Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54967

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Болычева Анна Владимировна

Диагностика младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов: Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими. Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения. Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок. Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях. Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами. Основной целью педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.  специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.Собираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.Рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.Предусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику, как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; - по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; - спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.Педагогическая диагностика позволяет: – установить уровень овладения учебной деятельностью; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; –определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней, появляющейся при переходе в средние классы (Н. А. Менчинская). Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности ребенка в целом. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. Наиболее эффективные меры предупреждения ранней неуспеваемости - педагогическая подготовка и обеспечение психологической готовности ребенка к школьному обучению. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие: - недостаточное развитие мышления; - низкий уровень навыков учебного труда; - большие пробелы в знаниях; - отрицательное отношение к учению; - слабое здоровье, большая утомляемость; - низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность; - отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении ребенка.1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.2. Длительность сохранения расстройства. 3. Жизненные обстоятельства. 4. Социокультурное окружение. Поведение ребенка должно оцениваться нормами его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. 6. Тип симптома. Симптомы бывают разные. Одни обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. 7. Тяжесть и частота симптомов. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.8. Изменение поведения. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности показывают, ради чего школьники учатся.Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом: мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:- Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).- Узколичные мотивы: мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки); престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).- Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).Проблема готовности ребенка к школе имеет большую значимость. В современном мире быстроразвивающихся технологий огромную роль играет образование, причем школьное образование будет являться базой (фундаментом) для всего последующего «обогащения знаниями».Веяния западных тенденций заставляет пересмотреть систему образования, и многих детей отдают в школу с 6 лет. Однако ребенку, даже если он опережает сверстников в своем физическом развитии, будет очень тяжело обучаться, если не будет сформирована психологическая готовность к обучению в школе.Отдав «неготового» ребенка в школу, можно встретится с массой проблем: ребенок не будет успевать, не будет понимать, это выльется в нежелание учиться и ходить в школу, что в конечном итоге может даже сломать жизнь человеку. А ведь этих проблем можно избежать, если, решив отдать шестилетнего ребенка в школу, провести с ним обследование и установить его степень готовности.Рассмотрим методики, которые помогут установить готовность или неготовность ребенка к школе:1) Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.2) Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика3) Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.4) Методика для выявления уровня развития образных представлений5) Тест "Чего не хватает?", разработанный Р. С. Немовым.6) Лабиринт7) Тест «Десять слов».8) Тест «Четвертый – лишний».Взаимодействие семьи и учителя играет важную роль в жизни школьника, несет в себе важные задачи и функции. Для обеспечения точности педагогического воздействия учитель может использовать педагогическую диагностику. Она включает в себя разные формы исследований. Исследования нужно делать обязательно, т.к. воздействие учителя должно иметь определенную цель.Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. От удачного выбора формы взаимодействия порой зависит эффективность самого воздействия. Важно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителем является родительское собрание. Именно в процессе взаимодействия с родителями педагоги осознают свою роль в воспитании детей. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней.Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношение к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.Следовательно, содержание педагогического взаимодействия учителей и родителей имеет форму и метод. Порой они настолько близки, что невозможно провести четкую грань между ними. При изучении результатов деятельности необходимо использовать не одну методику, а систему их, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали достоверность результатов. Они должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики коллектива, взаимоотношений в нем. Они должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки. Это могут быть таблицы, диаграммы, экраны и т.д. Формы контроля: - Собеседование. - Тестирование.- Беседа.- Зачёт, контрольное упражнение.- Защита реферата, проекта, творческой работы. - Диагностическая игра.- Анкетирование.- Выполнение нормативов Формы предъявления результатов: олимпиады, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, концерты, фестивали, спектакли, защита творческих работ, открытые занятия, компьютерные презентации и родительские собрания.Можно выделить следующие аспекты: -выявление и сбор педагогически значимой информации, характеризующей педагогический процесс, его элементы и участников; - обработка и анализ собранной информации; - использование диагностической информации;-оценка достоверности диагностической информации, результативности диагностики; - накопление и хранение диагностической информации. Достижение намеченных результатов обеспечивает реализацию функций диагностики, среди которых выделяются: анализирующая – восприятие и распознавание педагогически значимых характеристик объектов диагностики и анализ их состояния; контрольно-оценивающая – контроль процесса, его компонентов и участников, оценка состояния объектов, степени соответствия диагностируемых объектов заданным параметрам; объясняющая – объяснение состояния диагностируемого объекта, степени его развития и уровня отклонения от какого-либо норматива, причин данного состояния и факторов, на него влияющих; информационная – предоставление участникам педагогического процесса полученной диагностической информации, а также помощи в ее интерпретации, ее разъяснение; интегрирующая – объединение информации, знаний о состоянии диагностируемого объекта, уровне его развития, полученных различными участниками образовательного процесса; прогностическая – предвидение и обоснование перспектив и возможностей дальнейшего развития объектов диагностики.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВенгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 2015. - 335с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671с.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М., 2013. 328с.Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия : учеб. пособие / Е. В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2017. – 217с.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2016, 250с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X