Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54972

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Мартынова И. А., Филоненко Н. Н.

Проект «Экологическая тропа в детском саду для детей с ОВЗ»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 49«Детский сад комбинированного вида»Проект «Экологическая тропа в детском саду для детей с ОВЗ»Выполнили:Мартынова Ирина Александровнавоспитатель МАДОУ № 49,Филоненко Наталья Николаевнавоспитатель МАДОУ № 49. Кемерово 2019 гСодержаниеАннотация……………………………………………………………………3Описание проекта……………………………………………………………4Приложение…………………………………………………………………..11Аннотация проектаПроект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МАДОУ№ 49 по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.I. Актуальность проекта.Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательное учреждение готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка.Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности детей с ОВЗ непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу.Описание проектаВид проекта: познавательный, исследовательский, оздоровительный.Продолжительность проекта: долгосрочный.По количеству участников: коллективный.Участники проекта:- воспитатели;- родители;- дети с ОВЗ.Территория проекта: территория детского учреждения.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её. Задачи проекта: -разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром; - обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы; - познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; - формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы; - воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы; - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы; - повысить экологическое просвещение родителей; - совершенствовать понимание закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды. Ожидаемый результат: • Дети: развитие представлений о растительном и животном мире; формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. • Педагоги: Создание «экологической тропы» на территории дошкольного учреждения Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей. Увеличение количества и качества дидактического и наглядного материала по экологическому образованию дошкольников. Создание «Паспорта экологической тропы», где описано местонахождение экологической тропы (в нем также указаны основные задачи, дается краткое описание маршрута, карта - схема); • Родители.Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера. Благоустройство и озеленение территории детского сада,VI. Этапы реализации проекта.Этапы реализации проекта:Название этапаСрокиРекомендуемая работаПодготовительный этап Январь -февраль- Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников;- Детальное обследование территории МАДОУ и выделение интересных объектов;- Разработка маршрутов и составление карты-схемы экологической тропы;- Составление конспектов занятий по маршрутам экологической тропы;- Распределение объектов экологической тропы между группами МАДОУ №49 для выполнения проектаОсновной этап (реализация проекта.) Практический с родителямиМарт-апрель- Выбор и описание экскурсионных объектов для создания экологической тропы; Практический с детьмиВ течение года- Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы ( см. Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности для детей на экологической тропе) ;Заключительный этапавгуст- Создание «Паспорта экологической тропы»-создание презентации проекта Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности для детей на экологической тропеМесяцТемаЦельСентябрь.Прогулка по участку детского сада.знакомство с временем года-осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского садаТема: «Сбор семян петунии» познакомить детей с цветами, растущими в цветнике (петуния, циннии), показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы.Октябрь.Экскурсия по уголку леса (экотропа) детского сада.продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях. Дать понятие о листопаде.ноябрьСоставление гербария «Лекарственные травы»познакомить с лекарственными растениями, объяснить, для чего они нужныдекабрьЭкскурсия по экотропе Точка «Уголок леса»продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лёд). январь"Зимующие птицы". Точка «Птичья столовая»Знакомство детей с зимующими птицами: воробьи, сороки, снегири, вороны, голуби. февраль«Покормим птиц»Точка «Птичья столовая»Подкормка птиц в зимнее времямартЭкскурсия по экотропе детского сада.познакомить детей с временем года-весна.апрель"Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)". Точка «Цветник»Знакомство детей с первыми весенними садовыми цветами. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.май"Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик".уточнить знания детей о весенней траве (зелёная, нежная, шелковистая) и одуванчике (жёлтый, круглый, похожий на солнышко), об условиях , необходимых для роста растений (солнце, вода, тепло, земля)ю. Воспитывать бережное отношение ко всему живому .Тема: Кто живёт в воде Точка «Водоем»Познакомить детей с обитателями водоёма.