действий.Например.Вопросы первого типа:- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу? - … зачем эти люди пришли в ресторан? - … для чего нам нужны книги? - … для чего нам нужны печки и плиты? - … для чего нам нужны ножницы? - … для чего человек спит? - … зачем нам нужен телефон?Вопросы второго типа:- Почему масло тает на раскаленной сковороде? - Почему вода в холодильнике замерзает? - Почему зимой включают отопление? - Почему предметы падают вниз, а не вверх? - Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?Вопросы третьего типа:- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать. - Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего? - В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть? - Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться? - Как узнать, сколько времени? Второе задание – более сложное. Оно требует осуществления обобщенности третьей степени (когда обобщенное слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объема). В данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце игры важно, чтобы малыш объяснил свои действия и ответы. Так же можно использовать в игре и другие группы объектов. Игра «Кто самый-самый" Игра позволяет научить малыша мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты (вербальная сериация). Совершенствуется и оперативная память.Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).1. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?2. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких- широких, длинных- коротких). Итак, не бойтесь играть со своим малышом, и тогда с вашей помощью он вырастет действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным человеком.Список литературы:Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском  саду.- Л.: 1990.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма пресс, 1999. - 96 с Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. -320 с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X