Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55356

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Басханджеева Галина Санджиевна

Духовно -нравственное и патриотическое воспитание

скачать документ

Вернуться назад
Духовно - нравственное и патриотическое воспитание
Басханджеева Галина Санджиевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» (МАДОУ детский сад «Кораблик») старший воспитатель пгт. Березово, ХМАО – Югра.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Работу по духовно-нравственному патриотическому воспитанию в МАДОУ детский сад «Кораблик» педагоги начали с создания развивающей предметно-пространственной среды.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания. В них собран иллюстративный материал - альбомы по краеведению, истории и природных достопримечательностях родного Отечества, государственная символика, предметы народно-прикладного искусства, костюмы, дидактические игры, игрушки.
Наши педагоги считают, что раскрытие творческого потенциала и развитие нравственных качеств личности ребенка полностью возможны через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в народных традициях, посредством вхождения в годичный народный календарь и праздничный цикл. С сентября у нас начинаются традиционные праздники русской народной и православной культуры. Первые народные праздники «Осенины», «Покровская ярмарка». Затем - «Новый год и Рождество», «Святки», «Масленица», «День славянской письменности», «День птиц», «Веснянка», «Пасха», «Троица». Также отмечаем государственные и патриотические праздники «День российского флага», «День народного единства», «День Матери», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День семьи, любви и верности» и др. Подготовка к праздникам осуществляется вовремя проведения тематических недель на основе интеграции всех образовательных областей.
С целью обогащения представлений о родном крае, самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, приобщения к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Севера в группе №11 «Белочка» ведется кружок «Люби и знай свой край родной» руководитель – воспитатель Пузина Надежда Петровна. В группе оформлен мини - музей, где собраны предметы быта обско – угорских народов.
На занятиях кружка дети расширяют свои знания о быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы. Участвуют в фольклорном празднике «Вороний день», который отмечается 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы. Обогащают словарный запас национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
Изучение родного края осуществляется посредством ознакомления с историй и прошлым родного поселка Березово.
Не менее важным условием патриотического и духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В рамках проведения в 2019 году в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре Года семьи, с целью пропаганды семейных ценностей, сохранение преемственности семейных традиций, раскрытия творческого потенциала семьи прошел районный конкурс «Род. Семья. Традиция», среди воспитанников и обучающихся образовательных организаций Березовского района. Воспитанники детского сада «Кораблик» приняли активное участие, заняли призовые места и были награждены грамотами Комитета образования Березовского района.
18 мая 2019 года в Березовском краеведческом музее прошло театрализованное представление «Тайна семейных традиций». Педагоги: Кислобаева Л.И., Басханджеева Г.С., Нурмагамедова Д.А. вместе с воспитанниками и родителями приняли участие в данном мероприятии. Девиз данного мероприятия: «Все мы разные, но нас объединяет дружба и семейные традиции!»
В выставочном зале ДОУ проходят тематические выставки посвященные: Дню рождения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Дню поселка Березово, на тему охраны окружающей среды. Выставки поделок совместного творчества детей и родителей рождественских поделок и пасхальных сувениров, поделки из природного материала «Дары осени» и т.д.
Разработан и внедрен проект «Развитие социокультурных и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством авторской программы «Горенка» руководитель Канева Татьяна Петровна, воспитатель группы №4 «Колобок». С данным проектом детский сад «Кораблик» принял участие в районном конкурсе «Березовский район. Точки роста 2019», где заняли первое место.
Сроки реализации проекта: 2018 – 2022 гг. (4 года)
Цель проекта: создание условий и системы работы в области развития социокультурных и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать систему внедрения работы авторской программы «Горенка», по формированию у воспитанников представлений о русских традициях посредством народной культуры.
2. Прививать детям интерес к родной культуре, истории, традициям и обычаям русского народа, народным праздникам;
3. Создать условия для активного участия детей в педагогическом процессе;
4. Разработать методические материалы для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;
5. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационного проекта;
6. Вовлечь родителей, социальных партнеров в проектную деятельность по формированию представлений у воспитанников о традициях русского народа;
7. Повысить статус образовательного учреждения в области развития социокультурных и духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста.
В детском саду созданы необходимые условия для реализации системы работы по развитию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Требования к кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации проекта, а также к развивающей предметно-пространственной среде определяются в соответствии с ФГОС ДО.