«Маленькие огородники» Точка « Мини - огород» и «Зеленая аптека»знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;Высадка рассады огурцов. Посев укропа и высадка лука. Посев лекарственных растенийиюль"Неживая природа"(песок)Точка «Песочница»Продолжать знакомить детей с песком, со свойствами сухого и мокрого песка, показать, что можно делать из песка .август«Мы спортсмены»Точка «Тропа здоровья»Ходьба по дорожке здоровья Риски и пути их сниженияНегативные последствияСпособы коррекцииНезаинтересованность педагогов в реализации проекта.Стимулировать активных участников.Незаинтересованность родителей в реализации проекта.Стимулировать активных участников.Оформить консультации по экологическому воспитанию детей.Проведение совместных мероприятий, экскурсий, выступлений.Приложение. 1Паспорт экологической тропыПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них. Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять Описание зон экологической тропы и рекомендации по организации работы с детьми: « Мини - огород» и «Зеленая аптека»Цель: создать условия для ознакомления детей с миром овощных культур, формировать представления о пользе овощей.Задачи:знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;развивать интерес к выращиванию овощных культур; воспитать желание помогать старшим и ухаживать за посадками;Цель: создать условие для ознакомления детей с миром целебных растений, формировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.Задачи: формировать и закреплять знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения; развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; Описание зоны «Мини – огород»: 2 грядки с посаженными овощными культурами: лук, укроп, петрушка, огурцы; Описание зоны «Зеленая аптека»: поляна с растущими лекарственными растениями: календула, шалфей, зверобой;Организация работы: наблюдение за работой взрослых; уход за посаженными растениями; опытно-исследовательская деятельность; наблюдение за ростом растений; знакомство с правилами посева семян; знакомство со свойствами почвы.«Птичья столовая»Цель: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.Задачи:Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.Знакомить детей с дикими птицами, их повадками, образом жизни в природе.Учить дифференцировать диких и домашних птиц.Воспитать любовь к живой природе, чувство ответственности за её сохранность.Описание зоны: деревянные кормушки с крышами, скворечники; Организация работы: наблюдение за жизнью птиц в разное время года, подкормка птиц зимой. «Уголок леса» с полянкой для отдыхаЦель: учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; воспитывать бережное отношение к растениям.Задачи:Учить детей узнавать части дерева их строение и отличие; Учить соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и изображением на иллюстрации.Описание зоны: зона включает разные породы деревьев смешанного леса (береза, рябина, сосна, ель и др), фигуры животных обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка, полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др). Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник. Организация работы: дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т. д). Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. «Цветник»Цель: обобщать и углублять представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;Задачи:Формировать представления детей о садовых цветах;Закреплять знания детей об основных частях цветов;Учить детей сравнивать растения по высоте, цвету;Учить ухаживать детей за цветами (высадка, полив, прополка);Воспитать у детей потребность в общении с природой, любовь к природе, желание любоваться окружающим миром;развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. Описание зоны: многолетние и однолетние цветы. Организация работы: сравнение клумбы и огорода; выращивание и посадка рассады; наблюдение за ростом растений и созреванием семян; характер поведения растений в разное время суток и в разных погодных условиях. «Тропа здоровья» Цель: сохранять и укреплять здоровье детей; профилактика плоскостопия, закаливание. Задачи:Воспитать у детей потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.Формировать представление детей о роли солнечного света в жизни человека.Знакомить детей с различными качествами и свойствами поверхностей материалов.Описание зоны: тропа, выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разно фактурным природным материалом: спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок. Организация работы: упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка. «Летняя лаборатория». (Песочница)Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир. Описание зоны: ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Деятельность: экспериментирование с песком в песочнице; демонстрация свойства песка и воды, элементарные опыты, игры. «Водоем» Цель: Познакомить детей с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения).Задачи:Учить детей строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи. Уточнить представления о том, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.Формировать представление о сезонных изменениях в живой и не живой природе.Учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание).Знакомить детей со свойствами воды в зависимости от времени года.