Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54974

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Рябова Марина Валерьевна

Шахматы для дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Белоснежка»«Шахматы для дошкольников»Консультация для педагогов и родителей8248643810200 Выполнила: М. В. Рябова,старший воспитатель, педагог дополнительного образованияСургутИстория возникновения шахматной игрыО сути шахмат игроки спорят, пожалуй, с момента их зарождения. Одни считают шахматы азартной интеллектуальной игрой, другие — развлечением и проведением досуга. Кто-то считает шахматы искусством, причем наравне с театром или наукой, а кто-то приводят аналогию с военной битвой. Для кого-то — шахматы являются спортом, причем профессиональным, для кого-то — они всего лишь хобби.В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название берёт начало из персидского языка: «шах» и «мат», что значит «властитель умер».История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что эта игра появилась в Индии в 6 веке н. э., затем распространилась на Арабский Восток, затем в Европу и Африку. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформировалась к 15 веку, окончательно правила были стандартизованы в 19 веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. Сегодня шахматы распространились практически по всему миру и стали неотъемлемой частью человеческой культуры.Существует множество легенд об истории возникновения игры в шахматы. Вот одна из них. Как-то в Индии был очень мудрый правитель, и было у него два сына-близнеца, они отличались только тем, что один любил носить белую одежду, а другой - черную. Перед смертью правитель не знал, кого из сыновей сделать царем и поделил государство поровну. Но вскоре братьям захотелось, чтобы в стране был только один правитель и каждый считал, что им должен стать именно он. Братья поссорились, и началась большая война, в которой гибло очень много людей. Через некоторое время братья поняли, что война бессмысленна, и хотели бы остановить ее, но никто не хотел уступать и делать это первым. И как-то раз к ним пришел старичок и сказал, что знает, как выйти из этого положения. Он предложил вместо настоящих сражений, в которых погибают люди, воевать на доске с деревянным войском. И кто выиграет в этой битве, станет правителем всей страны. Братья согласились. Старик достал деревянную дощечку, фигурки черного и белого цвета, рассказал братьям правила игры, и началась многодневная битва, в которой тщательно придумывался каждый ход. В этой партии победил «белый», поэтому появилось правило - первыми в шахматах всегда ходят белыми.Значение шахмат в развитии дошкольниковЕсли проанализировать историю шахмат, то можно заметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Р. Фишер, Б. Спасский – в 6 лет, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – в 7 лет.Имеется положительный зарубежный опыт. В некоторых детских садах Чехословакии, Германии, Венгрии регулярно проводятся занятия по шахматам. Было замечено, что дети, прошедшие начальный курс шахматного обучения, показывают более высокие результаты в начальной школе.Таким образом, шахматы – это не только популярная игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального развития. Поэтому начинать обучение этой мудрой игре нужно как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – время, когда у детей наряду с наглядно-действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями. Эти умения – та база, на которой строится процесс начального обучения шахматной игре.Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир, учит логически мыслить, запоминать, сравнивать, оценивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать поставленные перед ними задачи в условиях дефицита времени, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.Правила игрыНачало игрыВ начале игры шахматная доска должна располагаться так, чтобы каждый игрок имел клетку белого (или светлого) цвета в правом-нижнем углу Шахматные фигуры расставляются одинаково в каждой партии. На второй и седьмой линиях располагаются пешки. Ладьи стоят в углах, кони рядом с ними, затем слоны, и, наконец, ферзь, который всегда стоит на поле одного с ним цвета (белый ферзь на белом, черный ферзь на черном), и король рядом с ферзем.Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. До этого игроки обычно решают, кто получит какие фигуры путем жребия. Сначала ходят белые, затем чёрные, потом опять белые, затем снова чёрные... И так до конца игры.     КорольШахматный король во всех языках обозначает верховного правителя. Король является наиболее важной, но и самой слабой фигурой. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении - вверх, вниз, в стороны, по диагонали. Король не может ходить на те поля, на которых он будет находиться под шахом (то есть может быть взят).  ФерзьСлово «ферзь» в русский язык пришло из персидского, в переводе означает «визирь» - мудрец, советник, первый министр.Ферзь является самой сильной фигурой. Он может двигаться по любой прямой (по горизонтали, вертикали или диагоналям) на любое возможное расстояние, но не перепрыгивая через фигуры своего цвета. И, как и у всех фигур, если ферзь берет фигуру соперника, его движение заканчивается.ЛадьяВ индийской игре ладья - это боевая колесница. Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок «Тысячи и одной ночи». И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя. Ладья может ходить на любое расстояние, но только по горизонтали и вертикали. Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и работают вместе!СлонВ древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось просто «слон».Слон может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали Каждый слон начинает на клетке своего цвета, и должен всегда оставаться на клетках того-же цвета. Слоны хорошо работают вместе, так как они покрывают слабые стороны друг друга.КоньВ древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Конь ходит не так, как все остальные фигуры. Сначала конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению (как русская буква “Г”). Также конь — это единственная фигура, которая может «перепрыгивать» через другие фигуры и пешки.Пешка     Слово «пешка» однокоренное с «пеший», «пехота». Это название означает «пеший солдат».Пешки отличаются от других фигур тем, что ходят и осуществляют взятие по-разному: ходят прямо вперед, а взятие осуществляют по диагонали. Пешки ходят только вперед на одно поле за один ход, за исключением их самого первого хода, когда они могут пойти вперед на два поля. Пешка может пойти на поле, занимаемое фигурой (пешкой) соперника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру (пешку). Пешки не могут ходить (осуществлять взятие) назад. Если прямо перед пешкой есть другая фигура или пешка, она не может пройти мимо этой фигуры или пешки либо взять ее.У пешек есть одна отличительная особенность - они могут превращаться в другие фигуры. Пешка, достигшая последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для чёрных), заменяется любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору игрока, совершающего ход. Превращение производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования. Обычно пешку превращают в ферзя. Только пешки могут превращаться в другие фигуры.Еще одно правило, связанное с пешками, называется «взятие на проходе». Это специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле. Подобная ситуация становится возможной только в тех случаях, когда пешка располагается на пятой (для белых пешек) или четвёртой (для чёрных пешек) горизонтали, а поле, которое пересекает пешка противника, находится у неё под боем. Взятие пешки противника может осуществляться только сразу после её перемещения на два поля. Совершать взятие на проходе можно только ответным ходом, иначе право взятия на проходе теряется. РокировкаЭтот ход позволяет сделать две важные вещи одновременно: обезопасить своего короля и вывести ладью из угла доски на более активную позицию. Рокировка заключается в перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Рокировка возможна при соблюдении следующих условий:- это должен быть первый ход короля в данной партии;- это должен быть первый ход передвигаемой ладьи в данной партии;- поля между ладьей и королем свободны, на них нет других фигур;- король не должен находиться под шахом и поле, которое он должен пересечь или занять, не должно быть атаковано одной или несколькими фигурами соперника.Обратите внимание, что в начале партии в одном направлении король ближе к ладье. Если Вы делаете рокировку в эту сторону, она называется рокировкой на королевском фланге. Рокировка в другую сторону, через поле, на котором в начале партии стоял ферзь, называется рокировкой на ферзевом фланге. Независимо от того, в какую сторону совершается рокировка, король передвигается на два поля. Шах и Мат     Как было сказано выше, цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Это происходит, когда король попадает под шах и не может из него уйти. Король может выбраться из-под шаха тремя способами: пойти на безопасную клетку (рокировка запрещена!), закрыться другой фигурой или взять шахующую фигуру. Если король не может избежать мата, то игра закончится. Обычно при мате короля не убирают с доски, а партия считается законченной.Ничья     Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья. Есть 5 правил, по которым шахматная партия завершается ничьёй:- пат, то есть положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться, так как все его фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом;- игроки могут просто согласиться на ничью и перестать играть;- недостаточно фигур на доске для того, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля);- игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд);- пятьдесят последовательных ходов были сыграны, при этом ни один из игроков не сделал ход пешкой и не осуществил взятие фигуры или пешки. Взялся - ходи!     Если игрок касается фигуры, то он обязан сделать ей ход. Если игрок касается фигуры соперника, он должен осуществить ее взятие. Игрок, который хочет прикоснуться к фигуре только чтобы поправить ее на доске, должен сначала объявить о своем намерении, как правило, говоря «поправляю». Контроль времени     В большинстве турниров используется контроль времени, отведенного на всю партию, а не на каждый ход. Оба игрока получают равное количество времени на партию, каждый игрок может решить, как использовать это время. После того, как игрок делает ход, он нажимает кнопку на часах, чтобы запустить часы соперника. Если у игрока закончилось отведенное на игру время и оппонент заявляет об этом, тот игрок, у которого закончилось время, проигрывает. Исключением являются случаи, когда у заявившего игрока недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в таком случае партия заканчивается вничью.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X