В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой задачи приобщения к культурным традициям представлены в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям», где формируются представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» формируются представления о том, что Россия - огромная, многонациональная страна, воспитывается уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Для обоснования педагогических аспектов приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, мы опирались на труды таких авторов, как О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева.
В детском саду создан уголок русского быта «Русская изба», где у детей есть возможность не только рассматривать, но и брать в руки предметы народного быта. В уголке проводятся занятия, беседы, развлечения.
Вопрос сохранения культурного и исторического наследия отражен также и в нормативных документах регионального уровня - государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы» от 09.10.2013 No 413-п. Распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 февраля 2010 г. No 91-рн «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года».
Современная образовательная политика региона ориентирована на укрепление культурно-исторических традиций. В Приложении к письму Комитета образования Берёзовского района от 26.03.2019 № 665 предлагается обеспечить ДОУ учебно-методическими комплексами по программе «Социокультурные истоки», что говорит о тесной взаимосвязи с темой проекта. Исходя из всего вышесказанного определено направление деятельности: «Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ» (Приказ Департамента Образования и Молодёжной политики ХМАО-Югры от 14.08.2018 года № 1120»).
В рамках реализации авторской программы «Горенка» у воспитанников значительно повысится уровень знаний о традициях русской народной культуры, возникнет желание познавать русскую народную культуру. Сформируются обобщенные знания об устном народном творчестве, истории русского народа, русских народных играх, традиционных и обрядовых праздниках, о быте на Руси. Дети научатся создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, рассказывать об истории и традициях русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.
Инновационный проект позволит от обособленной и разрозненной работы педагогов в области духовно- нравственного воспитания детей перейти на качественно новый этап развития, определить приоритетные направления, создать условия для реализации проекта.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Система занятий в избе включает не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.
Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры - отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. В дошкольном возрасте детей знакомят с правилами вежливости и формируют у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываются в играх с куклами и другими игрушками.
У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия «Путешествие в прошлое одного предмета» или «История одной вещи», которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.
Широкие возможности для решения поставленных задач таит в себе декоративно-прикладное искусство. Дети любят рассматривать иллюстрации, изделия народных промыслов, коллекцию кукол. Здесь решаются и задачи регионального компонента. При ознакомлении детей с национальными костюмами обращаем внимание на характерные особенности головного убора, обуви, какой цвет преобладает в костюме. Воспитанники с огромным удовольствием рисуют народные узоры, лепят предметы быта, выполняют аппликации.
Большую роль играет использование музыки. Дети слушают народную музыку, разучивают народные песни, танцы, играют на детских инструментах.
В русских народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка. Мы составили картотеку подвижных, малоподвижных, хороводных игр.
В детском саду создан мини-музей «Русская изба», который позволяет дошкольникам окунуться в атмосферу национальной культуры, почувствовать себя частью русского народа, увидеть, как жили их предки. В мини-музее есть такие предметы, как ухват, самовар, деревянная посуда, сундук, лавка, горшок, печь ит.д.
Очень многое зависит от той среды, в которой воспитывается ребенок. Семейные традиции благоприятно влияют на климат в семье.
Данные мероприятия позволяют укрепить семейные связи, наладить взаимодействие с семьями воспитанников. Знакомясь с декоративно-прикладным творчеством, дети знакомятся с бесценным опытом предков.
Организация связи с социумом позволяет максимально использовать возможности для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать образовательные задачи, воспитывать духовно-нравственные чувства дошкольников. При выстраивании партнерских отношений с учреждениями образования и культуры педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения, воспитанию духовно-нравственных качеств воспитанников.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016- 2020 годы» от 09.10.2013 № 413-п.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2000.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
4. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014.
5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 февраля 2010 г. N 91-рп «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
7. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А.В.
Орловой. М.- 2001.
8. М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова, Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Под редакцией Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.
















HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER147








Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X