Учить правилам поведения возле водоема.Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе, стремиться сохранить природу родного края.Описание зоны: искусственный водоем с обитателями (искусственные рыбки, лягушки, утки). Организация работы: организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. Краткое описание границ маршрута:Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 3). Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов, которые позволят работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Путешествуя по эко тропе от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. Экологическая тропа послужит не только объектом и средством деятельности детей, но и предоставит возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников ДОУ.Приложение 2Требования к организации охраны жизни и здоровья детей на "Экологической тропе"1. Общие требования безопасности 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан: 1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей. 1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника. 1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России. 1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра 1.2. Требования безопасности к оснащению территории: 1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов. 1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям. 2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу" 2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан: 2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др. 2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков. 2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах. 2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке. 3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе" 3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан: 3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов. 3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования. 3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям. 3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории. 3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы. 4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях 4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан: 4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения. 4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. 5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан: 5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников. 5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка Приложение3Карта-схема экологической тропыМАДОУ№492663456112354567МАДОУ№492663456112354567Экспликация экологической тропы495306477000Обозначение и нумерация зон эко тропы4826048895Обозначение и нумерация летних веранд-114303746500Ель-12700107950Птичья столовая-17780603250Песочница5270594615Мини-огород5143501060450092900558420-1143010604500Цветник35814067310-11430109855Кустарники254093980Пень-11430131445Муравейник487173961759690100330Пруд и его обитатели842010298450339090298450-495303746500Деревья берёзы, рябины, липы5080109220Зелёная аптека2794062230Скворечник5143594615Тропа здоровьяПриложение 4Конспекты мероприятий на экологической тропе. «Путешествие по экологической тропинке осенью»Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зелёных насаждений; формировать навыки посадки деревьев; развивать умение ориентироваться по плану экологической тропинки. Воспитывать интерес к растениям, как к живым существам. Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, машина, кастрюля. Интеграция: образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Ход: В группу приходит почтальон Печкин: Печкин: Здравствуйте, ребята! Я – почтальон весёлый Печкин Я целый день спешу – открытки, телеграммы, посылки разношу. - Вам письмо! Получите и распишитесь. Воспитатель: Спасибо, почтальон – Печкин. Ребята, давайте посмотрим, кто прислал нам письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Лесовичок, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной по моей тропинке. Вы не удивляйтесь, что я не сплю, хотя и на дворе осень. Я же хозяин тропинки, я должен в любое время года следить за её состоянием, встречать гостей. Чтобы найти меня, возьмите план моей тропинки. Жду вас». Воспитатель: Друзья, вы хотите в гости к Лесовичку? Тогда берём план тропинки и отправляемся в путь. Ребята, посмотрите, а вот и Лесовичок нас встречает. Здравствуй, Лесовичок! Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Очень рад вас видеть. Вы приходили ко мне в гости летом много раз. А сейчас к нам пришла осень, и я хочу прогуляться с вами по моей осенней тропинке. Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Воспитатель: Посмотрите, как всё изменилось на тропинке. Ребята, что вы заметили? Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод. Лесовичок: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? Да, правильно для этого нужно, что бы было тепло, что бы был свет, вода. А сейчас хватает света и тепла? Да, не хватает, потому что на улице прохладно и тучи все чаще закрывают солнышко. Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут. Лесовичок: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям. Да, правильно, нужны. Воспитатель: Опавшие листья, как перина, будут защищать корни от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Лесовичок: А весной опавшие листья, перегнив под дождём, удобряют почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста. Воспитатель: Ребята, давайте пройдём по тропинке и послушаем, как шуршат листья. Интересно? Красиво? Что мы слышим? Да, мы слышим, как листья шуршат, шелестят. Воспитатель: Ребята, как называются деревья, которые растут на тропинке? На тропинке растут тополя, берёзка, липки. Как вы их узнали? По листочкам. Лесовичок: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру «Такой листок лети ко мне». Воспитатель: Молодцы, все справились. Лесовичок: Ребята, я бы хотел, чтобы вы помогли мне посадить новое дерево на моей тропе. Это саженец дерева – клён. Воспитатель: Ребята, кто из вас видел, как сажают деревья? С чего нужно начать? Да, сначала нужно выкопать яму. Воспитатель: Выберите из предметов, которые здесь лежат, те, которые необходимы при посадке деревьев. (дети выбирают) Воспитатель: Почему вы не взяли машину? Почему не взяли кастрюлю с чашкой? Молодцы. Вы уже сказали, что сначала надо выкопать яму. Что будем делать дальше. Хорошо. Девочки, помогите придержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Мальчики будут лопатками присыпать корни, а затем польют саженец из лейки, ведёрка. Молодцы! Лесовичок: Спасибо вам ребята за помощь. Приходите ещё ко мне в гости. До свидания. Экскурсия « Путешествие по экологической тропинке весной» Задачи: развивать умение детей различать и называть хвойные и лиственные растения, сравнивать их, находя общие признаки: крона, ветви, ствол, корни. Уточнить знания детей о состоянии растений весной; развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Материал: план экологической тропинки, корзина для мусора. В интеграции: образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Ход: Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? Правильно. Наконец, пришла весна, Улыбнулась нам она. И согрела ясным днём Тёплым солнечным лучом. Ребята, а как приходит весна? Она приходит шумно, плавно, незаметно, с ветром. Покажите, как она может нам улыбнуться ласково, весело, по-доброму. Чем весна нас согрела? Да, своим тёплым солнечным лучом. А кого ещё весна, кроме нас, могла согреть? Весна согрела воздух, почву, растения, птиц, зверей. Давайте отправимся в гости к нашему другу Лесовичку. (ребята выходят из группы, а на встречу - им Лесовичок) Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Не хотите ли вы прогуляться по моей тропинке. Пойдёмте, друзья по тропинке весной Ответы искать под зелёным шатром. Просыпается природа. А вот и наша красавица. Не забыли, как называется это дерево? Не забыли – это берёзка. Берёзка – это дерево, или может быть куст? Это дерево, потому что у него один ствол, а у куста – несколько. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как набухли у неё почки. Скоро они совсем проснутся, и берёзка станет ещё красивее. У неё появятся не только листочки, но и серёжки. Когда это произойдёт, мы ещё придём в гости к берёзке. (по плану дети подходят к пихте) Лесовичок: Друзья, вы знаете, как называется это дерево? Нет, ребята, это не ёлка. Это дерево просто похоже на ель, а называется оно – пихта. Какое это дерево: лиственное или хвойное? И почему вы так думаете? Это дерево – хвойное, потому что у него есть вместо листочков хвоинки. Какие хвойные деревья вы ещё знаете? Да, ель, сосна. Молодцы, ребята! А вы знаете, что пихта – вечно зелёное растение. Свои хвоинки она сбрасывает редко и незаметно. Пихта и другие хвойные растения очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали? Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть на тропинке? Да, на тропинке не должно быть мусора. Давайте поможем Лесовичку, соберём мусор в корзину, а потом отнесём в мусорный бак. Лесовичок: Посмотрите, как красиво стало на моей полянке! Спасибо вам, ребята. По такой тропинке не только приятно путешествовать, но и приятно играть. Давайте поиграем в игру «Лесные тропинки». По считалке выбираем водящего. Остальные строятся за ним. Водящий ведёт колону по тропинкам, используя разные виды движений. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения. Могут быть и шуточные задания. Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? А сейчас закройте глаза, и почувствуйте, как ласковое солнышко гладит вас по лицу, как будто мама. (дети прощаются с Лесовичком и уходят) Тема: «Цветочная полянка». Задачи: обратить внимание детей на многообразие декоративных растений на клумбе, различные сроки их цветения; развивать умение детей восхищаться красками природы, формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассматривания причудливых форм цветков, стеблей, листьев. Воспитывать бережное отношение к растениям, понимая их важность в экосистеме; развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями. Материалы: бумажная бабочка, ведро для сбора мусора. В интеграции: образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Ход: На прогулке к детям приходит в гости хозяин экологической тропинки Лесовичок и предлагает рассмотреть бумажную бабочку. Лесовичок: Ребята, как вы думаете, куда полетит бабочка: на деревья, на цветы в клумбе? Давайте проверим! (имитирует полёт бабочки). Вы правильно догадались: она летит на полянку! Как вы думаете, почему? Да, потому что там много растений! Там её дом! Там очень красиво! Лесовичок: Друзья, как красиво у вас на полянке! Здесь столько цветов! Что вы делали, чтобы их было так много? Поливали! Не ломали! Не срывали! Какие вы молодцы! Вот поэтому бабочка и прилетела к вам, вы умеете ухаживать за растениями, беречь их! А вам нравится ваша полянка? Что красивого вы заметили? Да, на ней много цветущих растений. Воспитатель: Наша полянка разноцветная, приятно посмотреть. Динамическая пауза «Распускается цветок» Прямо к солнцу, на восток «растут», тянутся к солнышку Вылез маленький росток. Так прекрасны, так тонки, Золотые лепестки,И дрожит, дрожит роса, стряхивают руки Как упавшая слеза. руки к глазам и в стороныЛистик ярок и зелён, качают руками С ветерком играет он. Стебель крепок и упрям, руки вперёд - назад Он согнётся тут и там. наклоны в стороны Даже буря не сломает, круговые вращения Лишь немного помогает. раскачиваются из стороны в сторону Всех приветствует головкой, ладошки под подбородком Улыбается, звенит, «фонарики» Свежесть дарит, наслажденье, повороты Береги его малыш! Лесовичок: Ваши растения радуют и вас и меня, но посмотрите, около петунии лежит мусор, он мешает корням впитывать влагу, расправить листья. Как же мы можем помочь этому растению? Хотите помочь? Ведь само оно этого сделать не сможет (дети дружно собирают мусор, воспитатель контролирует соблюдение техники безопасности детьми). Молодцы, ребята! Была ваша полянка красивой, а теперь стала ещё краше. Вы хорошо потрудились! Давайте немножко отдохнём и поиграем в игру «Хорошо – плохо» (хорошо – хлопают в ладоши, плохо – топают ногами). - поливать цветы; - рвать цветы; - топтать цветы; - рыхлить землю; - любоваться цветами; - нюхать цветы. Молодцы ребята! Всё-то вы знаете! Посмотрите, сколько бабочек прилетело на нашу полянку. Это гостья наша их сюда позвала. Они хотят, чтобы эта полянка стала для них домом на всё лето. Вы не против? Лесовичок: Хорошо, ну а мне пора. До свидания. Тема: «Сбор семян петунии» Задачи: систематизировать представления детей о частях растений; формировать умения грамотного сбора семян петунии и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений;формировать практические действия с объектами наблюдения, сравнивать наблюдаемый натуральный предмет с изображённым на картинке. Воспитывать бережное отношение к растениям. Материал: «письмо», коробочки на каждого ребёнка для семян, картинка с изображением цветка петунии, план экологической тропинки. В интеграции: образовательные области «Познание», «Труд», «Здоровье», «Социализация». Ход: Дети выходят на прогулку и все вместе обращаются к объектам живой и неживой природы - Здравствуй небо высокое! Почему оно высокое? Потому что оно находится высоко над головой. - Здравствуй солнце доброе! Почему оно доброе? Потому что оно греет, а не обжигает как летом. Да, солнышко уже не такое жаркое, как летом. Почему? Правильно, потому что наступила осень. Ребята, посмотрите, нам опять пришло письмо от Лесовичка! «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? У меня на тропинке по-прежнему. Правда, все растения готовятся к зиме: сбрасывают на землю листья, семена. Может, вы мне поможете? Очень мне нравится одно растение, высылаю вам его фото и семечко. Сможете найти такое? Только аккуратно, не затопчите другие растения. Жду от вас помощи. До свидания. Лесовичок». Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинку. Внимательно смотрите и вспоминайте: растёт ли такое растение у нас. Посмотрите, у этого растения цветы похожи на воронку, на грамофончик и бывают разного цвета: белого, розового, лилового, сиреневого цвета. Пойдёмте искать. Кто нашёл? Что за растения, как называется. Да, это петуния. (если дети сразу по фотографии угадают растение, то, подойдя к нему, воспитатель сравнивает все части растения с фотографией; сравнение натурального объекта с картинкой необходимо произвести обязательно). Воспитатель: Посмотрите, все ли части растения изображены на картинке? Да, стебель, лист, цветок. Какой стебель? Стебель не высокий, хрупкий, не очень толстый. Какие листья? Листья петунии овальные, бархатистые, тёмно - зелёные. Я рада, что с одним заданием Лесовичка мы справились. Теперь надо узнать, есть ли на нашем растении семена. Но, сначала, давайте достанем семя из конверта. (достаёт 2-3 семечка).Ой, какое оно маленькое! Осторожно, не потеряйте. Ребята, какое семечко по размеру? Какого оно цвета? Семечко чёрного цвета. Покатайте его по своей ладошке и передайте другим ребятам. Догадались, какое оно по форме, если катается по ладошке? Воспитатель: Теперь давайте назовём всё сразу, какое семечко мы должны искать на растении. Да, правильно, маленькое круглое чёрное семечко. Давайте посмотрим, есть ли такие семена на нашем растении. Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зелёного цвета, а другое – чёрного? Кто догадался? Потому что чёрное – это спелое семя, а зелёное – недозревшее. А недозревшие семена можно собирать? Правильно! Только зрелые чёрные семечки мы будем собирать для Лесовичка. Вы не забыли, о чём нас он просил? Будьте осторожны с растениями: не наступите на них, не гните стебель, не рвите цветы, семена складывайте аккуратно в свои коробочки. Потом все семена мы отдадим Лесовичку при встрече. Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня потрудились. «Маленькие огородники»Задачи: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию. Ход: - В гости к детям приходит «Лесовичок», приносит посылку и говорит, что там кто - то шепчется и чихает. Но чтобы узнать кто там такой, нужно поиграть. Игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус». - Овощи рассказывают о себе (овощи могут быть настоящими или игрушка, или поделка). Огурец: Вы все меня знаете. Из овощей я самый первый появляюсь на вашем столе. Расскажите, какой я? (ответы детей). Я очень люблю тепло, потому что я родом из теплых стран. В холодную погоду перестаю расти и начинаю болеть. Листья покрываются желтыми и коричневыми пятнами, сохнут и отмирают, а маленькие огурчики перестают расти, и остаются недоразвитыми (дети находят подтверждение слов). Когда холодно, мы, огурцы, выглядим очень несчастными, так и кажется, что начнем чихать и кашлять. Зато в теплые дни мы распрямляем свои листья, усиками крепко цепляемся за веревку и тянем стебель все выше и выше. А маленькие огурчики начинают расти с такой скоростью, что их можно собирать каждый день. А знаете ли вы, что я почти единственный овощ, который кушают только незрелым? Вы удивлены? Проверьте сами (дети сравнивают незрелый огурец с перезревшим). Дети совестно с воспитателем собирают огурцы в парнике для приготовления салата на обед. Игра «На что похож этот огурец». Синьор Помидор тоже рассказывает о себе, дети рассматривают кусты помидоров, их цветы, маленькие помидорчики. - «Лесовичок» предлагает детям спросить у мам и бабушек о том, как они дома, на даче выращивают огурцы и помидоры. Организуется выставка «Огуречная страна». Дети дома вместе с родителями изготавливают любую поделку из огурцов. Экспериментирование с пескомЗадачи: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Материалы для экспериментирования: емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка). Эксперимент 1. «Песочный домик» Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться. Эксперимент 2. «Следы на мокром песке» Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами). Эксперимент 3. «Где вода?» Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).Тема: Кто живёт в водеЦель: Познакомить детей с обитателями водоёма.Задачи: Формировать представления детей о рыбах и других речных обитателях, понимание того, что они могут существовать только в чистой воде.Учить выделять общие признаки, различие и сходство между рыбами.Развивать речь, мышление, память, умение анализировать, размышлять.Воспитывать экологическую грамотность детей.Ход: - В гости к детям приходит «Лесовичок», вносит «Волшебную коробочку» и спрашивает детей, хотят ли они узнать, что внутри коробочки (ответ детей, Да)Лесовичок: Для этого нужно отгадать загадку.Плещет в речке чистойСпинкой серебристой.У родителей и детокВся одежда из монеток.Лесовичок: О ком эта загадка? Ответы детей (о рыбке). Воспитатель достаёт из коробочки игрушечную рыбку и предлагает детям рассмотреть рыбку (рассматривание игрушечной рыбки). Воспитатель: - что есть у рыбки? (ответы детей)Воспитатель: - чем покрыто тело рыбки? (ответы детей). Затем дети совместно с воспитателем рассматривают картинки «Рыбы» и выделяют общие признаки.Воспитатель: - как передвигаются рыбы? (дети показывают рукой)- где живут рыбы? (ответы детей)- а какие бывают водоёмы? (дети рассматривают картинки и повторяют за воспитателем) река, озеро, пруд.Воспитатель: - рыбы могут жить без воды? (ответы детей)- кто ещё живёт в воде? (ответы детей)- кто живёт на берегу водоёма? (ответы детей)Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем, повторяйте за мной.ФизминуткаКак в аквариуме нашем золотые рыбки пляшут.Они весело резвятся в чистой тёпленькой водице (дети танцуют, кто как может).То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке (дети сжимаются, приседают).То помашут плавниками (встают, руки в стороны. Машут руками).То заплавают кругами (дети кружатся).Воспитатель: Дети! Лесовичок предлагает вместе с ним поиграть в игру, которая называется «На речном дне»Экологическая игра «На речном дне»Лесовичок: Предлагает надеть гидрокостюмы, и спуститься на речное дно (дети вместе с воспитателем имитируют надевание гидрокостюмов)Рассматривание наборного полотна: водоросли, камешки, рыбы, улитки, среди них пакеты, банки, ботинок.Лесовичок: - все ли предметы здесь речные? (ответы детей)- что лишнее? (ответы детей)- хорошо рыбам и другим обитателям живётся среди мусора? (ответы детей)- чем можно помочь речным обитателям? (ответы детей)Дети приходят к решению убрать весь мусор из речки, чтобы рыбкам легче дышалось (дети собирают весь мусор).Лесовичок: - Молодцы! Стало чисто и светло! Рыбки вам очень благодарны за помощь и просят всех людей не мусорить возле водоёмов.Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили? (ответы детей).Воспитатель: - Что нового вы узнали? (ответы детей).

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X